Фильм «Царь» требуют запретить как порнографию

Православный историк Вячеслав Манягин написал открытое письмо Президенту РФ

Павел ЛУНГИН

Павел ЛУНГИН

Православный историк Вячеслав Манягин написал открытое письмо Президенту РФ

Фильм Павла Лунгина «Царь» о личности Ивана IV Грозного, совсем недавно вышедший в свет, уже вызвал в обществе немало противоречивых споров. Специалист по русскому средневековью историк Вячеслав Манягин написал обращение на имя Президента РФ Дмитрия Медведева с требованием изъять фильм из проката. По его мнению, картина «не только искажает историческую правду, но и роняет престиж России в глазах всего мира».

Картину Павла Лунгина посмотреть стоит. Дух она, конечно, захватывает. До полнейшего неприятия, до страшноты, вплоть до отвращения к жизни. Но никак не до восторга от восприятия художественного произведения.

Нужен ли такой катарсис русской души в обществе, которое к нему, возможно, и не вполне готово? И стоит ли этим заниматься в современном кино? Конечно, стоит. Но вопросы остаются. И вряд ли на них есть утвердительный ответ. Ведь сам Лунгин, создавая свое творение, был уверен, что в России «проблемы власти не решены ни сверху, ни снизу». Хотя, по его словам, «идею русской власти сформировал именно Иван Грозный».

«Если бы не Грозный, Россия сегодня была бы другой страной, - утверждает он. - Ведь был большой потенциал демократии внутри московского царства: Дума, споры, дискуссии, которые проводили бояре. Грозный патологическим богатством своей личности и патологической своей жестокостью во многом определил нашу историю. Его личность, как и личность Сталина, на долгие годы «опечатала» собою менталитет страны, сместила понятия добра и зла».

По Лунгину выходит, что Грозный (по фильму это отчетливо видно) жил и правил своим народом с уверенностью, что власть - это и есть Бог на земле.

А вот открытое письмо Вячеслава Манягина, в котором его автор высказывает несколько иную точку зрения:

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Президенту Российской Федерации

Дмитрию Анатольевичу Медведеву

Уважаемый господин Президент!

В романе советского писателя Чингиза Айтматова "Буранный полустанок" есть образ манкурта - человека, лишенного памяти о прошлом и обращенного в раба. Но точно так же и любой народ, лишенный своей исторической памяти, превращается в коллективного «манкурта», в материал для удобрения т.н. «цивилизованных наций». Именно это пытаются проделать сегодня с русским и другими коренными народами России. В качестве орудия используется искусство, в частности кинематограф.

Вячеслав МАНЯГИН

Вячеслав МАНЯГИН

В последнее время целью фальсификаторов стал ключевой момент в отечественной истории - создание в XVI веке Московского царства и олицетворяющий этот процесс первый русский царь Иоанн IV Грозный. Фильм П. Лунгина «Царь», широко разрекламированный всеми российскими СМИ, не только искажает историческую правду, но и роняет престиж России в глазах всего мира. Вот лишь некоторые примеры откровенной фальсификации истории, из которых целиком состоит фильм «Царь».

1. Фильм начинается со лжи, когда бегущие по экрану титры создают для зрителя "вводную", не соответствующую действительности: якобы, в 1565 году польский король Сигизмунд завоевывает русские города, в стране царит голод, опричники залили страну кровью. Как результат поляки захватывают стратегически важный Полоцк, что приводит к ужесточению террора. На самом деле война для России шла успешно, русские заняли у поляков города в Прибалтике, а Полоцк останется во владении России еще 14 лет до 1579 года.

2. Массовые казни. Согласно источникам, за весь период правления царя Иоанна Васильевича было казнено не более 4 - 5 тысяч человек. Что ни в какое сравнение не идёт с правлением, например, современника царя Иоанна IV французского короля Карла IX, по распоряжению которого за одну Варфоломеевскую ночь католики перебили во Франции 30000 протестантов. В том же XVI веке в Англии только за бродяжничество были повешены 70000 человек. Эти цифры доказывают, что особая "кровожадность" Грозного царя - домыслы фальсификаторов.

