Спасение «Души»

На съёмках картины София Ротару превозмогла тяжёлую болезнь и страх перед шантажистом

Легендарный фильм Александра  Стефановича посмотрели 58 млн. человек

На съемках картины София Ротару превозмогла тяжелую болезнь и страх перед шантажистом

Ровно 30 лет назад у кинотеатров выстраивались длинные очереди, чтобы увидеть музыкальную мелодраму «Душа». В фильме сияли звезды своего времени - Михаил БОЯРСКИЙ, Ролан БЫКОВ, Ивар КАЛНЫНЬШ, рок-группа «Машина времени» и любимейшая певица София РОТАРУ в главной роли. А сколько интригующих слухов было вокруг этой картины! Зрители шептались, что изначально вместо нее должна была сниматься Алла ПУГАЧЕВА. В общем, режиссер Александр СТЕФАНОВИЧ попал тогда в «десятку», создав поистине культовое кино, которое посмотрели 58 миллионов человек. После премьеры он проснулся знаменитым.

- Слухи вокруг фильма «Душа» возникли не на пустом месте. В свое время я хотел снять музыкальный фильм с Аллой Пугачевой в главной роли, - рассказывает Александр Стефанович. - Тогда она была моей женой и стремительно завоевывала популярность. Я помогал ей в этом, а работа в кино была частью нашего большого плана по завоеванию эстрадного олимпа. Алла снялась в эпизодах двух моих картин - «Диск» и «Пена». Но мы мечтали о большом проекте, созданном специально для нее. Рассматривались разные варианты - от мюзикла до исторической драмы о народной героине, сподвижнице Емельяна Пугачева. Этот сюжет я всерьез обсуждал с Сергеем Михалковым. В конце концов мы с драматургом Александром Бородянским написали сценарий - «Рецитал» про девушку из провинции, которая приезжает завоевывать большой город и становится звездой. На роль героини Аллы в детстве я взял девятилетнюю Кристину Орбакайте. Она играла очень талантливо и искренне. Со съемки ее эпизодов в деревне под Тверью мы начали работу над фильмом.

Александр СТЕФАНОВИЧ на фоне рекламной афиши фильма «Душа»

Александр СТЕФАНОВИЧ на фоне рекламной афиши фильма «Душа»

Польский бунт

Чтобы запечатлеть атмосферу международного песенного конкурса для пролога фильма, мы отправились в польский город Сопот. Там как раз проходил музыкальный фестиваль. Поехала небольшая группа, чтобы снять хроникальные кадры с участием Пугачевой. И начались проблемы. Сначала поляки стали отговаривать нас ехать в Сопот, не объясняя причин. Но мы настояли. По дороге от Варшавы до побережья нас несколько раз останавливали для проверки документов - милиция, военные, спецназ. А в советском консульстве в Гданьске на нас смотрели круглыми глазами: «Как вы сюда попали?!» У нашего оператора Владимира Климова, который попытался закурить, буквально выбили сигарету из рук. Мы стали возмущаться, но консул, понизив голос, доверительно рассказал, что в Гданьске начались выступления «Солидарности» во главе с усатым электриком Лехом Валенсой. Бензоколонки перестали работать. Чудом добытые канистры с бензином сотрудники свезли в подвал консульства, чтобы можно было эвакуировать семьи. Здание было пропитано бензиновыми парами, поэтому от малейшей искры могло взлететь на воздух. Вдобавок ко всему советский Балтийский флот встал на рейде и навел пушки на Гданьск. Вот такая «веселая» атмосфера царила вокруг. Но мы же профессионалы - кадры получились отличные! Жаль, что потом их пришлось выбросить в корзину... Первый же съемочный день фильма «Рецитал» в Москве оказался последним.

