Хулиганка Татьяна Пельтцер

Пациенты психиатрической клиники, где лежала актриса, жестоко избивали её
С юности Таня не желала быть такой, как все
С юности Таня не желала быть такой, как все

Пациенты психиатрической клиники, где лежала актриса, жестоко избивали ее

Если бы Татьяна Ивановна ПЕЛЬТЦЕР дожила до сегодняшних дней, то отпраздновала сразу несколько юбилеев. 95 лет назад она стала «актрисой по найму» в труппе известного антрепренера Николая СИНЕЛЬНИКОВА. 85 лет назад встретила мужчину, который стал ее единственным мужем. А 40 лет назад состоялась премьера спектакля «Проснись и пой», ставшего своеобразным бенефисом Пельтцер. В этой постановке играла и Татьяна ЕГОРОВА. Артистка благодарна Татьяне Ивановне уже за то, что не без ее участия на свет появился Андрей МИРОНОВ - самая большая любовь ее жизни.

До сих пор в стенах московского Театра сатиры ходит байка про то, что Пельтцер чуть ли не принимала роды у Марии Мироновой, мамы Андрея. Насколько история достоверна, никто разбираться не хочет, ведь за то и обожали коллеги Татьяну Ивановну, что все истории, рассказанные ею, поднимали настроение. Так же, как и поступки.

- Вне театра Пельтцер была хулиганкой. Однажды, в 1974-м, в Киеве, после спектакля «Проснись и пой» Татьяна Ивановна, выпив лишнего, решила потанцевать в ресторане. И Марк Захаров со Спартаком Мишулиным не смогли удержать ее. Она так лихо отплясывала, что, резко повернувшись, разбила голову о колонну. А ей уже 70 лет стукнуло! - вспоминает Татьяна Егорова.

- Что у вас всплывает в памяти при упоминании имени Пельтцер?

- Мат, дымящаяся сигарета, пасьянс. Татьяна Ивановна в карты играла самозабвенно! Радостей в жизни у нее было не так уж и много. Рядом с ней, на Красноармейской улице, жил тяжело больной брат, который раньше был чуть ли не главным конструктором ЗИЛа. Татьяна Ивановна навещала его каждый вечер! Еще вспоминается немецкая педантичность даже в мелочах. На гастроли Пельтцер всегда собирала целый вагон разных вещей. Ложка обеденная, ложка для десерта, ложечка для вечернего чая. Вилочка такая, вилочка вот эдакая, для завтрака, для обеда, для ужина… Три салфетки для обеда, три - для ужина. Солонка, розетка…

Татьяна ЕГОРОВА вспоминает о ПЕЛЬТЦЕР с улыбкой
Татьяна ЕГОРОВА вспоминает о ПЕЛЬТЦЕР с улыбкой

- Говорят, Татьяна Ивановна, обидев человека, умела искренне извиниться.

- Пельтцер была разная. Да, она могла в сердцах послать человека куда подальше, но могла и первой примириться. Например, когда Захаров работал в Сатире, то требовал от актеров пунктуальности и ответственности. А Татьяна Ивановна иногда опаздывала на репетиции. Как-то Марк не выдержал и сказал ей: «Все. Вы свободны!» Ну, тут баушка (так, любя, называли коллеги Пельтцер. - В. С.) и вспылила! И пользуясь тем, что, несмотря на свое немецкое прошлое, которое ей ставили в вину, была секретарем парторганизации театра, написала «каталовку» на Захарова. Но после не могла не признать его хорошим режиссером. А перед началом спектакля любила покричать на гримеров и костюмеров: «Развелось вас тут, всяких бездельниц!» Когда ее не пускали в США к двоюродному брату, она поставили на уши весь ОВИР, кричала там на всех этажах. И получила-таки визу!

Единственный брак актрисы с немецким философом Гансом ТЕЙБЛЕРОМ продлился четыре года
Единственный брак актрисы с немецким философом Гансом ТЕЙБЛЕРОМ продлился четыре года

Роковая травма

- Слышал, и над собой любила пошутить.

- Верно! Например, вот диалог. «Татьяна Ивановна, а почему сегодня так плохо выглядите?» - «Так у меня ж лицо сшито из старых лоскутов с одного заднего места».

Несмотря на то что Пельтцер была всеобщей любимицей, ее последние годы оказались тяжелыми. В 1991 году она попала в клинику для душевнобольных - страдала потерей памяти. Пациенты издевались над ней и жестоко били. Инна Чурикова выхлопотала для Пельтцер более приличное место и чистую палату. Спустя месяцы она вернулась в театр. Но ненадолго. Угодив в очередной раз в лечебницу, Татьяна Ивановна упала и сломала шейку бедра. Травма стала роковой.

В последние годы жизни Татьяна Ивановна выходила на сцену, играя в одном спектакле с Александром АБДУЛОВЫМ
В последние годы жизни Татьяна Ивановна выходила на сцену, играя в одном спектакле с Александром АБДУЛОВЫМ

- В последний раз я видела ее в служебном входе «Ленкома», - рассказала писательница и драматург Людмила Петрушевская, с которой Татьяна Ивановна приятельствовала. - Мы обнялись. Я прижалась к шелковой, ветхой щечке... Пельтцер погладила меня по рукаву. «Она тебя не узнает, - сказал проходящий мимо режиссер Юра Махаев. - Это она на всякий случай, чтобы никого не обидеть. Всем радуется». Светлый луч в моей жизни. Мне не хватает вас, Татьяна Ивановна…