Откуда на портрете нобелевских лауреатов Бориса Кустодиева самогонный аппарат

Борис Кустодиев, автопортрет, 1912 г.
Борис Кустодиев, автопортрет, 1912 г. Фото: Legion-media.ru
В 1921 году знаменитый русский живописец Борис Кустодиев создал единственный в мире двойной портрет лауреатов Нобелевской премии - Петра Капицы и Николая Семенова. В этой небольшой картине, как в капле воды, отразились судьбы ее выдающегося автора и героев, трагические и курьезные обстоятельства их жизни и нашей истории.

Название. «Портрет профессоров П. Л. Капицы и Н. Н. Семенова» в 1921 году не мог так называться. И не только потому, что молодые ученые, работавшие в Петроградском физико-техническом институте, пока не дослужились до профессорских званий. Просто профессоров в революционной России отменили еще в 1918 году и восстановили только в 1922-м.

Лица. В дом Кустодиева Капицу и Семенова привел друг семьи. И молодые ученые (первому было тогда 27 лет, второму - 25), увидев неоконченный портрет Шаляпина, сказали: «Вы все знаменитых рисуете! А напишите нас, мы тоже будем знаменитыми!»

Позднее Борис Кустодиев вспоминал: «И такие они бровастые, краснощекие (им и голод нипочем), такие самоуверенные и веселые были, что пришлось согласиться». Интересно, что будущие академики на портрете Кустодиева вовсе не выглядят такими уж «бровастыми» и «краснощекими», как другие персонажи художника - которые все почти одинаково щекастые, мясистые и румяные. По мнению искусствоведов, только для этой работы мастера характерны почти фотографическая точность и холодноватый колорит.

«Портрет профессоров П. Л. Капицы и Н. Н. Семенова»
«Портрет профессоров П. Л. Капицы и Н. Н. Семенова». Фото: Legion-media.ru

Сбывшееся предсказание. Художник спросил: уж не собираются ли гости замахнуться на Нобелевскую премию. На что немедленно получил утвердительный ответ. Свои Нобелевские премии, «предсказанные» ими самими в 1921-м, Семенов и Капица получили через много лет. Первый в 1956-м - в области химии, второй в 1978-м - по физике. Однако открытие, которое имело мировое значение и могло претендовать на премию, они оба успели сделать еще в 1920 году - разработали уникальную методику измерения магнитных моментов атомов. Но о трудах советских физиков тогда никто не узнал, а в 1921-м эксперимент повторили немцы Отто Штерн и Вальтер Герлах.

Трубка Капицы. Хотя жизнь в Англии и работа в лаборатории великого Эрнеста Резерфорда у Петра Капицы были еще впереди, он уже был настоящим англофилом. Курение трубки и любовь к английскому стилю стали спутниками юного физика с первой поездки в Великобританию в 1914 году. Правда, его жизнь в революционные годы не способствовала дендизму. Петр Капица ушел добровольцем на фронт Первой мировой в 1915-м. После развала армии вернулся в красный Петроград, где женился. Но зимой 1919 - 1920-го за один месяц молодой человек похоронил отца, жену, новорожденную дочь и двухлетнего сына. Все они умерли от свирепствовавшей тогда пандемии испанки.

Размер. О трагедии Кустодиев, скорее всего, не знал: Капица и Семенов были уже в молодости достаточно закрытыми людьми. Хотя в доме художника оба были частыми и веселыми гостями, шутили, смеялись, показывали фокусы, играли с детьми. К тому же Борис Михайлович был сосредоточен на работе и борьбе с недугом - из-за туберкулеза позвоночника он был частично парализован и с 1916 года прикован к инвалидному креслу. Поэтому большинство картин последнего периода жизни художника имеют небольшой формат. В том числе и двойной портрет будущих нобелевских лауреатов - всего 71 на 71 см.

Аппарат или прибор? Кустодиев хотел показать характер занятий молодых людей, но из-за своей малоподвижности писать их в лаборатории на фоне колб и реторт не мог. Тогда он попросил Капицу и Семенова принести ему какой-нибудь физический или химический прибор. И два веселых друга стали позировать с «рентгеновской трубкой». Позднее многие узнали в предмете, который держит в руках хитро улыбающийся Николай Семенов… часть самогонного аппарата. Сами академики ни тогда, ни позднее эту информацию не подтверждали и не опровергали.

Гонорар. Это был год продолжавшейся пандемии испанки, а в России - еще и время голода, Гражданской войны и разрухи. «Переход к новой экономической политике» (то есть возврат к нормальным товарно-денежным отношениям) был объявлен совсем недавно. Деньги из-за гиперинфляции почти ничего не стоили, поэтому гонораром художника стали петух и мешок муки, которые Капица и Семенов получили раньше в деревне за починку мельницы.

Два лауреата-2. Практичный Кустодиев, у которого не пропадал ни один набросок, использовал образы друзей и для другой своей работы. Поменяв ракурс и сменив одежду, художник изобразил ученых на большом полотне «Праздник в честь открытия II конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого». В самом центре композиции есть еще два персонажа с лицом Капицы - матрос с розой и внимательно слушающий участник митинга.

Художник и модели. Дружба героев картины с ее автором продолжалась до смерти Кустодиева в 1927-м. Уехавший в Великобританию Капица присылал художнику масляные краски, а во время кратких визитов ученого в СССР Борис Михайлович писал его портреты. Уже после смерти Кустодиева в 1935-м физика, приехавшего навестить мать, по приказу Сталина оставили в Советском Союзе. Николай Семенов поддерживал товарища, тяжело переживавшего разлуку с женой и детьми, и свое вынужденное возвращение в СССР. В 1960-х годах академик Петр Капица, которому принадлежала картина, подарил академику Семенову ее копию с надписью на обороте: «Портрет хорошо сохранился, а мы здорово постарели. Но в душе мы оба такие же молодые и глупые, как на портрете». Оригинал двойного портрета выставлен в мемориальном музее-кабинете Капицы в Москве.






Почему ни бешеные деньги, ни ум, ни щедрая душа не помогли Альфреду Нобелю обрести счастье
10 самых крутых открытий, которые сделали нобелевские лауреаты