Режиссёр часто ломал голову, как сделать из блестящей певицы РОТАРУ не менее замечательную актрису

Режиссёр часто ломал голову, как сделать из блестящей певицы РОТАРУ не менее замечательную актрису

Скандал с Пугачевой

На натурную площадку, которая располагалась возле стадиона «Лужники», Пугачева явилась в какой-то хламиде, отказалась переодеваться в утвержденный для образа костюм, устроила дикий скандал, разорвала пальто на пожилой сотруднице. В результате вся съемочная группа отказалась с ней работать. Мы свернули аппаратуру и вернулись на студию. (Подробно я написал об этом в своей новой книге, которая публиковалась в журнале «Караван историй. Коллекция», а сейчас выходит в издательстве «7 Дней».) Гендиректор «Мосфильма», генерал милиции Николай Трофимович Сизов, в кабинет которого мы приехали прямо со съемки, выслушав заявление съемочной группы, сказал мне: «В этом году на студии запланировано производство музыкального фильма. И он должен быть снят. Иначе «Мосфильм» не выполнит производственный план. Снимай кого хочешь. Выкручивайся. Но если не уложишься в срок и 5000 сотрудников останутся без премии, то ты на «Мосфильме» больше никогда работать не будешь. Разговор закончен». В общем, фильм нужно было спасать. Вот тут-то я и подумал о Софии Ротару, с которой познакомился еще за пять лет до Пугачевой. Мы с Бородянским сели в поезд и отправились в Ялту, где жила Соня.

В Одессе Леонид УТЁСОВ (справа) пришёл посмотреть на съёмки фильма. Рядом - София РОТАРУ и Ролан БЫКОВ

В Одессе Леонид УТЁСОВ (справа) пришёл посмотреть на съёмки фильма. Рядом - София РОТАРУ и Ролан БЫКОВ

Новый стиль

Она согласилась не сразу. И поставила несколько условий: «Первое - чтобы это был другой фильм с другими названием и сценарием. Не должно создаваться впечатление, что я подсидела соперницу. Мне скандалы не нужны. Второе - я прекрасно отношусь к Кристине, но как вы себе это представляете: дочь Пугачевой будет играть Ротару в детстве? Народ от такой комбинации умом двинется». Было очень жаль выбрасывать прекрасные эпизоды с Кристиной, но я понимал, что Соня права. Мы с Бородянским за две недели написали новый сценарий. Не про восхождение звезды, а про уход. Я рассказал Бородянскому, что Ротару всю жизнь борется с тяжелым недугом. Этот ход мы задействовали в новом сюжете. Вскоре вместо закрытого «Рецитала» студия запустила фильм «Душа».

Соня попросила меня еще об одном: «Знаешь, Саша, я хочу использовать этот фильм для кардинальной смены образа. Придумай что-нибудь, ты ведь это умеешь». Вместе с художниками, гримерами, стилистами мы сделали Ротару эффектную стрижку, наложили броский грим, предложили более резкую пластику движений. Соня как раз побывала в Канаде, где накупила много модных вещей - брючки, блузки и прочее. Она предстала в фильме в образе стильной и современной женщины. А самое главное - обновила свой репертуар песнями «Машины времени», так что ее аудитория заметно расширилась. Кстати, для «машинистов» появление на экране было просто прорывом. В одном из интервью Андрей Макаревич** вспоминал: «В поступке Стефановича был героизм. Ему можно памятник поставить за то, как он нас протащил на экраны. Больше никому бы это не удалось. Мы были тогда в глубокой опале». Правда, на роль героя-любовника Андрей не очень подходил, поэтому я взял в картину Мишу Боярского с которым, кстати, я провел все детство в одном доме на Гончарной улице в Ленинграде.

София Михайловна в шубе, которую ей подарил Тайванчик

София Михайловна в шубе, которую ей подарил Тайванчик

Рыдающая певица

Ротару - одна из самых дисциплинированных и ответственных актрис, которых я встречал. Это просто антипод Аллы. В первый же съемочный день, явившись на работу, я обнаружил ее в гримерке в слезах. Наивная Соня пришла ровно в десять утра, как была назначена смена. И увидела замок на дверях павильона. Она ведь не знала, что в кино ничего не начинается вовремя. Подумала, что картину закрыли. Чтобы экономить время нашей актрисы, взяли дублершу - украинку Аню Курган, на которую ставили свет, снимали на общих планах. А Соня входила в подготовленный кадр, прямо как звезда Голливуда.

