Николай Дупак: Любимов брать Высоцкого не хотел!

Бывшему директору «Таганки» приходится покупать билеты в родной театр
С любимой и единственной супругой Раисой Михайловной. Апрель 2009 года (Фото Ольги Елкиной)
С любимой и единственной супругой Раисой Михайловной. Апрель 2009 года (Фото Ольги Елкиной)

Бывшему директору «Таганки», проработавшему там 27 лет, приходится покупать билеты в родной театр.

Николай ДУПАК был директором Театра на Таганке с 1963 по 1990 год. По словам Николая Лукьяновича, именно с его подачи Юрий ЛЮБИМОВ стал худруком. После чего из театра были вынуждены уйти многие талантливые актеры, а позже и сам директор. В юбилейные дни он вспоминает о былом.

- Николай Лукьянович, вы ведь снялись почти в 60 фильмах, были ведущим актером Театра им. Станиславского. Какими судьбами оказались директором в «Таганке»?

- Меня пригласили в Московский театр драмы и комедии, как тогда называлась «Таганка», директором и актером. Главным режиссером там с 1945 года был Александр Плотников. Пришел я туда 2 сентября 1963-го. Сейчас Любимов всем врет, что это он один создал «Таганку», но пора и правду сказать.

С Юрием СОЛОМИНЫМ в фильме «Инспектор уголовного розыска»
С Юрием СОЛОМИНЫМ в фильме «Инспектор уголовного розыска»

Директор Театра киноактера Юрий Зодиев, с которым мы дружили, сказал мне: «Коля, сходим на дипломный спектакль студентов Щуки «Добрый человек из Сезуана». Мне спектакль понравился. Зодиев пригласил в гости Любимова с Целиковской. У него дома я и предложил Любимову прийти со своим курсом в наш театр. Это можно легко проверить, так как живы и Зодиев, и Карижский, с которыми мы вместе боролись за «Доброго человека…», когда его хотели закрыть.

Юрий Петрович от предложения вначале отказался, район Таганки был тогда не престижный. Он ждал, что ученые отдадут ему театр во Дворце культуры в Дубне. Был такой разговор. Но в Дубне ничего у него не получилось, и он пришел к нам. Приглашали мы его вместе с Людмилой Целиковской, которая сыграла огромную роль и в жизни самого Любимова, и в жизни Театра на Таганке. Недавно мне позвонили: «Дайте интервью о Целиковской».

Николай ДУПАК и Юрий ЛЮБИМОВ поначалу дружили семьями. Но потом их пути разошлись. Фото конца 60-х
Николай ДУПАК и Юрий ЛЮБИМОВ поначалу дружили семьями. Но потом их пути разошлись. Фото конца 60-х

Я отвечаю: «Наверное, лучше всех о ней расскажет ее бывший супруг Юрий Петрович». А они отвечают: «Да он отказался говорить!»

Это большая несправедливость, что Любимова считают единственным создателем театра. Да, он талантлив и своеобразен. Но «Павших и живых» и «Антимиры» он ставил с Петром Фоменко, «Преступление и наказание» - с Юрием Погребничко, «Пугачева» - с Раевским. А теперь их имена вычеркнуты, и портретов их нет в театре, как и моего тоже.

Любимова, кроме его собственного таланта, сделали знаменитым такие гении, как Демидова, Высоцкий, Филатов, Смехов, Золотухин, Ронинсон, Хмельницкий.

«Он пришел на все готовое»

- Куда девался Плотников и как Любимов стал худруком?

- К сожалению, в театре начались интриги. Молодежь хотела, чтоб худруком стал Фоменко, другие поддерживали Плотникова, но он сам решил устраниться. Партийное руководство навязывало нам Евгения Суркова - теоретика театра, обладавшего связями.

ЛЮБИМОВ с Александром СОЛЖЕНИЦЫНЫМ
ЛЮБИМОВ с Александром СОЛЖЕНИЦЫНЫМ

И в этой ситуации я решительно заявил Борису Евгеньевичу Родионову, начальнику главного управления культуры Мосгорисполкома, что, если утвердят Суркова, я возвращаюсь артистом в театр Станиславского. Родионов спросил, кого я вижу в должности худрука. Я ответил: «Любимова».

Тогда я и придумал эмблему театра - красный квадратик с черными словами по периметру. И к официальному названию «Московский театр драмы и комедии» добавил «на Таганке». До этого нас путали с другими театрами или драмы, или комедии. Несколько лет чиновники игнорировали новое название в официальных документах и вычеркивали «на Таганке», но потом привыкли.

- Как появился в театре Высоцкий?

- В течение всего 1964 года у него не складывалась жизнь. В Театре им. Пушкина ему ничего толком не давали играть, в Театре миниатюр вообще странные вещи творились. За него просила наша актриса Таисия Додина, и я пригласил его на прослушивание. Он показал отрывок из горьковского рассказа «Челкаш». Любимов сейчас рассказывает, что он сразу взял Володю в труппу, но было наоборот. Любимов сказал: «Зачем нам еще один пьющий актер?» Но мне Высоцкий приглянулся скромностью и великолепным чувством ритма. Поэтому я решил оставить его на испытательный срок.

ДУПАК (слева) с Владимиром ВЫСОЦКИМ
ДУПАК (слева) с Владимиром ВЫСОЦКИМ

А когда он умер, народ стоял в очереди, которая растянулась на несколько километров. (Прощание с Высоцким отмечено в Книге рекордов Гиннесса, как самое масштабное в мире. - В.С.).

- А кто мог принимать или увольнять актеров?

- По идее, только директор. Но Любимов старался отвоевать это право. В театр тогда приходили многие актеры, желающие работать у нас. Ведь мы экспериментировали, придумывали новое. Когда Любимов поступил к нам обыкновенным педагогом, в театре были и крепкая труппа, и репертуар. Так что он пришел на все готовое. Петр Фоменко был одним из режиссеров, а ведущие актеры: Всеволод Соболев, Алексей Эйбоженко, Вениамин Смехов, Готлиб Ронинсон, Таисия Додина, Кларина Фролова...

Но вскоре артисты стали уходить, Любимов постепенно их выживал. Ушли Эйбоженко, Александр Калягин. С ним вообще гадко поступили. Он играл Галилея в очередь с Высоцким. И как-то в 1965-м перед очередным спектаклем попросил у меня шесть пропусков для друзей из киногруппы.

С Андреем ВОЗНЕСЕНСКИМ на могиле ВЫСОЦКОГО
С Андреем ВОЗНЕСЕНСКИМ на могиле ВЫСОЦКОГО

За 20 минут до спектакля ко мне влетает Любимов:

- Ставьте Высоцкого, я ему позвонил, он уже подъезжает.

- Нет, сегодня будет играть Калягин, - отвечаю я.

- А я сказал, Высоцкий!

- Калягин пригласил друзей, нехорошо получится!

- А мне плевать!

- Но мы можем потерять Калягина!

- Я сказал, плевать!

Тогда я ответил, что пусть сам и говорит Калягину об этом. Спустя полчаса Александр Александрович принес мне заявление об уходе. Я не смог его удержать.

Некрасиво вышло и с Солженицыным. Он перед высылкой из страны пришел к нам с супругой посмотреть «Дом на набережной» и поговорить с Любимовым. Ну, я и предложил ему оставить верхнюю одежду в кабинете Любимова. Начался спектакль, Юрий Петрович заходит ко мне:

- Чьи это вещи у меня, почему не спросили?

- Да это же Александр Исаевич… У него к вам разговор.

- Ничего не знаю, заберите вещи.

После этого он срочно покинул театр, чтобы только не встретиться с Солженицыным…

А когда Любимов вернулся из-за границы в 1989-м, он собрал всех и объявил, что будет строить жизнь театра по западному образцу. То есть заключит контракты с необходимыми ему актерами, остальные - свободны. Причем с некоторыми договор будет только на один спектакль. Вот тогда против него выступили и Леонид Филатов, и Инна Ульянова, и другие, кто так ждал его возвращения.

С другом Петром ГЛЕБОВЫМ на своем 75-летнем юбилее
С другом Петром ГЛЕБОВЫМ на своем 75-летнем юбилее

«Просил доверия у Брежнева»

- Почему вы уходили из «Таганки» и год директорствовали в Театре на Малой Бронной?

– 13 января 1977 года Высоцкий попросил отпустить его на три дня в Магадан. Ему срочно нужны были деньги на подарок Марине Влади, а в Магадане обещали заплатить около 10 тысяч рублей - безумные деньги. Я и разрешил ему уехать. Как назло, Юрий Любимов пришел на спектакль с Жаном Виларом - французским режиссером, который хотел посмотреть игру Высоцкого. И когда на сцену вышел Лебедев, Юрий Петрович стал обвинять меня, что я разбаловал актеров, повысил зарплаты, что помогаю получать квартиры и дачные участки, а актер, мол, должен быть голодным. Я ответил: «Юрий Петрович, честь имею». И ушел из театра.

В то время я снимался в трех фильмах и решил завязать с театральными делами. Но бывший директор Театра на Малой Бронной Михаил Зайцев звонит мне: «Коля, большая просьба - прими «Малую Бронную». И я с удовольствием проработал там год. Провел реконструкцию, построил зал специально для эфросовского «Дон Жуана». К нам стали приходить маститые артисты: Алексей Петренко, Олег Даль, Михаил Козаков.

Николай Лукьянович на Брянском фронте. 1942 год
Николай Лукьянович на Брянском фронте. 1942 год

Станислав Любшин перешел из «Таганки», вернулся Николай Волков. В течение одного сезона мы набрали такой темп, что были постоянные аншлаги. Высоцкий неоднократно приходил. Он уважал Анатолия Эфроса, и тот угадал с Володиным участием в «Вишневом саде», который поставил в 1976-м в Театре на Таганке, когда Любимов уехал в Италию. Высоцкий гениально играл Лопахина, да и Демидова была хороша. А последняя Володина роль - Свидригайлов в «Преступлении и наказании» - вообще на уровне таких великих мастеров, как Качалов и Мордвинов. Сейчас таких актеров нет. Все кривляются и цену себе набивают.

- И что было дальше?

- «На Таганке» стали происходить интересные события. Любимова не утвердили директором - назначили Илью Когана из ТЮЗа. Гастроли в Париже прошли отвратительно. Да еще Юрий Петрович в интервью назвал министра культуры Демичева «химиком» и говорил, что нет свободы в СССР. Коган не смог это все смягчить, как ранее делал я. И, когда вернулись из Парижа, встал вопрос о закрытии театра. Тогда Любимов в письме стал упрашивать Брежнева: «Окажите мне высокое доверие…» И еще просил, чтоб меня вернули в театр. Брежнев спустил Гришину (Первый секретарь Московского горкома партии. - В.С.) директиву: «Окажите доверие художнику, то есть Любимову, и верните Дупака».

Театр сохранили, но буквально на второй день прекратилась стройка нового здания. Я же затевал ее на свой страх и риск - она была внеплановая. Помогали и Главмосстрой, и МГУ, и 1-й часовой завод. Дивизия Дзержинского выделяла 20 солдат на стройку. Тогда приобрести стройматериалы было затруднительно, все не покупали, а «доставали». Высоцкий бесплатно выступал для разных организаций, он был нашей «козырной картой». А мы для всех «спонсоров» делали концерты, играли спектакли. Было сотрудничество, удивительная атмосфера уважения, дружбы. А еще - озорство, риск. Что-то нам запрещали, давали выговоры, следили за нами. Когда же строители пришли к Когану с требованием дать машину бетона, он только руками развел: «Я здесь при чем? Ничего пробивать не собираюсь».

И спустя полгода меня снова позвали «На Таганку». Любимов позвонил в мае и говорит: «Как ваше здоровье, как жена, как дочери поживают? Может, встретимся?» Я по доброте душевной согласился, и мы встретились на Фрунзенской набережной, напротив церкви Николы в Хамовниках. Он просил меня вернуться «На Таганку». Зачем я только согласился?

- Сейчас наблюдаете за творчеством Театра на Таганке?

- Мне приходится покупать билеты в кассе. Отдал столько лет жизни театру, а меня даже на порог не пускают.

Николай ДУПАК
Николай ДУПАК

Когда я уходил в 1991-м, в репертуаре было 24 спектакля. А сейчас? Где «А зори здесь тихие...», «Павшие и живые», «У войны не женское лицо», «Пристегните ремни», «Перекресток»? Их больше нет. Сегодня там даже не авангард на сцене, а сплошные металлоконструкции, все на велосипедах туда-сюда ездят! Что это? Очнитесь, ребята...

СПРАВКА

* Заслуженный артист России Николай ДУПАК - актер, режиссер, архитектор, ветеран Великой Отечественной войны родился 5 октября 1921 года.

* Снялся в 60 фильмах, в том числе «Сорок первый», «Железный поток», «Служили два товарища», «Бумбараш», «Вечный зов», «Ярослав Мудрый».

* С 1963 по 1990 год - директор Театра на Таганке.

* Награжден золотой медалью «Слава нации».

* Высоцкий пел про него: «Быть иль не быть?» - мы зря не помарали. Конечно - быть, но только начеку. Вы помните, конструкции упали? Но живы все, спасибо Дупаку...»




*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов