Иван Дыховичный: К Высоцкому я себя никогда не приравнивал!

Известного режиссёра отпели в православном храме

Известного режиссёра отпели в православном храме

В среду 30 сентября Москва простилась с талантливым, интереснейшим человеком Иваном ДЫХОВИЧНЫМ. Его называли «актером грустного облика» и режиссером - интеллектуалом. Похороны прошли, а вот публичное словоблудие по Ивану Владимировичу продолжается. Теперь, после смерти, его называют еще откровеннее - «независимым некоммерческим режиссером».  

Удивительно, но Иван Дыховичный даже смерть свою обставил как-то по-особенному: отпевание усопшего прошло в православном храме, поминки в кинотеатре, и там же состоялся просмотр его фильма «Черный монах». Сам Иван «любовался» всем этим «безобразием» со стен фойе, которые были увешаны его замечательными фотографиями.

Кто бы чего сегодня ни говорил, на самом деле Дыховичный никогда не был массовым художником. Культовым - да. В смысле принадлежности к высокой культуре. Его путь в искусстве отличался самобытностью и, как казалось некоторым его оппонентам, - отстраненностью от реальности. На самом-то деле, как раз он-то и шел в ногу со временем. Только своей дорогой.

Правда к концу жизни художник сильно в ней разочаровался и пришел к печальным выводам: «Конечно, я работаю для себя, но я же должен иметь какую-то отдачу. Мне нужна какая-то живая стенка, с которой могу разговаривать. Но я практически не чувствую обратной связи», - признавался он.

Рядом с кумиром миллионов

Дыховичный пришел на Таганку в 1970 году. Высоцкий в те годы уже считался кумиром. Но вот удивительно: они сразу подружились. Несмотря на значительную разницу в возрасте. Может потому, что каким-то загадочным образом Дыховичный нес в себе детское откровение. И Высоцкий это прекрасно чувствовал.

Иван Владимирович, кстати, не особо принимал Высоцкого в роли Гамлета. Считал, что у того получается слишком «далеко от Шекспира». Более того, при всем их добром отношении друг к другу, Дыховичный был к коллеге достаточно критичен:

Вдова режиссёра Ольга

Вдова режиссёра Ольга

«Это его странная поэзия и его странное пение. Потому что это нельзя назвать поэзией в чистом виде и нельзя назвать пением», - говорил он в свое время. А вообще он называл Володю человеком жеста, удивительным образом влияющим на женщин:

«Откуда в Володе брались такие огромные силы, мне неведомо. Не отдаться Высоцкому - было круче, чем отдаться. Женщины готовы были лечь под него в любую минуту. Вообще-то он был человеком мажорным, любил куражиться. Когда не пил».

Вместе с Дыховичным мы собирались писать главу к моей новой книге о Высоцком. Начали даже записывать разговоры на диктофон. Не все, к сожалению, успели сделать. «Боря, только не пиши, что я приравниваю себя к Владимиру. Смотри не соври в моих ответах. Я ведь не смогу это проверить», - подшучивал Иван Владимирович. Как в воду глядел...

Три жены и два сына

У него было три жены. И все они носили имя Ольга. С первой - дочерью члена Политбюро Дмитрия Полянского они прожили шестнадцать лет. В 1970-м году в этом браке родился сын Дмитрий.

Забавно, что в день своей первой свадьбы Иван умудрился потерять паспорт. Помог Высоцкий. Новый документ Дыховичному выписали за каких-то пару часов, после того, как Владимир дал концерт в паспортном столе одного из отделений милиции. Иван рассказывал, что он довольно долго ходил с тем самым «рукодельным» паспортом. Лишь случайно обнаружилось, что он фактически фальшивый!

Младший сын Ивана ДЫХОВИЧНОГО Владимир (в центре)

Младший сын Ивана ДЫХОВИЧНОГО Владимир (в центре)

Второй сын режиссера родился во втором браке в 1988 году. Владимир - полная копия отца.

Разногласия с Михалковым

Возможно ли понять смысл разногласий Дыховичного с Никитой Михалковым? Признавая Никиту Сергеевича «талантливым человеком, владеющим кинематографическим языком», Иван Владимирович на дух не принимал его умение «приспосабливаться ко времени».

«Михалков пытается быть каким-то гуру. Но он - не гуру. Совершенно фальшивый человек, который постоянно пасется при властной кормушке», - возмущался Дыховичный.

Он особо не афишировал свою принадлежность к еврейской нации. Любил шутить: «Всем и так понятно, кто я». А в разговорах на эту щекотливую тему всегда отстаивал чисто нравственную позицию и восставал против художников, спекулирующих на этой теме: «Вообще Михалков в душе антисемит. Он, конечно, заигрывает с еврейской темой, но лишь потому, что знает, как понравиться на фестивалях».

Слишком субъективное

О Дыховичном пишут в прессе - мол, он всегда говорил и делал то, что хотел. Все вроде правильно. Но при всей своей кажущейся независимости и бойцовском характере Иван Владимирович сильно обижался на время, в которое мы живем. Мы часто спорили на эту тему. Основной пункт: почему нужно обязательно искать виновных в своих собственных неудачах? Второе: разве искусство для масс всегда означает только ПЛОХОЕ? Альтернатива, видимо, проста: если ты хочешь стать известным и знаменитым, делай для этого все возможное, или не засоряй собой публичное пространство. Иди своим путем, живи, как хочешь, и твори, что можешь. Кто же мешает?

Андрей МАКАРЕВИЧ, Константин ЭРНСТ

Андрей МАКАРЕВИЧ, Константин ЭРНСТ

В таких спорах победителей не бывает. Дыховичный действительно всегда старался делать СВОЕ, не массовое кино. И имел полное право говорить: «Кино отдали на растерзание меркантильным людям. Эти люди считают деньги главным критерием в оценке человека».

В свете последних событий вспоминаются слова Тарелкина, персонажа, сыгранного Иваном в телепроекте «Деньги»: «Умирать полезно. Каждый должен это сделать хотя бы раз в жизни». Сегодня это звучит кощунственно. Запрограммированная обреченность слишком уж напрягает. Но меня поразило количество молодых, как сегодня говорят, «продвинутых» лиц на похоронах Дыховичного. И ни одного коллеги с его родной Таганки. Разве что Николай Лукьянович Дупак...