Ее партнером был великий актер Ролан Быков, блистательно сыгравший роль концертного администратора. Ему, замечательному режиссеру, начальство не давало тогда снимать картины. Поэтому Ролан маялся и лез не в свои дела. Давал советы - куда ставить камеру, каким планом снимать и т.д. Но ссориться с ним не хотелось. И я нашел выход. «Ролан, - сказал я однажды, - у нас серьезная проблема. Соня - красивая женщина, потрясающая певица, но как актриса пока не тянет. Может, поможешь ей?» - «Я бы с удовольствием. А она меня не пошлет?» - опасливо спросил Быков. «Я с ней поговорю». Иду к Ротару: «Соня, ты замечательная! В тебя просто влюблена вся группа, включая режиссера-постановщика. Но ты не совсем уверенно держишься перед камерой». - «Да я и сама это понимаю, - отвечает она. - У меня же другая профессия. Вот на сцене я совершенно свободна!» - «Может, тебе брать уроки мастерства у Быкова?» Ротару осторожно посмотрела в его сторону и тихо спросила: «А он меня не пошлет?» Я улыбнулся: «Попробую его уговорить». В результате они стали ходить по съемочной площадке в обнимку. Быков перестал лезть в мою работу, а Ротару росла как актриса прямо на глазах.

На премьере СТЕФАНОВИЧ представляет зрителям Александра ЗАЦЕПИНА, Владимира КЛИМОВА и Андрея МАКАРЕВИЧА

На премьере СТЕФАНОВИЧ представляет зрителям Александра ЗАЦЕПИНА, Владимира КЛИМОВА и Андрея МАКАРЕВИЧА

Ребенка Ротару хотели похитить

Соня всегда держалась как королева. Но мало кто знал, чего ей это стоило. Когда мы со всей мосфильмовской группой приехали в Ялту на съемки, ее муж Анатолий Евдокименко сообщил мне, что у нее обострение болезни и она лежит в госпитале. Я навестил Соню и увидел, что дело серьезно. Она ведь всю жизнь мучается с бронхами, потому-то и переехала из родной Молдавии в Ялту, где особый климат. Но уже через три дня она была на площадке. После каждого дубля обессиленно падала в кресло и судорожно вдыхала лекарство через ингалятор.

Проблема со здоровьем была тогда не единственной. Во время съемок Ротару получила письмо с угрозами: если она не заплатит крупную сумму, то похитят ее сына. В милиции к этому отнеслись очень серьезно: Руслана перевезли на охраняемую дачу под Симферополь. Но Соня-то оставалась в Ялте, ходила по улицам, съемки происходили на глазах у толпы. А если там, среди зевак, скрывается вооруженный маньяк? К счастью, вымогателя удалось вычислить и поймать. Он, кстати, был из приличной семьи.

Утесов - знак судьбы

Возле бывшей дачи Сталина, у Дома ветеранов кино, где мы снимали одну из сцен, к нашей съемочной группе подошел пожилой человек и остановился, опираясь на палку. Его лицо показалось знакомым. «Да это же Леонид Утесов!» - вдруг осенило меня. Я представился, предложил ему присесть. «Леонид Осипович, ваше появление на съемках нашего музыкального фильма - это же знак судьбы!» Он в ответ усмехнулся: «Вот когда мы снимали «Веселых ребят», то к нам на съемку пришел сам Иосиф Виссарионович Сталин. Просто ехал по дороге и заглянул, как я сейчас к вам. Вот какие знаки судьбы бывают!»

РОТАРУ с БОЯРСКИМ поют: «Я пью до дна за тех, кто в море...»

РОТАРУ с БОЯРСКИМ поют: «Я пью до дна за тех, кто в море...»

На съемках «Души» было немало комических и трагических эпизодов. Художником на картине у нас работала Алина Спешнева, обаятельная и талантливая женщина, главный художник Театра Образцова. Именно в ее шикарной квартире, окна которой выходили на Большой театр, снимались интерьеры жилища нашей главной героини. Алина ездила с нами на выбор натуры в литовский город Кретинга. Там в ресторане ко мне подвалил подозрительный тип. В процессе беседы он то и дело многозначительно перекладывал из одного кармана в другой пистолет внушительных размеров. Напомню, это был 81-й год! Бандитов в таком количестве, как сейчас, не было. «Что за красавица с вами? - спрашивает. - Она мне нравится. Я за нее дам столько янтаря, сколько она весит! По моим прикидкам, два мешка!» Это был какой-то местный мафиози. Мне еле удалось от него отвязаться. Когда мы вспоминали этот случай, громче всех смеялась Алина... Вскоре после выхода нашего фильма на экраны она покончила с собой, выбросившись из окна той самой квартиры, где проходили съемки. Для этого были личные причины. Такая вот грустная история.

Шуба от Тайванчика

На «Мосфильме» нашей картине дали прозвище Праздник души. Когда мы снимали в Ялте, я жил в трехкомнатном люксе, на огромном балконе которого все время шла гульба - лилось вино, «Машина времени» радовала новыми песнями, красавицы украшали наше застолье. Однажды вечером кто-то позвал меня с улицы. Смотрю - внизу стоит мой давний приятель Алик Тайванчик. Теперь он известен как Алимжан Тохтахунов, уважаемый бизнесмен и меценат. А тогда в Ялте его в нашу гостиницу не пропустили. Я наорал на швейцара: «Вы что?! Это же прославленный киргизский кинорежиссер, лауреат Государственной премии!» Швейцар сразу стал кланяться. Мы поднялись в номер, усадили Алика за стол. Но двуличный швейцар оказался очень бдительным. Компьютеров тогда не было, зато в каждом отеле были распечатанные фотографии граждан, находившихся в розыске. А на Алика было заведено дело по обвинению в тунеядстве. И вот представьте, кайфуем мы на балконе, текут рекой массандровские вина, а ко входу в отель начинают съезжаться милицейские машины. Алик сразу погрустнел: «Саша, это за мной!» Вот уже группа захвата направляется к дверям гостиницы. Я отзываю оператора Климова. Они с женой Лилей прячут Алика у себя в номере. ОМОН врывается к нам, но Тайванчика не находит. Начинается облава по всем этажам. Когда милиция стучится в номер Климова, дверь открывает его полуобнаженная красавица жена. «У нас медовый месяц! - заявляет она. - И я никому не позволю нам мешать!» Милиционеры смущенно удаляются. Алик спасен! А с Соней они давно дружили. Помню, как в Москве вдруг ударили двадцатиградусные морозы, а в Ялте еще стояла летняя погода. И Ротару в это время прилетела к нам в Москву в легком платье. У трапа ее встретил Тохтахунов, который широким жестом накинул Соне на плечи роскошную шубу. Надо ли говорить, что это был подарок... Алик - человек широкой души.

В картине «Душа» София РОТАРУ кардинально сменила свой образ

В картине «Душа» София РОТАРУ кардинально сменила свой образ

Триумфальная премьера

Мы весело и азартно делали эту картину. Придумали и сняли музыкальные клипы, что тогда никому в голову не приходило. Песню «За тех, кто в море» мы подали как полет. Исполнители, одетые в золотые костюмы, с помощью батута все время взлетали вверх. Получилось очень эффектно. Все работали с полной отдачей. Это относится и к нашим актерам, к моим помощникам, к оператору, художнику, к композиторам Александру Зацепину, Андрею Макаревичу**, Александру Кутикову. К поэтам, написавшим тексты песен к фильму, - Роберту Рождественскому и Игорю Кохановскому. Для меня работа с такими замечательными и талантливыми людьми была настоящим подарком судьбы. И просто счастьем было общение с Софией Ротару. Поэтому картина и получилась. Она вышла яркой и зрелищной. А про зрительский успех я уже и не говорю.

Помню, как летом 1982 года я ехал на ее премьеру в кинотеатр «Россия», расположенный на Пушкинской площади. Переехав улицу Горького, увидел огромную толпу народа, перегородившую весь бульвар. Приткнув машину, я бросился к кинотеатру, но понял, что добраться до него невозможно. Толпа штурмовала двери, звенели выбитые стекла. Я обратился к растерянным милиционерам, предъявил удостоверение: «Помогите попасть на собственную премьеру». Стражи порядка, которых я пообещал провести в зал, выстроились клином и буквально «пробили» меня сквозь толпу. Завели в кинотеатр, а там женщина-директор, вздрагивающая от треска дверей и окон, с ужасом спросила: «Что вы с нами сделали?» Но это был успех. О такой премьере мечтает, наверное, каждый режиссер.

7 августа 2012 года народная артистка СССР София Ротару отмечает день рождения. «Экспресс газета» желает любимой певице счастья, здоровья и новых творческих свершений!




*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов