«Братья Карамазовы» - фильм о России и человеческих страстях

Актёрам, снимавшимся в сериале, роли дались буквально кровью

Катерина Ивановна в сериале «Братья Карамазовы»

Катерина Ивановна в сериале «Братья Карамазовы»

Актёрам, снимавшимся в сериале, роли дались буквально кровью.

На Первом канале продолжается премьерный показ сериала «Братья Карамазовы». Над экранизацией самого сложного и загадочного романа ДОСТОЕВСКОГО режиссер Юрий МОРОЗ трудился несколько лет. Актерам, снимавшимся в сериале, их труднейшие в психологическом плане роли дались буквально кровью. Некоторые из них признаются, что эта работа изменила их мировоззрение, отношение к религии. С исполнителями главных ролей пообщался наш корреспондент.

Виктория Исакова: Муж мне платит меньше, чем остальным актерам

В сериале она играет Катерину Ивановну, невесту Мити, оставленную им ради Грушеньки. Воплотить на экране эту «великого гнева женщину», как назвал ее Дмитрий Карамазов, под силу далеко не каждой актрисе. На роль было много претенденток, но в итоге она досталась Виктории ИСАКОВОЙ.

- Скажите честно, ведь у вас было огромное преимущество перед другими претендентками, поскольку Юрий Мороз, режиссер сериала, - ваш супруг?

- Я проходила пробы наравне с другими, очень хотела получить эту роль, потому как чувствовала, что она моя. Да, режиссер - мой муж, но наши личные отношения отражаются на работе лишь в том, что я несколько лучше, чем другие, его понимаю.

С Андреем КРАСКО на съёмках фильма «Частный заказ»

С Андреем КРАСКО на съёмках фильма «Частный заказ»

- Катерина Ивановна мечется между Митей и Иваном. Глубоко вникнув в образ, можете сказать, кого же она все-таки любила?

- Она долго не может понять, кто ей нужен из двух мужчин. Но по-настоящему любит, как мне кажется, Ивана. Играть глубокие чувства - самое сложное для актера. К счастью, мы с Толей Белым (Иван) давно дружим. Всегда легче работать, когда есть еще и человеческий контакт. Достоевский - невероятно современный автор, если правильно его понимать.

- В вас самой есть какие-то черты вашей героини?

- В каждой своей роли я многое вытаскиваю из себя, так было и здесь. Например, нам обеим присуща противоречивость характера. Очень интересная роль и, конечно, сложная. Вообще нет большего счастья, чем играть в такой сильной драматургии. Мы снимали в Суздале, Москве, Подмосковье, Ленинских Горках.

Зависть неизбежна

- Что для вас ближе - театр или кино?

- Я изначально - театральная актриса, до 26 лет вообще не снималась. Когда играешь в замечательном театре, чего еще желать? Но вдруг стали предлагать интересные роли. Сейчас я целенаправленно работаю в кино. Ведь если, скажем, лет в 35 мне захочется сыграть Федру и собирать при этом полные залы, нужно быть популярной. А широкую известность сегодня приносит актеру лишь кино и ТВ.

С мужем Юрием МОРОЗОМ на одной из презентаций

С мужем Юрием МОРОЗОМ на одной из презентаций (фото «ИТАР-ТАСС»)

- Только что на канале «Россия» показали киноверсию «Охоты на пиранью», где у вас - одна из главных ролей. Меня картина разочаровала, несмотря на сильный актерский состав. А как вы относитесь к этой работе?

- А чего вы ожидали? Это же боевик. Картина очень хорошего качества. Мне было интересно там сниматься. Да и могло ли не понравиться работать с Машковым и Мироновым?! Они прекрасные партнеры.

- Муж старше вас на 20 лет, ощущаете разницу?

- Нисколько! Он молод, красив и умен. Я постоянно у него учусь и счастлива невероятно, что он есть в моей жизни. А разница в возрасте… Может, буду чувствовать ее позже, а сейчас я иногда себя чувствую старше, чем он. Мы люди одной профессии, у нас много общих тем.

- Чувствуете зависть со стороны коллег?

- Это неизбежно. «Конечно, - говорят мне, - тебе гораздо проще, у тебя муж режиссер». Так заведите себе тоже мужа режиссера! Все это - пустые разговоры. Ну, снимет меня муж в одном, другом фильме, и что? Я ведь снимаюсь и у многих других режиссеров. Никакой муж роль за тебя достойно не сыграет. Это, скорее, Юре повезло. У него дома - две хорошие артистки, я и Даша. Ему не надо в очереди стоять, чтобы нас заполучить в свою картину.

- За съемки в своих фильмах он вам платит хорошо?

- Всегда меньше, чем остальным. Понятно, я ведь не скажу ему: «Нет, Юра, я не буду у тебя сниматься за такие деньги».

Виктория всего на семь лет старше своей падчерицы Даши МОРОЗ

Виктория всего на семь лет старше своей падчерицы Даши МОРОЗ («PhotoXPress»)

- Вы часто общаетесь с дочерью мужа - Дашей Мороз?

- Да, мы с ней - близкие люди. Я Дашей безмерно горжусь, она большая умница и очень талантлива.

- Ревности с ее стороны не чувствуете?

- Уже давно нет. Место ее мамы Марины Левтовой я никогда не займу, я для Даши - только подруга и жена ее отца.

Расписались в обед

- Вы сами ведете хозяйство, готовите?

- Я прекрасно умею готовить, но занимаюсь этим крайне редко, мы ведь постоянно заняты. Юра в 9 утра уходит, в 10 вечера приходит, и мы пересекаемся только в обед. А вечером мы никогда не едим. Юра готовит потрясающе вкусные котлеты. Я иногда прошу: «Юрочка, давай ты сделаешь котлетки!»

- У вас необычная машина - «мини-купер». Почему выбрали именно такую?

- Это подарок мужа, Юре она очень понравилась. Она у него ассоциируется со мной.

- Любите свой дом?

- Очень! Я из него вообще бы никуда не выходила, обожаю быть одна. На свете немного людей, которых я «терплю». Юра - один из них. Мы не мешаем друг другу, можем вместе молчать, и это чудо. Это просто судьба, что мы нашли друг друга.

В фильме «Остров»

В фильме «Остров»

- Я слышала, что именно вы были инициатором начала ваших отношений.

- Просто я поняла, что иначе быть не может. Это тот человек, с которым я хочу прожить всю жизнь. Юра и правда никакой инициативы не проявлял, но меня это не интересовало, я сама ему звонила. Потому что была уверена: это тот человек, которого я искала, моя судьба. Я решила: он свободен, умен, красив, и я сделаю все возможное, чтобы он был со мной. К тому же я чувствовала, что он тоже в меня влюблен. Но не делает первого шага, потому что переживает, что я моложе, да еще и такая независимая. Может быть, думал, что он мне совсем не нужен. Мужчины больше, чем женщины, боятся принимать судьбоносные решения. Я пригласила его на свой спектакль, он сразу же пришел.

В сериале «Охота на пиранью»

В сериале «Охота на пиранью»

- Для вас был важен официальный брак?

- Мы пошли и зарегистрировались во время обеденного перерыва. Никто не знал, что мы идем жениться. У Юры была съемка, он сказал: «Ребята, я вернусь через час». Никакого платья на мне не было - брюки, а сверху сарафан.

- Как он вам сделал предложение?

- Никакой романтики. Мой папа мучил меня разговорами: ну как же так, ты живешь с мужчиной, который старше тебя на 20 лет, а он не собирается жениться. В результате мы пошли в загс для моих родителей, которые очень переживали, для них это было важно. В нашей же с Юрой жизни не изменилось абсолютно ничего. Мы жили два года без штампа в паспортах, потом его поставили.

- До Юрия Мороза вы были замужем?

- Да, это был очень короткий брак, длился всего восемь месяцев. Мне было 18 лет, и я была совершенно не готова к семейной жизни. Наломала дров.

- Какой самый романтический подарок сделал вам Юрий?

- Поездку на Венецианский фестиваль, я до этого никогда не была в Венеции.

В картине «Точка» (третья слева). Вторая справа - Дарья МОРОЗ

В картине «Точка» (третья слева). Вторая справа - Дарья МОРОЗ

СПРАВКА

* Виктория ИСАКОВА родилась в дагестанском городе Хасавюрте 12 октября 1976 г.

* В 13 лет с семьей переехала в Москву.

* После окончания школы с английским уклоном поступила в РАТИ (ГИТИС). Через год перешла в Школу-студию МХАТ (мастерская О. Н. Ефремова).

