Владимир Юматов: На моих глазах Серебряков играючи отхватил полмиллиона!

Деньги на свадебное платье от Зайцева для будущей жены актёр зарабатывал матрёшками

Деньги на свадебное платье от Зайцева для будущей жены актер зарабатывал матрешками

Появление в очередном сериале Владимира ЮМАТОВА можно расценивать как знак качества этого проекта. Актер театра «У Никитских ворот» поздно начал сниматься, но к своим годам (ему 61) накопил в творческом багаже солидную фильмографию: «Адъютанты любви», «Тяжелый песок», «Исаев», «Группа счастья», «Товарищи полицейские», «Черные волки»… В «Ликвидации» он не только сыграл роль следователя Семчука, но и начитал закадровый текст. Сейчас по Первому каналу показывают многосерийную ленту «Побег-2», где Юматов предстал в образе начальника тюрьмы. На подходе большой проект «Однажды в Ростове». Там Юматов на пару с Сергеем ЖИГУНОВЫМ сыграл одну из главных ролей.

- Владимир, вы родственник знаменитого артиста Георгия Юматова?

- Нет, однофамилец.

- В начале трудового пути вы работали совсем не в актерском цехе…

- Не у одного меня такая судьба. Смоктуновский, Лавров, Бурков, Саввина - все без актерского образования. Диплом - формальность. Когда происходит творческий прорыв, «корочка» уже ничего не значит. Правда, некоторые проблемы из-за ее отсутствия возникают. К примеру, сейчас Марк Розовский представил меня на звание народного артиста, и у чиновников сразу возникли вопросы.

Владимир ЮМАТОВ

Владимир ЮМАТОВ

Голубая каемочка Виктюка

- После окончания философского факультета МГУ я работал в Академии общественных наук при ЦК КПСС, отвечал за культмассовую работу. Сначала был младшим научным сотрудником, дорос до старшего, защитил кандидатскую диссертацию. Затем перешел в Гостелерадио, где занимал пост заместителя, а потом и главного редактора отдела писем. Там были такие интриги, что любой театр отдыхает: редакция тонула в анонимках и скандалах.

- Как в вашу жизнь вошло творчество?

- Сначала играл в студенческом театре МГУ, которым в то время руководил Роман Виктюк. С ним проработал семь лет. Причем нынешней эстетикой Романа Григорьевича «на блюдечке с голубой каемочкой» и не пахло, у нас все было традиционно. Меня окружали потрясающие артисты: Валентина Талызина, Ефим Шифрин, Эммануил Виторган. Зрители ломились на наши спектакли через окна туалетов. Потом Виктюка изгнали, и мы все ушли следом. Получается, тогда я вел двойную жизнь. Не понимаю, как меня не заложили. Утром работал в Академии ЦК, где, кстати, защищался на одной кафедре с Геннадием Зюгановым и пил коньяк с Сережей Ястржембским, а вечером играл в антисоветском спектакле «Уроки музыки» по пьесе Петрушевской. А потом Марк Розовский организовал театр-студию «У Никитских ворот». Он хорошо меня знал и сразу к себе пригласил. В отличие от Виктюка, Розовский бросает актера, как котенка, в пьесу и только на прогоне все корректирует. Поначалу этот метод самостоятельных работ мне не нравился, у Романа же был тотальный контроль. Позже я понял, что у Марка есть свои преимущества, позволяющие актеру существовать разнообразно.

Сыновья актёра Серёжа и Алёша на отдыхе в Египте

Сыновья актёра Серёжа и Алёша на отдыхе в Египте

- Почему вы - человек, который тогда прилично зарабатывал, решили уйти в театр на мизерную зарплату?

- В самом деле, я тогда получал порядка 500 рублей и, конечно, не хотел ничего менять. Но Розовский переубедил меня очень быстро: «Неужели ты действительно хочешь каждый день ходить на работу к 10 часам?» Меня тут же стал точить червь сомнения: два года думал и все-таки в 1989-м стал штатным сотрудником театра. Впрочем, на материальный достаток не жаловался. В театре регулярно устраивали чес: колесили с гастролями по городам.

- Недавно режиссер вашего театра и постановщик сериала «Обручальное кольцо» Георгий Товстоногов-младший трагически погиб. Ходили слухи, что он покончил жизнь самоубийством.

- Совместных работ с ним у меня не было. Но в нашем театре считают, что смерть Товстоногова случайна. Видимых поводов для суицида у него не было. Есть версия, что Георгий сорвался с балкона, когда его срочно вызвали на репетицию. Вроде бы у него не было ключа от квартиры, он хотел перебраться к соседям и сорвался.

- Почему в театре «У Никитских ворот» нет звезд?

- В свое время у нас играли Катя Гусева, Антон Макарский, Игорь Старыгин, Владимир Долинский, но все ушли. Я теперь тоже перешел на договор, чтобы иметь возможность много сниматься. Увы, почти все театральные режиссеры в этом смысле тираны. Я с Марком Розовским часто ругался из-за отлучек на кинопроекты: жуткие скандалы закатывали, ломали табуретки. Но Марк твердо стоит на позиции, что хороший актер - это нищий актер.

С режиссёром Валерием ТОДОРОВСКИМ и коллегой Олегом ЯНКОВСКИМ на съёмках фильма «Любовник»

С режиссёром Валерием ТОДОРОВСКИМ и коллегой Олегом ЯНКОВСКИМ на съёмках фильма «Любовник»

- А сам Марк Григорьевич - далеко не бедный человек?

