Брошенная любовница Кандинского рисковала жизнью ради его картин

Кот Васька на руках у знаменитого тезки в Севре под Парижем (1906 г.)
Кот Васька на руках у знаменитого тезки в Севре под Парижем (1906 г.)
Говорят, за спиной великого мужчины всегда стоит великая женщина. В жизни художника Василия Кандинского, чье 155-летие со дня рождения мы отметим 16 декабря, были три спутницы. Каждая появлялась ровно тогда, когда это было необходимо. И даже при расставании знавшие о существовании друг друга и глубоко страдавшие дамы не устраивали грязных истерик и не опускались до шантажа. Наоборот, делали все, чтобы не осквернить память о былом. Правда, сам мэтр по отношению к ним не всегда вел себя благородно.

Если не знать биографию Василия Кандинского, можно подумать, что автор странных живописных абстракций - гений-оригинал вроде Сальвадора Дали. Ну как на трезвую голову можно такое сотворить! Но в жизнеописании Василия Васильевича вряд ли отыщется нечто экстравагантное. Разве что само решение стать художником, принятое в 30 лет, когда, казалось, карьера предопределена.

Родители пятилетнего Васи развелись. Мама Лидия Ивановна еще раз вышла замуж, родила дочь и трех сыновей. Но это была чужая семья, хотя все жили в одном городе. Мальчик тяжело переживал разлуку с матерью. Утешение находил в занятиях рисованием. Отец, Василий Сильвестрович, директор чайной компании в Одессе, даже выписал ему учителя. Основным же воспитанием занималась старшая сестра матери - Елизавета Тихеева.

«Анна
Анна Чемякина

Анна Чемякина: роман с сестрой

  • Годы жизни: 1860 - ??
  • Период брака: 1891 - 1911

Возможно, женитьба Кандинского на собственной кузине стала отголоском его полусиротского детства. Молодые люди сблизились во время учебы в Московском университете. Анна Чемякина была на шесть лет старше. Василий признавался: она единственный человек, который «знал его душу», имея в виду и переживания, связанные с матерью.

Когда Кандинский вздумал уехать в Мюнхен - учиться живописи, Анна была против. Но он уже принял решение оставить юриспруденцию, и она едет с ним. Василий вливается в богемную тусовку, позже сам читает лекции. Натурщицы, молодые художницы, слушательницы курсов… Анна как будто не замечает, что ее благоверный закрутил роман с 25-летней студенткой Габриэле Мюнтер. Василию 36 - еще не седина в бороду, но уже бес в ребро: возраст, когда мужчин накрывает жажда новых ощущений. Но художник пытается щадить чувства супруги. Та временами уезжает на родину. А когда возвращается, Василий умоляет Габриэле покинуть город. Внешне Анна невозмутима. Но однажды ночью муж застает ее в рыданиях.

- Для чего я должен мучить самых лучших людей, которых я так люблю? - Кандинский в отчаянии телеграфирует Габриэле.

Годы спустя та вспоминала, что художник страдал из-за «самопожертвования Ани». Тем не менее, еще не получив ее согласия на развод, обручился с немецкой любовницей.

«Габриэле
Габриэле Мюнтер

Габриэле Мюнтер: синдром отличницы

  • Годы жизни: 1877 - 1962
  • Период романа: 1903 - 1916

С Габриэле Василия Васильевича сблизила любовь к велопрогулкам. Они отправились на этюды в Кохель - баварский городок у подножия Альп и каждый день колесили по окрестностям. Кандинский восхищался талантом девушки. И не только талантом. Однако он был женат, да и строгая фройляйн не позволяла вольностей. «Моя застенчивая маленькая Элле», - умилялся живописец.

Он закидывает новую пассию письмами. Действовал хитро. Сообщения на открытках вне подозрений: учитель дает наставления прилежной ученице: «То, что Вы с большим удовольствием работаете шпахтелем, мне очень и очень приятно». Но тайные послания, отправленные в конвертах с другого адреса, полны чувства: «мой нежный друг», «любимейшая Эльхен».

Кандинский божится развестись, и эти клятвы Мюнтер будет слушать годами. Она купит дом в Мурнау в Баварских Альпах, где планирует жить со своим Базилем. Вместе они раскрасят стены и мебель. Кандинский рисует на шкафу всадника - тот обернулся и машет рукой скачущей за ним даме.

С началом Второй мировой войны на картинах появляются тревожные зооморфные существа («Вокруг круга», 1940 г.)
С началом Второй мировой войны на картинах появляются тревожные зооморфные существа («Вокруг круга», 1940 г.)

- Иногда эта шутка раздражала меня, потому что была абсолютной неправдой. Он ни разу не обернулся и не сказал: пойдем со мной, - плакалась Мюнтер.

Художник мечтал об идеальной любви, но не обрел ее. Развод с Анной наконец оформлен. Однако жениться на Габриэле мэтр не спешит. Наоборот, они часто расстаются. В период одиночества его единственным другом становится кот Васька.

В 1916-м художник уехал в Россию, якобы утрясти формальности для нового брака. Но больше к Эльхен не вернулся. Она написала ему письмо - 40 страниц обиды и слез. Он не ответил, но через адвокатов потребовал выслать его картины и вещи. Часть художественных работ фрау Мюнтер оставила себе - как утешение за боль, которую причинил ей Кандинский. И этим спасла их. В 1933-м нацисты объявили абстракционизм дегенеративным искусством и истребили все, до чего смогли добраться. Женщина, рискуя жизнью, прятала полотна в подвале дома. А в 1957-м, незадолго до смерти, передала в дар Мюнхену 90 живописных работ маслом, более 300 акварельных и графических рисунков, офорты и литографии Кандинского.

«Нина
Нина Андреевская

Нина Андреевская: генеральская дочка

  • Годы жизни: 1899 - 1983
  • Года брака: 1917 - 1944

Расставаясь с Габриэле, Василий Васильевич знал, что это конец. Потому что полюбил другую. Сначала его покорил голос - 17-летняя девушка позвонила Кандинскому, вызвавшись помочь общему знакомому. В тот же вечер художник набросал картину «Незнакомому голосу». А через пять месяцев генеральская дочка Нина Андреевская стала его женой. Позже она вспоминала, как незадолго до знакомства с мэтром вместе с подружками гадала на суженого. Девчонки спрашивали на улице имя первого встречного. Нине достался Василий.

- Праздник был испорчен. Я мечтала о Георгии, это было самое модное мужское имя, - смеялась она.

Супруги прожили вместе почти 28 лет. Ни 33-летняя разница в возрасте, ни смерть единственного сына - мальчик умер в три года от гастроэнтерита - не пошатнули этот союз.

«Незнакомому голосу» (1916 г.): «портрет» -впечатление, написанный после телефонного разговора с будущей женой
«Незнакомому голосу» (1916 г.): «портрет» -впечатление, написанный после телефонного разговора с будущей женой

В 1921-м пара навсегда покинула Россию. Жили в Германии, после прихода нацистов уехали в Париж. Когда в декабре 1944-го художник скончался от инсульта, Нина Николаевна записала: «Ни один мужчина не мог в моих глазах выдержать сравнение с Кандинским». Она стала его единственной наследницей. Дарила картины музеям, продавала, устраивала выставки.

Увы, но каждой из спутниц Кандинского досталась своя беда. Осенью 1980-го грабители убили 83-летнюю Нину Николаевну в ее доме в Швейцарии. Картин не тронули - пропали бриллиантовые украшения и другие драгоценности. Сбылось еще одно предзнаменование. За много лет до трагедии Нине приснился сон. Они с мужем играют в шахматы. Но вместо фигур на доске расставлены бриллианты, забрызганные кровью.

«Лунная ночь» (1907 г.) – работа, спасенная фрау Мюнтер в 1930-х. Ныне выставлена в Третьяковке
«Лунная ночь» (1907 г.) – работа, спасенная фрау Мюнтер в 1930-х. Ныне выставлена в Третьяковке

Музыка в цвете

Кандинский играл на фортепиано и виолончели, обожал театр, мечтал соединить цвет, музыку и сцену. Услышав звуки, видел зрительные образы. Выбор цвета он объяснял так:

  • Черный - скорбь, вечное безмолвие без будущности и надежды.
  • Белый - чистая радость, молчание перед рождением.
  • Фиолетовый печален, имеет характер чего-то болезненного, погасшего.
  • Глубокий синий тоже печален, но создает ощущение покоя. С потемнением он меняет звучание от виолончели к контрабасу и органу.
  • Светлый теплый красный вызывает ощущение силы, энергии, радости, триумфа. Сходен с фанфарами.
  • Средний тон красного имеет внутренне мощное звучание, подобное тубе.
  • Светлый холодный красный звучит как чистая юношеская радость, как ясное пение звуков скрипки.

Лента времени

  • 16.12.1866. Родился в Москве в семье коммерсанта.
  • 1871. Семья переезжает в Одессу. Развод родителей.
  • 1893. Окончил Московский университет (факультет права).
  • 26.10.1891. Женился на Анне Чемякиной. В тот же день новобрачные отправились в путешествие по Европе.
  • 1892. Возвращение в Москву.
  • 1895 - 1896. Работал художественным директором типографии.
  • 1895. Увидев на выставке картину Клода Моне «Стога сена», решил стать художником.
  • 1896. Уехал в Мюнхен, чтобы учиться живописи в частной школе.
  • 1901. Создал художественное объединение «Фаланга». Его члены занимались поиском новых путей в искусстве.
  • 1902. Начало близких отношений с Габриэле Мюнтер.
  • 1912. Пишет трактат «О духовном в искусстве», переходит к чистой абстракции.
  • 1911. Развод с Чемякиной.
  • 1916. Расстался с фрау Мюнтер. Вернулся в Москву.
  • 11.02.1917. Вступил в брак с Андреевской.
  • 1919. Стал вице-президентом Российской академии художественных наук.
  • 1921. Выехал с женой в Берлин.
  • 1922. Стал преподавателем в новой школе искусств Баухаус в Германии.
  • 1928. Принял немецкое гражданство.
  • 1933. Переселился во Францию.
  • 13.12.1944. Умер в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен. Похоронен на Новом кладбище Нейи.

Фото: Сommons.wikimedia.org






Создатель группы «Ария» насмерть задохнулся во время секса в гараже
Члену «Поющих гитар» за ночь с Галиной Брежневой дали свой ВИА