* После окончания учебы поступила во МХАТ им. Чехова, в 2001 году перешла в Московский драматический театр им. Пушкина.

* Снималась в фильмах и сериалах «Дневник убийцы», «Бухта Филиппа», «Охота на пиранью», «Точка», «Остров», «Доктор Живаго», «Ветка сирени», «Частный заказ» и др.

Сергей ГОРОБЧЕНКО (Митя Карамазов):

- Я уверен, что сегодняшнему зрителю фильм будет интересен. Ведь это кино о России, о религии, о всем понятных человеческих страстях. С XIX века изменилась только внешняя форма жизни, а суть человеческая остается прежней, так что все, что переживали, о чем размышляли герои Достоевского, актуально и сегодня.

Я долго думал, соглашаться ли на эту роль, слишком уж психологически сложный характер предстояло воплотить, но теперь очень рад, что снялся в картине. Все, что было лучшего во мне, я постарался передать своему герою. У нас была замечательная, очень собранная актерская команда, и режиссер Юрий Мороз - тонкий и мудрый человек.

Павел ДЕРЕВЯНКО (Смердяков):

- Очень надеюсь, что зрителям наш фильм понравится. Все уже подустали от вестернов и боевиков. Вначале я пробовался на роль Алеши Карамазова, но потом утвердили Сашу Голубева. Считаю, что он попал в десятку. А меня утвердили на Смердякова. Я предложил для этой роли побриться наголо, но режиссер и художники идею не приняли. В итоге меня просто очень коротко постригли, думаю, это тоже интересная деталь в данном образе. Много времени я проводил на площадке с Толей Белым, мы давно знакомы, поэтому играть совместные сцены было легко. Особенно запомнились съемки в Белоруссии: в декорациях крохотной каморки, где живет мой герой, не было крыши. Холодища жуткая. Я какое-то время помучился, а потом говорю: «Ребята, у меня же пар изо рта идет, нужно что-то делать». Тогда вместо крыши натянули целлофан, поставили обогреватель, и все отсняли. Я даже не простудился.

Александр ГОЛУБЕВ (Алеша Карамазов):

- Самой сложной для меня сценой в фильме стала смерть старца Зосимы. После этой роли я стал намного серьезнее относиться к религии, начал ходить в церковь. Мне кажется, что нынешнему молодому поколению наша картина будет более понятной, чем фильм Ивана Пырьева. Хотя я ни в коей мере не собираюсь умалять достоинства той картины. У Пырьева постановка более театральная, у нас же цвет, много музыки. К сожалению, как мне кажется, я не все, что мог, передал своему герою, хотя мои коллеги с этим не согласны. Поэтому пусть рассудит зритель.

Юрий МОРОЗ, режиссер картины:

- Фильм очень долго не выходил на телеэкран, пришлось переписывать музыку. К сожалению, не получилось сработаться с Алексеем Рыбниковым, нашли другого композитора. Прерывались на четыре месяца, когда я доделывал фильм «Апостол». Мне был интересен материал, я люблю Достоевского. В этой экранизации у меня было больше свободы, чем у Пырьева. В те годы ведь была цензура, и многие очень важные куски романа ему пришлось упустить. Конечно, все, кто видел старый фильм, неизбежно будут сравнивать актеров: Ульянова и Горобченко, Лаврова и Белого. Я изначально знал, кого хочу взять на эти роли, но пробы все равно проводились. Был серьезный момент - должен ли возраст актеров соответствовать героям Достоевского или это не обязательно. В результате решил приблизить их к возрастной категории персонажей романа. И вот почему. Гораздо проще понять накал страстей, когда за женщину бьются мужчины 30 и 50 лет. А когда им 45 и 70 (как в фильме Пырьева), возникает вопрос о сути борьбы. И в этой ситуации совершенно непонятны метания Грушеньки между Митей и стариком Карамазовым. Я не делал видеопроб Сергея Колтакова. Вначале на роль отца утвердил Виктора Сухорукова, но с ним не получилось. Сергея же утвердил уже просто по фотографиям, он очень хороший актер. Сергею Горобченко досталось больше всех, ведь его герой Митя все время находится во взвинченном состоянии и еще у него груда труднейшего текста. Так что роль далась Сергею кровью. Но это Достоевский, никто и не ожидал, что будет легко.




*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов