Даже спустя 30 лет после развала СССР советская классика не потеряла своей актуальности. Каждый год российские зрители без устали пересматривают такие культовые ленты, как «Служебный роман», «Москва слезам не верит» и другие картины. Герои советских фильмов давно уже стали как родные, и мы продолжаем им сопереживать даже после десятого просмотра одной и той же ленты.
Однако не все персонажи советского кино вызывают симпатию у зрителей. Поступки и поведение отдельных героев подчас кажутся нам странными и даже отталкивающими. Как отмечает психолог Наталья Георгиева, у многих из них прослеживаются симптомы ментального нездоровья. В интервью «Пятому каналу» специалист привела в пример нескольких персонажей из советского кинематографа, которых можно назвать токсичными.
Родион из фильма «Москва слезам не верит»
Фильм Владимира Меньшова вышел на экраны в 1979 году, сразу же покорив сердца зрителей. Эта оскароносная лента до сих пор пользуется большой популярностью среди поклонников советской классики. По ходу сюжета главная героиня картины Катерина в исполнении Веры Алентовой доказывает всем, что она сама способна о себе позаботиться — и ребенка в одиночку воспитает, и карьеру построит.
А вот неудавшийся жених Катерины Родион, наоборот, стал настоящим антигероем картины. Узнав, что девушка из самой простой семьи и работает на заводе, он поступает подло и бросает ее. Зато спустя много лет, когда Катерина стала директором завода, а он так ничего и не добился, Родион пытается заново войти к ней в доверие. Однако наученная горьким опытом Катерина с чувством собственного достоинства отказывает ему.
«Токсичны — это те, кто ломает жизнь другим, чтобы получить личную выгоду. Вот в этом заключается токсичность. С такими людьми надо быть сильными и не давать себя использовать, потому что, как только ты проявишь слабость, они сразу же вовлекутся в твою жизнь», — заметила психолог Наталья Георгиева.
Юрий Васильев в роли Родиона Рачкова. Фото: кадр из фильма
Ольга Рыжова из фильма «Служебный роман»
«Служебный роман» поднял в свое время немало актуальных вопросов. В том числе в ленте 1977 года отражена тема зависти, которая может толкнуть человека на ужасные поступки. По ходу развития сюжета фильма Ольга Рыжова сталкивается с отвергнутым ею воздыхателем Юрием Самохваловым, который сумел хорошо устроиться в жизни. Вот только место рядом с ним уже занято, да и сама Ольга замужем и воспитывает сына. Однако по сравнению с женой экс-поклонника она живет намного хуже.
Не в силах справиться с завистью, Рыжова делает все ради возвращения Самохвалова. В погоне за мечтой обрести социальный статус жены Юрия Ольга постоянно ее критикует в надежде подбить его на измену супруге.
Психолог утверждает, что такие люди, как Рыжова из «Служебного романа», из-за зависти способны на самые разные поступки. Однако справиться с этим неприглядным чувством можно — стоит лишь сместить фокус внимания на саму себя. Однако полностью избавиться от чувства зависти такому человеку поможет работа со специалистом.
Светлана Немоляева в роли Ольги Рыжовой. Фото: кадр из фильма
Юрий Самохвалов из фильма «Служебный роман»
Если Ольга является примером завистливого человека в ленте Рязанова, то сам Юрий Самохвалов на протяжении всего фильма демонстрирует другое токсичное поведение. Во-первых, он постоянно выставляет напоказ свои материальные достижения. Во-вторых, это именно Юрий предлагает Новосельцеву приударить за начальницей ради продвижения на службе.
«Вся токсичная информация о тебе — она от тебя. Поэтому то, что ты сам говоришь о себе, то и возвращается к тебе в обратную сторону. Если вокруг тебя создается токсичное поле, это означает, что ты вызвал огонь на себя. Токсична не Шура, а токсичен Самохвалов», — утверждает специалист.
Олег Басилашвили в роли Юрия Самохвалова. Фото: кадр из фильма
Легендарные актерские дуэты советского кино далеко не всегда находились в хороших отношениях и в жизни. Многие из них буквально ненавидели друг друга и предпочитали никогда не пересекаться.
Лента Карена Шахназарова «Курьер» в свое время наделала немало шума. Режиссер отобразил в картине тему подросткового бунта, конфликт поколений и так далее. По сути, каждый воплощенный в ленте образ можно разбирать с психологической точки зрения. Чего стоит поведение главного героя картины Ивана Мирошникова. Достойна внимания и героиня актрисы Анастасии Немоляевой, сыгравшей роль Кати Кузнецовой — типичной представительницы золотой молодежи 80-х.
Многие зрители не понимают, что не устраивает девушку. Ведь по сюжету она ни в чем не нуждается и может быть уверена в своем будущем. Нередко Катю ошибочно обвиняют в токсичном поведении только из-за того, что она пытается дать отпор своему отцу. Однако психолог Георгиева утверждает, что через проблемы Кузнецовой режиссер картины хотел поднять актуальный во все времена вопрос отцов и детей.
Анастасия Немоляева в роли Кати Кузнецовой. Фото: кадр из фильма
«Токсичные мероприятия — это такие, как секта, банды, наркодилеры. Токсичность проявляется в том, когда подростков вовлекают в антисоциальную деятельность за счет внутреннего проникновения, внедрения к подростку», — заявила Георгиева.