Во Франции умер Лев Круглый

Звезду фильмов «Живые и мертвые» и «Шумный день» похоронят на русском кладбище в Париже

Лев КРУГЛЫЙ

Лев КРУГЛЫЙ

Звезду фильмов «Живые и мертвые» и «Шумный день» похоронят на русском кладбище в Париже

На 80-м году жизни скончался актер театра и кино Лев КРУГЛЫЙ. Он ушел из жизни после долгой тяжелой болезни в Париже, куда эмигрировал тридцать лет назад с женой артисткой Театра Сатиры Натальей ЭНКЕ и сыном Никитой. В Советском Союзе Круглый был весьма знаменит. Он снялся в картинах «Живые и мертвые», «Шумный день», «713-й просит посадку», «Мимо окон идут поезда» и еще в двух десятках фильмов. А вот за границей творческая судьба ни Льва Борисовича и его супруги Натальи Владимировны, увы, складывалась не так успешно.

Несколько лет назад, в год 75-летия Круглого, репортеры «Экспресс газеты» побывали у него в гостях. И хотя в актерском мире Лев Борисович имел репутацию сложного человека с крутым и независимым  характером, на деле оказалось, что он хлебосольный и открытый мужик, да еще и прекрасный рассказчик.

Артист поведал, как в середине 50-х, после окончания в Москве театрального училища им. Щепкина, его распределили в Хабаровский театр драмы. В память врезались постоянное чувство голода, жуткие холода, крошечная промороженная комнатка, где Лёва жил с бывшим однокурсником, которого, как и его отправили в тот же театр. Парни в основном питались жидким супом, который готовили из горохового порошка, спрессованного в брикеты. Ну а по праздникам позволяли себе купить пару склизких сморщенных пирожков у тетки на улице.

Вон отсюда!

Вернувшись в Москву, Круглый служил в театре «Современник». Там он познакомился с будущей женой Натальей. А потом по приглашению режиссера Анатолия Эфроса, Лев Борисович служил в театре Ленинского Комсомола, а потом в театре на Малой Бронной. Спектакли с участием артиста гремели на всю Первопрестольную, а когда в его жизни появилось кино, популярность артиста и вовсе приобрела всесоюзный масштаб.

Лев КРУГЛЫЙ

Лев КРУГЛЫЙ

И вдруг на пике славы Круглый с семьей решил уехать из Советского Союза.

- Многие этого не понимали, - вспоминал он. – Даже Володя Высоцкий, с которым я был хорошо знаком, смотрел на меня, как на придурка, когда узнал, что я эмигрирую. Но мне так опротивело, что разные идиотские организации все время лезут в душу! Я был инакомыслящим, но не стал диссидентом, потому что не выдержал бы лагерей. Поэтому нашел для себя единственный выход – уехать.

Тогда навсегда покинуть СССР можно было только по израильской визе. Мол, те, кто сбегают – это «отщепенцы», а ими удобнее всего было считать евреев.

Когда 18-летний сын Льва Борисовича и Натальи Владимировны, получив повестку в военкомат, сказал там, что его родители подали документы в Израиль, на него заорали:

- А-а-а! Жиды! Вон отсюда! – и к радости мамы и папы выгнали прочь и не забрали в армию.

Главное, оставаться собой

Несколько месяцев семью мурыжили, а потом дали 200 долларов и отправили в Вену, где был перевалочный пункт эмиграции того времени, а оттуда переправили в Париж.

На Западе Круглый и Энке жили и работали не только во французской столице, но и Мюнхене. Там Лев Борисович служил диктором на радио «Свобода». Кроме того, актеры ставили спектакли, в которых и играл напару с женой. Этот театр двух артистов просуществовал четверть века, но, к сожалению, не приобрел той популярности, которую они имели в Союзе.

Лев КРУГЛЫЙ

Лев КРУГЛЫЙ

- А сейчас вы работаете? – поинтересовались журналисты «Экспресски», когда были в гостях у семьи в 2006 году.

- Уже нет, устали вертеться на пупе. Теперь мы пенсионеры. Правда, пенсия у нас маленькая, нам доплачивают какие-то благотворительные организации. При нашей бедности у нас есть даже автомобиль. Правда, старенький. Как малоимущие получили муниципальную четырехкомнатную квартиру. Она нам не принадлежит, но и выселить нас из нее не могут. В доме живет много эмигрантов: большинство из них негры, арабы. Но нас это не смущает.

А напоследок Лев Борисович добавил:

- Главное, оставаться самим собой. Пусть я бедный, зато я Круглый!..

Актера похоронят на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа в Париже.

С Татьяной Надеждиной в фильме «Шумный день»

С Татьяной Надеждиной в фильме «Шумный день»

Кадр из фильма «Впереди - крутой поворот»

Кадр из фильма «Впереди - крутой поворот»

Со Светланой Светличной в фильме «Любить»

Со Светланой Светличной в фильме «Любить»