Эдуард Мане страшно боялся сифилиса - от него и умер

Эдуард Мане
Эдуард Мане был видным мужчиной
23 января исполнится 190 лет со дня рождения знаменитого французского живописца. Импрессионист, который терпеть не мог это определение и не соотносил свое творчество с модным направлением. Бунтовщик, скандалист, новатор, он с маниакальным упорством добивался официального признания. И всячески противился стереотипам.

«Завтрак на траве» (1863) - картина, на которую Эдуард Мане возлагал столько надежд, провалилась. Критики уличили автора в глумлении над зрителем - иначе как объяснить появление голой дамы на фоне двух одетых джентльменов? Нарочитое искривление пропорций на заднем плане? А снегирь летом - что за глупая шутка? Докопались даже до лягушки - дескать, это же прозвище французских проституток. Месье, на что намекаете?

Два года спустя уже никаких намеков, абсолютный сеанс разоблачения - «Олимпия». Дама полусвета во всей своей бессовестной красе. Впрочем, публика не принимала и более невинные картины художника - его манера письма многим отчаянно не нравилась. Ему бы отступить, но он не сдавался.

Такая упертость у него с детства. Отец, Огюст Мане - крупный чиновник в департаменте Минюста Франции, видел троих сыновей на престижных должностях. Двое - судьи, еще один - по медицинской линии. Но со старшим, Эдуардом, вышла осечка. Ни в пансионе, ни в колледже учеба не задалась - два года отпрыск просидел в пятом классе. Зато его тянет рисовать. Дядюшка Фурнье, брат матери, водит племяша в Лувр и оплачивает уроки живописи. Но для Огюста художник - не профессия. После долгих увещеваний он соглашается отправить строптивца в мореходное училище. Однако вступительные тот завалил. Перед повторными экзаменами неудачникам разрешили совершить рейс на учебном парусном судне в Бразилию. Отличный повод слинять из дома!

1. Раскрашивал сыр

В долгом путешествии Эдуард, развлекаясь, пишет портреты моряков. Капитан просит юного Мане подкрасить оболочку сыров, складированных в трюме: отсырев, та неаппетитно потускнела. Товар распродали в порту Рио-де-Жанейро, а вскоре поползли слухи о завезенной из-за океана холере. Но дело было не в ней: краски тогда содержали свинец, он и вызвал тяжелое отравление.

- Я помалкивал, и правильно делал, - признается Эдуард позднее. - Ибо с тех самых пор капитан проявлял по отношению ко мне исключительное внимание. Уж кто-кто, а он не стал бы задавать вопроса, талантлив ли я. Он в этом не сомневался.

2. Подцепил срамную болезнь

Путешественники из Европы прибыли в Рио под самый карнавал. Эдуарду 17 - как устоять перед чарами горячих бразильянок?! Но после ночи любви юношу обуял страх: ходят слухи о бушующем среди местных красавиц сифилисе. Инфекция способна таиться в организме годами. Судя по всему, так и случилось. Да еще на прогулке в джунглях юношу ужалила в ногу змея. Становиться моряком Эдуарду больше не хочется.

3. Увел женщину у отца

Мане-старший сдался. Что ж, пускай сын рисует, но тогда уж станет лучшим из лучших. А Огюст направит усилия на образование младших - Эжена и Гюстава. Кстати, их учительница музыки - 20-летняя Сюзанна Ленхоф очень нравится Эдуарду. И не только ему: Мане-старший неравнодушен к блондинке с крепкой грудью. Но сын проворнее: втихаря от отца бегает на свидания в квартирку поблизости.

«Сражение между кораблями "Кирсардж” и “Алабама”» (1864 г.)
«Сражение между кораблями "Кирсардж” и “Алабама”» (1864 г.)

4. Всю жизнь скрывал сына

О беременности Сюзанны юноша сообщает матери Эжени-Дезире. Рассказать отцу у обоих не хватает духа. Новорожденного назовут Леон-Эдуард и запишут под вымышленной фамилией Коэлла. По легенде, он брат Сюзанны. Мане станет его крестным. Жениться на возлюбленной Эдуард решится через год после смерти отца, но так и не признает сына. Впрочем, у них прекрасные отношения: Леон часто появлялся на портретах Мане и заботился о нем, когда тот был тяжело болен. Художник назначает Сюзанну и Леона единственными наследниками. После смерти мастера Коэлла продавал его полотна ради выгоды, деля их на части. Авантюру пресек Эдгар Дега.

