Новая музыка: диалог цивилизаций
Недавно отметил 75-летие Джон Адамс, один из крупнейших современных композиторов, автор знаменитых опер «Никсон в Китае», «Смерть Клингхоффера» и других. Его сочинения неоднократно звучали в программах Московской филармонии, на фестивале «Другое пространство»: в том числе рождественская оратория El Niño («Младенец Христос») и Son of Chamber Symphony («Сын Камерной симфонии»). К юбилею Адамса приурочено исполнение еще одного из ключевых его произведений – Концерта для скрипки с оркестром; его представит Елена Ревич в сопровождении Академического симфонического оркестра Московской филармонии. За дирижерским пультом – Филипп Чижевский.
Один из лейтмотивов абонемента «Новая музыка: диалог цивилизаций» можно обозначить как «Советская музыкальная Атлантида»: речь о незаслуженно забытых или редко звучащих сочинениях отечественных композиторов последнего столетия. Программы абонемента не только возвращают «советской Атлантиде» внимание музыкантов и слушателей, но и помещают ее в более широкий контекст: концерт-открытие цикла представил публике Первую симфонию Александра Локшина в сочетании с «Диалогами» Бернда Алоиса Циммермана, солистами выступили Тамара Стефанович и Пьер-Лоран Эмар. А Симфония № 2 Гии Канчели будет звучать в одной программе со Скрипичным концертом Джона Адамса: встреча не только двух континентов, но и принципиально разных, если не противоположных, творческих позиций. В финале – знаменитая Чакона Баха в оркестровке Сергея Горчакова.
«С Еленой Ревич мы давно хотели поиграть вместе, и однажды зашла речь о Скрипичном концерте Джона Адамса, – рассказывает дирижер Филипп Чижевский. – Я послушал запись, концерт показался мне занятным, динамичным, интересным... Мы стали думать, чем его дополнить, и остановились на музыке Канчели: концерт Адамса достаточно динамичен, Вторая симфония Канчели в меру медитативна, контраст получается удачный. С Гией Канчели мы познакомились в Тбилиси, успели немного пообщаться, потом на фестивале VivaCello я дирижировал мировой премьерой его сочинения T–S–D для виолончели с оркестром.
Хотя более известны его Пятая, Шестая, Седьмая симфонии, я остановился на Второй и не слишком долго думал. Возможно, мой выбор отталкивался как раз от Адамса: именно во Второй симфонии Канчели особенно мало динамических «событий», и это завораживает... Бах идеально сочетается с Канчели, но здесь он в оркестровке Горчакова, то есть отчасти это вполне современное сочинение. А Канчели можно назвать своего рода грузинским Бахом; его симфонии у нас практически не играют, но даже при этом условии Вторая – выбор неочевидный, а для меня – естественный».
Недавно завершились еще два новых филармонических абонемента, посвященных музыке XX–XXI вв. 21 марта с успехом прошел заключительный концерт цикла «Диалоги с ХХ веком» под управлением Александра Лазарева; Российский национальный молодежный симфонический оркестр исполнил Симфонию № 7 Авета Тертеряна, фрагменты из балета «Спартак» и Скрипичный концерт Арама Хачатуряна (солист – Никита Борисоглебский). 26 марта состоялся третий концертный марафон абонемента «Другое пространство. Weekend»; в трех концертах прозвучали сочинения Магнуса Линдберга, Анри Дютийё, Тору Такемицу, Дьёрдя Лигети, Яниса Ксенакиса, Алексея Сысоева и Мортона Фелдмана. Их представили Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова, Московский Ансамбль Современной Музыки, вокальный ансамбль Intrada, дирижеры Фёдор Леднёв и Екатерина Антоненко, солисты Александр Рамм, Михаил Дубов, Ольга Россини, Дмитрий Щёлкин, Дарья Хрисанова, Анастасия Бондарева и Павел Романенко.