Мужские тайны Фёдора Чеханкова

Холостой и бездетный артист пронёс через всю жизнь трепетную дружбу с администратором Евгения Петросяна

Холостой и бездетный артист пронёс через всю жизнь трепетную дружбу с администратором Евгения Петросяна

Природная живость, подвижность, интеллигентность, мальчишеский пыл, пластичность и удивительное чувство юмора. Хотя в нескольких словах трудно охарактеризовать глубину личности замечательного актера Федора ЧЕХАНКОВА. Все его друзья и коллеги, которые по просьбе «Экспресс газеты» вспоминали о недавно скончавшемся мастере, выделяли именно эти качества. Близкие уверены, 72-летний Федор Яковлевич не собирался умирать. Буквально полгода назад он смог победить болезнь и вернуться к работе. Но во второй раз обвести судьбу вокруг пальца у Чеханкова, увы, не получилось.

Актёр всегда одевался ярко и стильно

Актёр всегда одевался ярко и стильно

- Федя тяжело болел: подводили сосуды, была забита аорта. Врачи настаивали на срочной операции, - говорит подруга покойного, актриса Валентина Талызина. - Но он боялся подписывать согласие, даже когда совсем слег и не мог ходить.

В том, что нежелание Чеханкова согласиться на хирургическое вмешательство ускорило его кончину, уверен и еще один приятель - известный критик Борис Поюровский:

- Проблемы с сердцем у Федора появились прошлой осенью. Когда однажды на «скорой» его доставили в НИИ Склифосовского, врачи сразу предупредили: «Без сложной операции не обойтись!» Помните, Евгений Евстигнеев умер в больнице, когда узнал, что ему предстоит трудная кардиологическая процедура. Чеханков - тоже человек крайне эмоциональный - ужасно испугался и замкнулся в себе. Хотя его все уговаривали и настраивали на лучшее. А потом Георгий Тараторкин познакомил Федора с профессором, который недавно спас ему жизнь при таком же недуге. Но медицинский светило прямо заявил: «Нужно резать грудную клетку, на время останавливать сердце». С Федором я в последний раз разговаривал в конце июля. «Можете меня поздравить: сегодня ровно 51 год, как меня зачислили в Театр армии», - поделился Чеханков. А через два дня случился инфаркт. Федя впал в кому, из которой так и не вышел.

Владимир ЗЕЛЬДИН и его жена Иветта у гроба

Владимир ЗЕЛЬДИН и его жена Иветта у гроба

Сам накликал смерть

Последние восемь месяцев за народным артистом ухаживала сиделка. 42-летняя Елена Пугач из Ивановской области была рядом с Чеханковым практически до самой его смерти.

- В январе, после новогодних праздников, Федору Яковлевичу стало совсем плохо, вот и пригласили меня, - поделилась Елена. - Поселилась в его «двушке» неподалеку от метро «Белорусская»: в одной комнате - он, в другой - я. Все эти месяцы никуда не отлучалась, дочку и внучку не видела, только деньги им высылала - у нас же там работы никакой нет. Чеханкова заново учила ходить - зимой же у него ноги почти не двигались. Но потом потихоньку стал поправляться, ожил, как цветочек. Съездил в Израиль на Мертвое море, побывал в Иерусалиме. Вернувшись в Москву, сыграл два спектакля. Но снова слег. Я и в больнице с ним неотлучно была. И в ванну, и в туалет таскала, а кто же еще это будет делать? Конечно, Федор Яковлевич стеснялся меня, но что делать - не терпеть же... Звонки от друзей не прекращались, некоторые не стеснялись беспокоить его и в два, и в три часа ночи. Как-то навещали его молодые приятели. Фамилий их не помню, но имена скажу - Дима и Паша. Последний еще поет хорошо, на фестивалях часто выступает. Ни женой, ни детьми Чеханков так и не обзавелся. Он мне как-то рассказывал, что карьеру делал, вот и не успел.

Перед отпеванием друга в траурном зале Митинского кладбища Валерий ШЕЙН потерянно сидел в сторонке

Перед отпеванием друга в траурном зале Митинского кладбища Валерий ШЕЙН потерянно сидел в сторонке

Сиделка считает, что актер всегда очень боялся остаться один, а когда заболел, эти страхи не оставляли его ни на минуту.

- Он часто просил: «Лена, пожалуйста, не бросай меня». А потом грустно добавлял: «Я понимаю, что уже тебе надоел». Но я успокаивала, что не брошу, - продолжает Пугач. В больнице Федор Яковлевич плакал, все покойную маму звал - страшно ее любил. Я говорила, что не нужно так часто вспоминать усопшую. Он, считай, сам накликал свою смерть.

По словам Елены, самым близким другом Чеханкова был человек из творческой среды по имени Валерий Шейн.

- Они как братья, всю жизнь вместе, - говорит сиделка. - Валерий постоянно звонил и навещал Федора Яковлевича. Уж не знаю, кому достанется квартира покойного и другое наследство. Близких родственников у него не осталось, только двоюродный брат. Чеханков не был богатеем, хотя и не бедствовал. В его квартире много сувениров, которые он привозил из путешествий, - тарелочки, досточки, статуэтки.

Друзья и коллеги покойного на церемонии прощания: диктор Светлана МОРГУНОВА (в шляпке и тёмных очках), сиделка Елена ПУГАЧ (с портфелем) и театральный критик Борис ПОЮРОВСКИЙ (в светлой рубашке)…

Друзья и коллеги покойного на церемонии прощания: диктор Светлана МОРГУНОВА (в шляпке и тёмных очках), сиделка Елена ПУГАЧ (с портфелем) и театральный критик Борис ПОЮРОВСКИЙ (в светлой рубашке)…

Одиночество вдвоем

- Да, у Федора водилось много друзей, но самый близкий его друг - Валерий  Шейн, - подтвердила Валентина Талызина. - Шейн - потрясающий, благороднейший человек. Работал администратором у Евгения Петросяна и директором его коллектива. У Валеры была потрясающая мама, Клара Борисовна, которая обожала Федю. Шейн, кстати, женат на англичанке по имени Аманда, а вот Чеханков в этом плане был одинок. Что бы там ни говорили, я знаю, что у него случались романы с женщинами. Причем с артистками. Но они детей не оставляли.

В самом деле, в одном из интервью Чеханков с горечью признался, что у него могла бы родиться двойня, но не сложилось. А еще намекал, что к нему испытывали симпатию партнерши по популярной в 70-х телепередаче «Артлото» - певицы Жанна Горощеня и Людмила Сенчина. Но, по словам Федора Яковлевича, он первым пресек поползновения симпатичных коллег, дав понять, что амуры мешают делу.

К сожалению, Горощени уже давно нет в живых, а вот Сенчина поделилась воспоминаниями о покойном коллеге:

- Мы с Федором действительно нежно относились друг к другу. Чеханков - хороший и отзывчивый человек, очень светлый. Не раз бывал у меня в гостях в Питере и по-доброму подшучивал надо мной и моим первым мужем из Астрахани. Супругу присылали с родины съедобные подарки, и Федя не упускал момента, чтобы подколоть, что мы черную икру лопаем ложками.

…Лев ЛЕЩЕНКО и Валерий БАРИНОВ…

…Лев ЛЕЩЕНКО и Валерий БАРИНОВ…

А критик Борис Поюровский припомнил, что мама Чеханкова крайне страдала, что сын так и не встретил женщину, которая могла стать его женой:

- Она хотела внуков. Но Чеханков, уверяю вас, не чувствовал себя одиноким. И потом самая страшная форма одиночества - одиночество вдвоем. Я вот счастливо женат 47 лет, но не у всех так бывает.

Иветта Капралова, жена Владимира Зельдина, друга и коллеги Чеханкова по Театру армии, считает, что Федор просто не такой влюбчивый, как многие другие мужчины.

- А что касается его самого близкого друга Шейна, то я Валерия  Самуиловича тоже хорошо знаю с детства. И Федя с ним тогда же познакомился, - поделилась Капралова. - Валера - отличный человек и профессионал, работал в «Москонцерте», сейчас на заслуженном покое. Когда-то мы все вместе любили отдыхать в Сочи, в санатории «Актер». А в последние годы Чеханков страдал не из-за своих личных проблем, а из-за малой востребованности на сцене. Мечтал сыграть разные роли, но режиссеры считали его артистом легкомысленного музыкального жанра и на что-то глубокое не способным. Разумеется, это было не так!

…Лариса ГОЛУБКИНА и Александр ДОМОГАРОВ

…Лариса ГОЛУБКИНА и Александр ДОМОГАРОВ

Казалось, кто-кто, а уж Валерий Шейн, о котором говорили все вокруг, точно должен был подробно рассказать о Федоре Яковлевиче. Но, наверное, горечь недавней потери не располагала к длинным разговорам.

- Мы пронесли нашу крепкую дружбу по всей жизни, - грустно заметил Шейн. - Когда Федор заболел, я его поддержал, да и его родной Театр армии тоже очень помог. А если говорить о его профессиональной востребованности, то, согласитесь, на свете мало людей, которым многое удалось. Я могу с ходу назвать только двоих - Ленина и Сталина.

Не могла я не поговорить и с певцом Игорем Наджиевым. С ним Чеханков был близок последние два десятка лет.

- Конечно, это немаловажный фактор - отсутствие семьи, - пожал плечами Наджиев. - Не случайно говорят, что люди, имеющие супругу, дольше живут. Хотя Федор Яковлевич до последних дней замечательно и молодо выглядел.  Когда пришла страшная новость о его смерти, я со своей супругой поехал в Спасо-Андроников монастырь и поставил свечку за упокой души. Подошли к одной гранитной плите. Оказалось, она установлена в память о великом русском актере Федоре Волкове. Приходим домой, и вдруг читаю в Интернете, что Федора Яковлевича назвали в честь Федора Волкова! Чеханков был человеком света. Этот свет после себя и оставил.



автор