5. Писал имя вверх ногами

Когда жюри Парижского салона - выставки Академии изящных искусств дало ему от ворот поворот, Мане организовал свой вернисаж. Друг-журналист придумал хитрость: перенести авторскую подпись на картине в тень и сделать ее неразборчивой, тогда люди подумают, что это известный мастер.

- Чтобы провести буржуа, все средства хороши, - уверяет газетчик. Эдуард пишет свое имя вверх ногами.

6. Крутил романы с моделями

Жена Сюзанна мудро не заглядывала в мастерскую мужа: сеансы живописи нередко заканчивались интимом. Любимая натурщица живописца - Викторина-Луиза Меран, торговка галантереей с Монмартра. Ее мы видим на первом плане в «Завтраке на траве», «Олимпии», «Железной дороге» и других полотнах. Слухи о связи художника с Креветкой (так ее называли за малый рост) ползли по Парижу. Правда, сама Викторина предпочитает сожительство с женщинами. С годами она стала питать слабость к алкоголю, завела обезьянку и, одетая в лохмотья, играла на гитаре, выпрашивая подаяние.

7. Вытаскивал труп из петли

Картину «Мальчик с вишнями» Мане написал с подручного по мастерской - 12-летнего Александра. Но однажды художник находит его в чулане повешеннымм. Эдуард был вынужден сам снимать окоченевшее тело. Образ погибшего преследовал живописца. Подыскивая помещение взамен страшной мастерской, заметил торчащий из стены гвоздь.

- Здесь кто-то повесился? - в ужасе произнес он.

- Кто вам сказал? - удивилась консьержка. Но Эдуард поспешно исчез.

8. Нога в камине

Мане 47 - его мучают нестерпимые боли в ноге и пояснице. Часто кружится голова. Эдуард понимает: пришло время расплачиваться за юношескую глупость. Доктора успокаивают, а художник бродит по лавкам шарлатанов, ищет сильнодействующие наркотики. В работе переходит на пастель - писать ею проще, чем маслом.

Три года мучений. На тканях левой ноги появляется чернота. Гангрена! Ампутацию проводят прямо на столе в гостиной. Отрезанную выше колена конечность Коэлла находит за заслонкой камина. Сначала кажется, что операция была успешной, но вскоре начинается агония. Известие о смерти мастера настигает публику 30 апреля 1883 г. - в день открытия очередного Салона. А ведь стараниями друзей Эдуард Мане получил право выставляться на нем вне конкурса. И - орден Почетного легиона как всякий достигший такого положения. Это было сродни признанию, к которому художник стремился всю жизнь.


Венера с котом

Зрители ломились посмотреть на «Олимпию», но, увидев, плевались и тыкали в нее зонтиками. Даму на полотне обзывали «самкой гориллы» и «парижской потаскухой». Требовали убрать циничную работу с глаз девушек и беременных женщин. Картину перевесили в дальний угол. Сегодня «Олимпия», как и «Завтрак на траве», находится в музее Орсе в Париже - откроют границы, съездим посмотрим. А пока попробуем разобраться, чем живописец не угодил современникам.

«»


Пятна или люди

Эдуарда Мане часто путают с его соотечественником Клодом Моне. Можно различать их по именам: «Эдуард» с буквой а - значит, «Мане». «Клод» через о - «Моне». Еще более простая схема: «Моне - пятна, Мане - люди»: первый художник - это чистый импрессионизм, второй работает на стыке импрессионизма и реализма. Знающие люди подходят к вопросу более основательно. Вот шпаргалка.

«»

Мане, «Весна. Жанна де Марси» (1881 г.)
Мане, «Весна. Жанна де Марси» (1881 г.)
Клод Моне, «Прогулка. Дама с зонтиком» (1875 г.)
Клод Моне, «Прогулка. Дама с зонтиком» (1875 г.)

Завтрак по рецепту

Картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» вдохновила многих мастеров кисти на интерпретацию той же сюжетной линии. Тема стала интернациональной.

А Пабло Пикассо впечатлился настолько, что в течение трех лет сделал несколько десятков вариаций этой картины - писал маслом, цветными карандашами, чернилами. Посмотрите на один из них: мастер назвал его «Завтрак на траве, по Мане, 28 февраля (1) 1960 г.». Похож?

«»


Фото: Сommons.wikimedia.org