Легендарная пани Зося отметила 70-летний юбилей

Андрей Миронов отказывался репетировать с актрисой Валентиной Шарыкиной

Валентина ШАРЫКИНА (фото pravkniga.ru)

Валентина ШАРЫКИНА (фото pravkniga.ru)

Андрей Миронов отказывался репетировать с актрисой Валентиной Шарыкиной

Критики называют Валентину ШАРЫКИНУ русской Мэрилин МОНРО. Мало кто знает, что в Театре сатиры, где актриса служит и по сей день, (в день своего юбилея Шарыкина вышла на сцену в спектакле «Триумф на Триумфальной») она оказалась совершенно случайно.

После окончания Щукинского училища Шарыкина показывалась с «Бесприданницей» в «Современнике», а ее однокурсник Андрей Миронов готовил несколько отрывков для Театра сатиры. Но его партнерша за три дня до показа срочно улетела к больным родителям в Алма-Ату, и он попросил Шарыкину ее заменить, в знак благодарности пообещав подыграть в студенческой работе «Загадочная натура». Несмотря на ангину и высокую температуру она согласилась. И сразу же попала в репертуар на главные роли. Но счастье молодой актрисы длилось недолго.

Когда решили ставить «Свадьбу Фигаро», режиссер Валентин Плучек назначил ее на роль Сюзанны. Графом Альмавивой был замечательный Валентин Гафт. На репетициях вчерашняя студентка чувствовала себя очень неуютно - казалась крупноватой и неуклюжей для«Фигаро в юбке». Однажды на репетиции Гафт сказал:

- Валя, Сюзанна - не твоя роль. Ты должна играть графиню.

В отличии от Гафта, Фигаро-Миронов демонстративно не хотел репетировать с Шарыкиной. Он даже не стеснялся довольно прямолинейно это комментировать:

- Я не могу играть с актрисой, в которую не влюблен. У Сюзанны должны быть огромные черные глаза!

- Понимаю, - лепетала Валентина, сама не понимая, что же Миронову надо.

А актер всего лишь на всего хотел играть со своей очередной любовницей Татьяной Егоровой. И не скрывал этого.

- Андрюша был очень добрый человек, - говорит Шарыкина, - но, увы, часто попадал под влияние влюбленных в него женщин, безоглядно доверяя тем, кого любил. Дружить с ним было ужасно трудно: чтобы пробиться сквозь толпу его обожательниц, требовались не только острые локти, но и бронежилеты! Однажды он, смеясь, пошутил: «Валька, за тобой нужно очень долго ухаживать, а у меня на это нет времени. Только соберусь - а ты уже замужем, а когда свободна - я занят.

Валентина ШАРЫКИНА с мужем

Валентина ШАРЫКИНА с мужем

Пуританское воспитание

То, что она станет актрисой, Валентина знала с детства: девочка практически выросла за кулисами, ведь ее мама была артисткой оперетты.

- Моя мама была сумасшедшая. Могла в секунду переменить жизнь, все бросить и уехать на край земли, - вспоминает сегодня Шарыкина. - Она работала в оперетте в Киеве - и вдруг бросила театр, мужа-генерала, забрала меня, десятилетнюю, и уехала в Иркутск. Мой отчим, очень благополучный человек, не хотел, чтобы жена была актрисой, и на год запер нас на роскошной даче в лесу под Киевом. Но мама затосковала в золотой клетке, она не могла жить без сцены. Списалась с подругой-балетмейстером, которая работала в  Иркутске, и бежала со мной, оставив мужу письмо без обратного адреса: боялась, что он бросится за ней в погоню.

Когда Валентине исполнилось тринадцать лет, мама ее безумно напугала. К тому времени за Валей уже вовсю ухаживали одноклассники. И тогда мама, посадив дочь перед собой, вкрадчивым голосом сказала: «Валя, знай, если мальчик очень пристально посмотрит в глаза, ты можешь забеременеть! Тебя выгонят из школы, а это позор на всю жизнь».

По признанию Валентины Дмитриевны, внушенный мамой страх остался на всю жизнь. Она боялась любви и беременности как огня.

Валентина ШАРЫКИНА (фото kapkoff.livejournal.com)

Валентина ШАРЫКИНА (фото kapkoff.livejournal.com)

- Наверное, поэтому у меня нет детей, - сокрушается Шарыкина.

Пуританское воспитание, получено в раннем детстве, часто мешало в дальнейшей жизни. Девочка родилась в очень верующей семье. Ее мама и бабушка были польками по национальности и католичками по вероисповеданию. Поскольку в те годы в Киеве не было действующего костела, бабушка крестила и воспитывала внучку в Православии. Валентина Дмитриевна вспоминает:

- Она с детства ставила меня на колени и заставляла молиться. Я молилась на русском языке, а бабушка на польском. Каждую неделю по выходным дням она водила меня в Киевскую Лавру, там мы посещали службу в православной церкви, где я молилась, стоя на коленях. Тексты всех молитв я изучила не по молитвослову (тогда молитвословов не было), а со слов женщин, которые приходили в храм. Они молились вслух, и так, из уст в уста, передавались молитвы. Еще в раннем детстве я узнала, что такое грех, что можно делать истинно верующему человеку, а что нельзя. Такое начальное воспитание было очень сильным, оно вошло в мою плоть и кровь.

С подобным воспитанием да в театральный институт, а после его окончания сразу в Театр сатиры…Открытой для общения Валентине Шарыкиной частенько доставалось от коллег: то роман с Плучеком припишут, то рассорят с Ниной Архиповой, то очередного любовника из знаменитых припишут. Благодаря стараниям так называемых коллег, замечательная актриса целых десять лет(!) сидела без работы. По одной простой причине: главный режиссер Валентин Николаевич Плучек о ней просто-напросто забыл. Не «клеилось» и в личной жизни. По словам актрисы, идеал семьи для нее - старосветские помещики. Но это в идеале, а в жизни…

Валентина ШАРЫКИНА

Валентина ШАРЫКИНА

Мужья бесконечно ревновали ее сначала к молодости, задору, красоте, лучезарности, позже к безумной популярности, которую ей принесла роль Пани Зоси из передачи «Кабачок «13 стульев», опять же красоте, общительности… Может быть, именно это и стало причиной того, что знаменитый режиссер Евгений Ташков, прожив с актрисой десять лет в гражданском браке, так и не женился на ней?

Семейное счастье 

Свое счастье замечательная актриса нашла лишь в третьем браке с Юрием Извековым. Когда они познакомились, ее будущий муж даже и не подозревал, что она - актриса.- Мы абсолютно разные, у каждого свои интересы: он - технарь, я - актриса, но что-то соединяет нас. Любовь к животным, наверное. И еще наша общая тяга к творчеству: у него - живопись, у меня – театр, - скажет однажды Шарыкина.

А что касается работы… Придя в Театр сатиры в 1962 году, несмотря на кризисные ситуации, на годы простоя, Шарыкина ни разу не изменила родным стенам. Почти сорок лет она блистает на сцене родного театра. В настоящее время занята в четырех постановках: «Мольер («Кабала святош»), «Нам все смешно...», «Хомо Эректус» и «Триумф на Триумфальной».