- Да уж. Когда я ушел на договор, мы с Марком опять подружились - все-таки нас связывают 30 лет общения. Я без его театра не могу, да и сам Розовский понимает, что много потеряет, если я уйду. В этом плане мне нравится позиция Марка Захарова, который точно подметил, что его злит, когда актер снимается. Но он прекрасно понимает, что, когда люди приходят в зал и вдруг видят лицо с экрана, они не замечают многое из того, что не успел доделать постановщик.

Не понравился Жигунову

- Вы не раз снимались у Сергея Урсуляка. Почему его «Ликвидацию» все хвалили, а «Исаева», наоборот, ругали?

- В «Исаеве» нет интриги в сюжете. Если Лиознова свои «Семнадцать мгновений весны» построила вокруг Штирлица, то Урсуляк - вокруг истории. Страхов и Тихонов - тоже разные величины. Урсуляк - хороший режиссер. При мне на съемках «Ликвидации» на него наехали продюсеры. Дескать, тот снимает медленно, не соблюдает график. Сергей ответил, что быстрее работать не готов и, если кого-то это не устраивает, он может хоть сейчас покинуть проект. Как вы понимаете, Урсуляка оставили.

- Довольны работой в сериале «Однажды в Ростове»?

- Продюсер Сергей Жигунов меня долго не утверждал: не нравился я ему почему-то. А ведь мой персонаж по сюжету - главный партнер героя Сергея. Но режиссер Константин Худяков за меня несколько месяцев боролся, вызывал на мучительные пробы и, наконец, отстоял. В первый съемочный день я очень волновался: был наслышан, какой сложный характер у Жигунова как у продюсера. Но как партнер он оказался контактным и доброжелательным. В результате мы стали если не друзьями, то хорошими приятелями.

В юности Владимир учился в военно-музыкальном училище и навыки игры на фортепьяно не растерял до сих пор

В юности Владимир учился в военно-музыкальном училище и навыки игры на фортепьяно не растерял до сих пор

- Чем запомнились съемки в «Товарищах полицейских»?

- Центральные роли там играли не очень узнаваемые артисты, а в эпизоды, напротив, пригласили звезд. Так вот в одном из них снимался Алексей Серебряков. Закончилась смена, к нему подбежала ассистентка по актерам и попросила: «Алексей, извините ради бога, мы не успеваем все закончить, не могли бы вы задержаться минут на 30?» Серебряков любезно согласился, заверив, что никаких проблем нет. В итоге его смена затянулась на час сорок больше положенного. А на следующий день на площадке всем устраивал разнос продюсер: «Вы с ума сошли! У Серебрякова в договоре написано, что за первый час переработки ему должны выплатить 50 процентов гонорара, за второй час - сто процентов». Таким образом, к его ставке в 200 тысяч рублей приплюсовалось еще 300 за ожидание. Вот так Алексей за съемочный день играючи заработал полмиллиона целковых!

- То-то все удивляются, каким образом он сумел перевезти всю семью в Канаду и жить там припеваючи, иногда выбираясь на съемки в Россию.

В роли немецкого офицера Штальбе в сериале «Тяжёлый песок»

В роли немецкого офицера Штальбе в сериале «Тяжёлый песок»

Супчики и консервы

- Ваша супруга - актриса?

- Ирина - психолог, на десять лет меня моложе. Познакомились еще во времена работы в Академии общественных наук. Там же, только раньше, я встретил и свою первую жену - Надежду. А потом, увлекшись Ирой, ушел из академии, понимая, что кому-то из нас троих нужно навсегда покинуть эти стены. После развода оставил первой супруге квартиру. А моя новая возлюбленная, Ирина, тоже развелась и тоже оставила все первому мужу - доктору наук. 26 мая 1989 года сыграли свадьбу, причем платье для Иры купили у Вячеслава Зайцева.

- Откуда деньги на такую роскошь?

- В те времена за границей появился огромный интерес к русскому театру, и мы стали выезжать на гастроли. Тащили с собой матрешек, командирские часы, военную форму - все это моментально улетало. В поездке получали маленькие гонорары, жили впроголодь, брали с собой сухари, кипятильники, колбасу, супчики, консервы.

С Вениамином СМЕХОВЫМ в многосерийке «Монтекристо»

С Вениамином СМЕХОВЫМ в многосерийке «Монтекристо»

А оттуда привозили технику, получали ее на таможне в Бутово, сдавали в комиссионки, где она вмиг раскупалась. На это и жили. Детей в первых браках ни у меня, ни у Иры не было. А сейчас у нас двое изумительных сыновей. Старшему, Сергею, - 20 лет, учится в Институте иностранных языков на переводчика с итальянского. Младшему, школьнику Алексею, - 15.

- Вы бы хотели, чтобы сыновья, как вы, стали актерами?

- Хотел бы. Но, увы, у них желания заниматься актерством нет. У меня есть связи, я мог бы помочь, чтобы к ним заинтересованно отнеслись. На парней не действуют даже мои уговоры. «Смотрите, - говорю, - каждое утро я не ухожу на работу, меня показывают на экране, зрители дарят цветы, кричат «браво», приглашают на различные посиделки». Но сыновьям этого не надо. Вся надежда на будущих внуков. У Сергея уже появилась девушка, но жениться ему, конечно, рано.



автор