Художник, что рисует дождь: Юрию Пименову доставалось и от властей, и от критиков

Юрий Иванович Пименов
Юрий Иванович Пименов. Фото: Евгений Кассин, Владимир Савостьянов/ТАСС
В центре Москвы по улице, умытой летним дождем, едет кабриолет. За рулем — женщина, большая редкость! Вместо когда-то стоявших тут деревянных развалюх теперь внушительные здания. Утро. Город оживает, ускоряется, заполняется машинами, троллейбусами, людьми. Это «Новая Москва» — самая известная картина Пименова, написанная в 1937 году.

Власти критиковали Юрия Пименова за излишнюю буржуазность, искусствоведы считали конъюнктурщиком. Он много ездил за границу, получал государственные награды и премии — и в этом его упрекают, мол, продался коммунистам. Будто талант творца определяется исключительно силой его страданий.

Талант к рисованию москвич Юра Пименов проявил еще в гимназии. Частый посетитель залов Третьяковки задерживался у пейзажей Левитана и Саврасова. Кто бы тогда сказал парнишке, что и его картины станут экспонатами галереи, — не поверил бы. Учитель рисования помог Юре попасть в художественную школу. В 17 Пименова приняли во ВХУТЕМАС.


Во время учебы Пименов подружился с однокурсниками Александром Дейнекой и Петром Вильямсом. Позже они станут учредителями Общества художников-станковистов (ОСТ). Молодым дарованиям близки конструктивизм и европейский экспрессионизм. В этом стиле они пишут советских рабочих, спортсменов, артистов, обличают ужасы войны.

На выставке, посвященной десятилетию Октябрьской революции, 24-летний Юрий получает свою первую премию за картину «Даешь тяжелую индустрию!», написанную под впечатлением от посещения завода «Серп и молот». В тот же период другие полотна художника критикуют: «Инвалиды войны», например, за то, что ничего общего с действительностью не имеет, а «Бег» — за искажение облика советского человека.

Цитата

— В начале моей работы я увлекался Ходлером, «танцевальностью» его персонажей, его декоративностью. Я стремился изобразить все самое современное: современного человека, индустрию, спорт. Только сугубо современное казалось мне достойной темой живописца.

В 1930-е в жизни художника произошло множество событий, как радостных, так и неприятных. Распадается ОСТ, часть его членов, в том числе Пименов, создают новую группу «Изобригада». А потом правительство запрещает какие-либо творческие объединения, и появляется Союз художников.

Юрий Иванович женится на Наталье Бернадской, которая станет его верной спутницей, матерью двух его детей, музой, натурщицей и помощницей в делах. Художник много путешествует: Нью-Йорк, Венеция, Париж, Токио — представляет свои работы, получает награды. Стиль его постепенно меняется, становится мягче, напоминает импрессионизм. Пименова по-прежнему критикуют: за формализм. К тому же он тяжело заболевает. Доподлинно диагноз неизвестен, но художник Александр Лабас упоминал, что Юрия Ивановича укусила бешеная собака, тот боялся не выжить и пребывал в растрепанных чувствах. Надо сказать, бешенство и по сей день неизлечимо, так что версия не очень правдоподобная. Депрессию Пименов смог преодолеть и начал работать с утроенной силой.

Цитата

— Для меня началось время работы, которая давала мне счастье, — я писал портреты, обнаженную модель, натюрморты. Я почти не замечал сложностей и бед окружающего мира — моя семья очень нуждалась в деньгах, в большом мире было неспокойно, приближалась страшная война. Все это я понимал разумом, но в моей душе стоял открывшийся мне и раньше мало понимаемый мной мир необыкновенно красивых цветов, нежнейшей женской кожи, волос, мокрых от купанья, улиц, блестящих от дождя, — мир, счастливый несмотря ни на что… И у меня поднималось желание работать, желание писать прямо с живой натуры, которая так богато, тонко и прекрасно существовала вокруг.

