Ренуара и Малевича взяли в заложники: уникальная коллекция застряла в Париже
Выставка открывалась с размахом: аж президент Франции Макрон пожаловал. Еще бы! Богатейшая коллекция братьев-меценатов Михаила и Ивана Морозовых никогда раньше не покидала Россию. В здании фонда, расположенном в Булонском лесу, представили произведения 47 художников, в том числе Мане, Моне, Тулуз-Лотрека, Ренуара, Сезанна, Ван-Гога, Гогена, Пикассо, Врубеля, Коровина, Малевича, Репина, Серова, Кончаловского, Сарьяна, а также скульптуры Родена и Коненкова.
Уникальная выставка должна была завершиться 22 февраля, но имела столь огромный успех, что ее продлили до 3 апреля. И вот теперь картины не хотят возвращать.
- Выставленные в фонде Louis Vuitton в Париже картины из собрания Морозова останутся во Франции во время российско-украинского конфликта и будут служить негласной гарантией защиты французов, проживающих в России, - размечтались сотрудники издания Marianne.
Le Figaro и вовсе предложила продать шедевры, а деньги отдать Украине, в том числе на вооружение. Бесноватые пользователи соцсетей активно поддержали эту идею.
Ссылки на закон от 1994 года, гарантирующий неприкосновенность произведениям искусства, принадлежащим иностранным учреждениям культуры, не сильно охладили пыл «цивилизованных» европейцев. Они мгновенно придумали, как поживиться если не всей коллекцией, то хотя бы ее частью. Ведь закон не распространяется на частных лиц, а в экспозиции есть картины из личных коллекций - фонда Екатерины и Владимира Семенихиных, Петра Авена и Михаила Золотарева. Вот их-то, считают французы, можно забрать без проблем, так же как яхты и недвижимость других олигархов, арестованные в Европе.
Разбойники с большой дороги
Экспозицию «Русский авангард. Революция в искусстве», открывшуюся в начале января в Амстердаме, пришлось закрыть досрочно: уж больно возбудила русофобия толерантных голландских граждан. Страшно стало не только за уникальные артефакты из коллекции Эрмитажа, но и за сотрудников музейного центра. Так вот, все 500 экспонатов, в том числе хрупкий фарфор, в целости и сохранности быстро вернули в Петербург. Значит, картины можно было бы довезти до России?
Но французская сторона ссылается на текущие проблемы с логистикой. Похоже, просто тянут время. К слову, вопросы есть и к директорам российских музеев Зельфире Трегуловой (Третьяковка), Марине Лошак (ГМИИ), Михаилу Пиотровскому (Эрмитаж). Как правило, подобные выставки проводятся симметрично: за границу отправляются наши шедевры, в Россию едут равноценные из европейских музеев. Однако на этот раз бесценная коллекция оказалась в заложниках у современных разбойников из Булонского леса без всяких гарантий (официальные письма не в счет, мы уже видим, как на Западе отнеслись к частной собственности).