3. Другая ложь - избиение опричниками во главе с царем митрополита Филиппа в храме и сцена посещения свергнутого митрополита государем. Никаких документальных подтверждений этих сцен, как и того, что царь Иоанн IV имел какое-то отношение к смерти митрополита Филиппа, не существует.

Однако создателей фильма это не волнует. Они творят на экране кровавую фантасмагорию: безумный царь-параноик с вечно открытым ртом, из которого торчит блестящий вампирский клык, злобная истеричка-царица, кровожадные псы-опричники... Непрерывный калейдоскоп кадров, в которых мелькают виселицы, куры с отрубленными головами, кровь. Авторы фильма старательно создают образ кровавого Апокалипсиса во главе с царем-Нероном, сидящим над деревянным Колизеем, где медведь рвет на части живьем верных и праведных слуг царя.

Вместе с царем наслаждается кровавым зрелищем и простой народ: вопит от восторга, машет руками, пучит глаза, вот-вот начнет делать ставки. И это не единственные в фильме кадры, где русский народ выглядит как дикое кровожадное быдло. Таким же его изобразили в сцене поставления на митрополию святителя Филиппа, когда толпа бежит ловить брошенные монеты. Царь Иван Грозный вызывал и вызывает ненависть врагов России по одной причине: он возвеличил ее политическую роль в мире, ее экономическое и военное могущество. При этом царе территория государства увеличилась в 2 раза с 2,8 млн кв. км до 5,4 млн кв. км, были завоеваны царства Казанское, Астраханское, Ногайская орда, Северный Кавказ, Западная Сибирь, население увеличилось более чем на 30%, введена выборность местной администрации, создана сеть начальных школ, организовано книгопечатание, создана почтовая служба, регулярная армия, основано 155 новых городов и крепостей. Иоанн Грозный был великий государственный деятель и патриот, он заложил основы современного Российского Государства, и мы не можем позволить порочить его честь и достоинство, честь и достоинство нашего народа, извращать историю нашей Родины и умалять заслуги наших предков, создавших великую страну. Фильм "Царь" должен быть изъят из публичного проката в кинотеатрах и, наравне с порнографией, разрешен только для частного просмотра на домашних видеоустройствах.

СПРАВКА

Вячеслав Манягин - главный редактор православного журнала "Первый и Последний", писатель, журналист, автор исторических исследований о царе Иоанне Грозном: "Апология Грозного царя", "Царь воинствующей церкви: Иоанн Грозный в иконографии XVI XVII вв.", "Правда Грозного царя", "Иоанн Грозный без лжи и мифов".

КОММЕНТАРИЙ РЕЖИССЕРА

Павел Лунгин: Фильм «Царь» - не развлекательный проект!

- Могу заверить, что фильм достаточно близок к историческим реалиям ХVI века, - отвечает на претензии Вячеслава Манягина режиссер фильма Павел Лунгин. - Все реплики Ивана Грозного, к примеру, позаимствованы из его писем и воспоминаний. Но все же «Царь» - не историческая монография. Это кино, очень сложное, связанное с философией, историей, религией. Прежде всего меня интересовала психология власти. Поэтому и споры вокруг. Раз они есть, значит, мы попали в точку! Конечно, картина - лишь мое субъективное восприятие этой исторической фигуры. Я и не претендую на что-то большее. Ведь вопросы, поднятые в фильме, все равно остаются:

что такое русская власть, в чем ее природа и загадка? А если говорить о личности Ивана Грозного, то он был святым и грешником в одном лице: тиран и убийца днем казнил, а вечером молился. «Может, я как человек - грешник, но как царь-то я праведен», - вот такая вера в нем самом жила.