«Фронтовая дорога», 1944 г.
«Фронтовая дорога», 1944 г. Фото: Globallookpress.com/© Роман Денисов

В годы войны Юрий Пименов работает в «Окнах ТАСС», в 1943-м его командируют на фронт в район Старой Руссы, затем в Ленинград. Он много пишет — чаще жизнь людей в тылу. Одна из картин — «Фронтовая дорога» — повторяет сюжет самого известного полотна Пименова «Новая Москва». Только женщина тут едет среди руин и подбитых танков. И снова нашелся повод поддеть художника: дескать, нарисовал один раз удачно даму за рулем, потом только фон меняй — как удобно! Интересно, эти же критики предъявляли претензии Шишкину за бесконечные леса, Куинджи — за луну над рекой, а Моне — за пруды и кувшинки?

Цитата

— Красота Москвы и ее людей раскрылась в эти дни в особом, трагическом, благородном свете. Нежные руки городских женщин взялись вместе с опытными крепкими руками крестьянок за лопаты в окопах и рвах под холодными дождями этой страшной осени — и выдержали испытание. Затемненный, замолкший, настороженный город был трагически прекрасен в лунные зимние ночи.

Дождь — особый герой произведений Пименова, невероятно ему удающийся. Летний, освежающий краски домов и машин; серый осенний, оставляющий ощущение чего-то безвозвратно уходящего; льющийся стеной и закрывающий фигуры бредущих под зонтами людей. Или капли на окне, усиливающие тревогу: какую весть принес человек на том конце провода — радостную или печальную?

Цитата

— Я очень люблю дождь. Люблю это состояние природы, люблю ту свежесть, которая приходит с дождем. Люблю мокрые зонты и их ритмическое движение по улицам. Люблю капли, которые нежно и хрупко сидят на веточках. Природа дождя меня всегда очень привлекала, и я старался передать это ощущение в искусстве.

«Лирическое новоселье», 1965 г.
«Лирическое новоселье», 1965 г. Фото: Globallookpress.com

Москвич Пименов любит свой город всей душой. Его восхищают новостройки на окраинах и энтузиазм жителей столицы, которые не обращают внимания на временные трудности и с удовольствием стремятся сделать город лучше, краше, удобнее для всех. Картины, вошедшие в серию «Новые кварталы», — реалистичные зарисовки из повседневной жизни, в которых легко читается история героев. За эту серию Юрий Иванович получил Ленинскую премию.

Цитата

— Для меня новые кварталы — это вовсе не планы или чертежи. Для меня — это просто люди, которые переезжают в новые дома. Это новоселья, свадьбы, какие-то свидания у новых дверей, вообще — прогулки по новым районам. Это новый воздух — воздух новых хороших свежих домов.

Художник много работал для кино и театра: афиши, декорации, костюмы. Для него это был другой мир, постепенно открывавшийся с другой стороны сцены или камеры. И хорошее подспорье, когда начиналась очередная проработка за «не такую» живопись и картины не оплачивали. Пименов делал декорации для «Кубанских казаков», а за две театральные работы получил Государственную премию («За тех, кто в море!» в Малом театре и «Степь широкая» в Театре Советской Армии).

Цитата

— Этот мир оказался необыкновенно увлекательным — душа зрелища как-то приблизилась, раскрылась, стали понятны многие механизмы этих тайн, но очарованье осталось, оно только обернулось более теплой стороной.

Справка

  • Выставка работ Юрия Пименова проходит в Третьяковской галерее (здание на Крымском Валу). Продлится до 9 января 2022 г.
  • Цена: 500 руб., льготные категории — 300 руб., школьники — 250 руб., дети до шести лет — бесплатно.
  • Лучше купить билет онлайн, в кассе он стоит дороже. Проход в здание — по QR-кодам.





Портретное сходство
Таинственная история дочери художника Маши Шиловой