Николай Дупак: «У Нины Шацкой была шикарная грудь»

Николай Дупак

Этого смелого, умного и очень доброго человека знают как самого известного директора Театра на Таганке. Того самого старого любимовского театра. Столь насыщенная событиями жизнь выпала далеко не каждому. Николай Лукьянович Дупак пережил многих, если не сказать всех своих друзей-товарищей. И только представьте, на минувшей неделе грандиозным торжественным вечером в московском Доме кино он справил столетие! С чем от всей души его и поздравляем.

С приходом Дупака Театр на Таганке и прославился на всю страну. Именно он и пригласил когда-то Юрия Любимова стать худруком. Но из-за сурового характера Юрия Петровича из театра были вынуждены уйти многие артисты, а позже и сам директор.

- Да, его кандидатуру я пробивал у самого высокого начальства! Юра - яркий, зажигательный, талантливый! Красавица-жена рядом, Люся Целиковская. Мужики с нее глаз не сводили. И начинать театр тоже с чего было - «Добрый человек из Сезуана». Сам я этот спектакль, конечно, видел еще в Щукинском училище. И пошло-поехало! С молодыми, талантливыми актерами все стало складываться. А старая гвардия как-то сама рассосалась. Но и Любимов к уходу некоторых тоже руку прикладывал. Выживал!

«Мы еще почудим!»

- Думал ли я дожить до такого возраста? - вздыхает Николай Лукьянович. - Иных уж нет… У меня все в жизни сложилось, Боря. Таких жизней хватило бы на несколько человек.

- А боль от того давнего конфликта с Любимовым зажила?

- А что Любимов? Шашками махать все мастаки! А ты попробуй конфликт уладь в высших инстанциях. Большинство спектаклей Таганки пробивались через мою кровь. Нужно было проходить инстанции не только приемной комиссии, но и цензоров. Тут требовались особое терпение и хитрости. Сколько коньяку перепито было с этими цензорами! Мне казалось, что эти люди как раз для того и запрещали какие-то моменты в текстах, что им хотелось, чтоб их напоили на халяву. А кто пробивал зарубежные гастроли? Все актеры чуть ли не на коленях ползали, чтоб только за рубеж вырваться. А Катя, Каталин Любимова (Кунц. - Б. К.), вдова Любимова, к его гробу меня не хотела пускать. За что?!

Почетным гостем на юбилейной вечере Дупака стал 75-летний актер Евгений Стеблов. Его сопровождала падчерица Даша - она, как и жена народного артиста, финансист

- Николай Лукьянович, что думаете о сегодняшней Таганке?

- Она построена из кирпичей Высоцкого. И моя вторая профессия - архитектор. А ведь постройка нового здания театра была тогда внеплановой. У нас был супертеатр! Билеты туда достать невозможно. Но времена были другие, нравы целомудренней - не все выставлялось напоказ. Маргарита, которую играла Нина Шацкая, в спектакле «Мастер и Маргарита» сидела, раздетая по пояс. Но… спиной к зрителю. Грудь прекрасной героини народ так и не увидел. А она была шикарная. А сейчас что? Включите телевизор и все сами увидите.

- Говорят, женщины до сих пор от вас без ума… Правда?

- (Смеется.) С женщинами, да еще любимыми, у меня всегда особые отношения. Влюблялся без ума. Но бабником никогда не был. Не то воспитание, что ли. Готов был все сделать для любимого человека. Знаешь, что главное в отношениях? Постоянно говорить ей, что она самая-самая лучшая! Видишь, как красиво мой юбилей справили. Вот распорядился поставить на сцене кресло с надписью «Директор» и с висящим на спинке пиджаком. Всегда так делал в театре, когда куда-то сматывался. Скажу по секрету, теперь вот ноги немного стали подводить. Помогают мне - видишь, на четырех колесах катаюсь. Зато голос по-прежнему крепок. Слышишь? Потому что дышу глубоко. Но ты же хорошо помнишь мою любимую присказку: «Мы еще почудим!» Под настроение всегда читаю стихотворение Лени Филатова: «О, не лети так, жизнь, на миг хоть задержись…»


Судьба человека