«Белое солнце пустыни» спас Брежнев

Владимира Мотыля зажимали чиновники

Владимира Мотыля зажимали чиновники

В Москве 25 февраля скромно и тихо простились с замечательным кинорежиссером, народным артистом России Владимиром МОТЫЛЕМ. Отпевание прошло ранним утром в часовне в честь Воскресения Христова при Центральной клинической больнице. Там были только родные - дочь Ирина и внук Аркадий, а также самые близкие друзья. Затем траурная процессия направилась в Дом кино, где прошла панихида.

Из больницы на похороны сбежал Анатолий Кузнецов, умолив врачей отпустить его хоть на часок. Превозмогая сильную боль в ногах, приехал Эльдар Рязанов - постояв у гроба и произнеся трогательную речь, он бессильно рухнул на приготовленный стул. Стас Садальский прочитал стихи, вырезанные по цензурным соображениям из фильма «Лес».

Михаил ФИЛИППОВ сыграл главную роль в фильме «Багровый цвет снегопада»

Михаил ФИЛИППОВ сыграл главную роль в фильме «Багровый цвет снегопада»

Плачущую Татьяну Догилеву утешал Андрей Соколов. Искренне скорбели Наталья Фатеева, Игорь Костолевский, Александр Митта, Борис Щербаков... Высокие чины прощание проигнорировали. Не пришел председатель Союза кинематографистов России Никита Михалков, хотя был обязан по занимаемой должности. Не секрет, что у них с Мотылем были крайне сложные отношения.

На панихиде присутствовало и семейство Ельциных - Наина Иосифовна и Татьяна Дьяченко с супругом Валентином Юмашевым. С Владимиром Яковлевичем их связывала долгая дружба. При Борисе Ельцине Мотылю наконец дали звание народного артиста России и Государственную премию. Да и деньги - $4 миллиона на завершение последней работы режиссера «Багровый цвет снегопада» - помогло найти именно семейство Ельциных.

Похоронили режиссера на Востряковском кладбище - Мотыль заранее купил там участок земли рядом с могилой супруги Людмилы, умершей полтора года назад.

Превозмогая боль в ногах, Эльдар РЯЗАНОВ пришёл на панихиду и прочитал стихотворение Евгения ЕВТУШЕНКО. Об этом его попросил сам поэт, позвонив из Америки

Превозмогая боль в ногах, Эльдар РЯЗАНОВ пришёл на панихиду и прочитал стихотворение Евгения ЕВТУШЕНКО. Об этом его попросил сам поэт, позвонив из Америки

Поминки прошли в Доме кино. Все блюда были доставлены из любимого ресторана Мотыля - «Белое солнце пустыни»: именно там два года назад он отмечал 80-летие. Поминали водкой «Суховка», узбекскими лепешками и пловом. Народу за столом собралось немного: друзья Владимира Яковлевича сидели допоздна, вспоминая истории, связанные c мастером.

Запрещали снимать картины

Стас Садальский снимался у Мотыля в картинах «Лес» и «Невероятное пари».

- Он был гениален, но с ним всю жизнь боролись чиновники от культуры, - сказал актер. - Филипп Ермаш, председатель Госкомитета СССР по кинематографии, его ненавидел и всячески зажимал. Потому что Мотыль был свободолюбивым человеком, вещи называл своими именами. К примеру, первую его картину - «Дети Памира» выдвинули на Ленинскую премию. Комитет проголосовал единогласно за Владимира. Ермаш заставил переголосовать: молодой режиссер не имеет права получать такую серьезную премию. То же самое и с «Женей, Женечкой и «катюшей» - она была признана худшей картиной года по опросу журнала «Советский экран», позорящей Советскую Армию. А теперь каждое 23 февраля ее крутят. Мотылю запрещали снимать картины, но величайший киномастер Григорий Чухрай, имевший собственное мнение, пригласил его в свое объединение делать «Белое солнце пустыни». Фильм увидел свет благодаря Леониду Брежневу - ему он очень понравился.

Трудная судьба была и у картины «Лес» - фильм по обыкновению запретили. Людмила Целиковская пошла в ЦК КПСС. Ей сказали: или ты получаешь звание народной артистки СССР, или продолжаешь поддерживать Мотыля. «Пусть выйдет «Лес»!» - гордо отрезала актриса.

Осиротевшую дочь МОТЫЛЯ Ирину утешали Анатолий КУЗНЕЦОВ с женой Александрой

Осиротевшую дочь МОТЫЛЯ Ирину утешали Анатолий КУЗНЕЦОВ с женой Александрой

Даля привозили из кутузки

Происходили на съемках и курьезы. Мотыль любил вспоминать работу с Олегом Далем в фильме «Женя, Женечка и «катюша» - при этом всегда благодарил родную милицию. Актер тогда был «бесхозный» - его выперли из нескольких театров за пьянство. Но режиссеру он понравился - именно таким он своего Женю Колышкина и представлял. На съемках в Калининграде Даль щеголял в ярко-малиновом бархатном пиджаке и светлых брюках. Но трезвым продержался недолго. И даже получил 15 суток. Дежурная гостиницы, почуяв запах алкоголя, отказалась выдавать актеру ключ. Олег ее обматерил, вырвал ключ и побежал в номер. Женщина вызвала милицию. Последующие дни тихого и трезвого Даля под конвоем доставляли на съемочную площадку, а после опять сопровождали в кутузку. Съемки прошли идеально!

Татьяна ДОГИЛЕВА разделила горе с дочерью МОТЫЛЯ Ириной

Татьяна ДОГИЛЕВА разделила горе с дочерью МОТЫЛЯ Ириной

Опухший Юматов

Вспомнил друга и художник Валерий Кострин, работавший с Мотылем на «Белом солнце пустыни». В этом году фильм отмечает 40-летний юбилей. После выхода картины Виктор Черномырдин заинтересовался, где сумели найти нефтяные баки, в которых прятался гарем? А Кострин их из фанеры сделал!

По словам художника, образ красноармейца Сухова писали под конкретного актера - Георгия Юматова. Но накануне съемок тот ввязался в драку и оказался в больнице. Снимать опухшее и в кровоподтеках лицо было нельзя. Срочно пригласили Анатолия Кузнецова, которого на первых пробах забраковали. Мотыль послал актеру телеграмму: «Толя, если ты не обиделся, приезжай».

Сложно шел подбор исполнителя и на вторую главную роль - Петрухи. На нее пробовались Савелий Крамаров, Юрий Чернов. Но в итоге сыграл Николай Годовиков, работавший слесарем на заводе. Роль стала для него звездной, но потом его жизнь пошла по наклонной, он трижды сидел в тюрьме. Только недавно актер вернулся к нормальной жизни и на съемочную площадку.

На гражданской панихиде первым взял слово Игорь КОСТОЛЕВСКИЙ

На гражданской панихиде первым взял слово Игорь КОСТОЛЕВСКИЙ