Разгром Театра Гоголя

Рейдеры от культуры составили тайный список по уничтожению ещё двух десятков сцен, считают актеры

Рейдеры от культуры составили тайный список по уничтожению еще двух десятков сцен, считают актеры

Ведущая актриса Театра имени Гоголя Людмила ДОЛГОРУКОВА скончалась в разгар конфликта, возникшего после смены худрука московского театра. Коллеги уверены: покойная не выдержала напряжения после того, как решением столичного департамента культуры вместо Сергея ЯШИНА, прослужившего главным режиссером четверть века, неожиданно назначили экспериментатора Кирилла СЕРЕБРЕННИКОВА. Труппа, расценившая ситуацию как рейдерский захват, узнала обо всем из Интернета. При этом глава департамента культуры Сергей КАПКОВ признался, что уговаривал Серебренникова занять этот пост чуть ли не в течение полугода.

Как и любой творческий коллектив, Театр Гоголя переживал и взлеты, и падения. Но и сейчас на сцене блистают великолепные Светлана Брагарник, Ольга Науменко, Анна Гуляренко. Поэтому планы нового начальства спешно переформатировать знаменитый репертуарный театр в некий культурный центр выглядят подлым ударом под дых.

- С артистами пока не расторгли трудовой договор, ближайшие два месяца наш театр работает в прежнем режиме, потом - закрывается на ремонт. За это время нам обещали предоставить место для игры спектаклей, но вместе с тем подчеркнули: ждите больших и радикальных перемен, - говорит пресс-секретарь труппы Ирина Богданова.

Говорят, «арт-провокатору» Кириллу СЕРЕБРЕННИКОВУ ещё год назад предлагали возглавить Театр Маяковского. Но он якобы отказался рулить труппой, где количество звёзд больше, чем волос в его бороде

Говорят, «арт-провокатору» Кириллу СЕРЕБРЕННИКОВУ ещё год назад предлагали возглавить Театр Маяковского. Но он якобы отказался рулить труппой, где количество звёзд больше, чем волос в его бороде. Фото Михаила ФРОЛОВА/«Комсомольская правда»

Теперь уже бывший худрук Сергей Яшин уверен, что Серебренникову потребовались новые площади для диковинных экспериментов:

- Наверное, господин Серебренников и его компания решили переформатировать весь район около Курского вокзала. По соседству с нами находится так называемый центр современного искусства «Винзавод», завод «Арма», где ночью шумят дискотеки и клуб. И теперь ликвидируется как таковой репертуарный театр, чтобы на его месте создать что-то арт-хаусное. Уверен, тайная задумка осуществлялась в течение длительного времени. Мотивируется это тем, что наш театр слабо посещается и репертуар низкопробный. Неправда! У нас идут пьесы замечательных Островского, Горького, Уильямса. У меня же теперь, кроме туманных обещаний, нет никаких предложений по работе, я оказался на улице. Хотя некоторые не устают повторять: «Ну вы же такой режиссер, мы вам что-то предоставим». Увы, в наших контрактах есть пункт, что учредитель имеет право в единоличном порядке без объяснений причин расторгнуть договор. Мне было отказано во встрече с Капковым, беседовали лишь его заместители - две дамы. Никто не против, чтобы возникало новое современное искусство, но зачем его создавать за счет Театра Гоголя? Да, у нас не было богатых спонсоров, покровителей из высоких чиновников. Поэтому с нами так легко расправились.

Сергей КАПКОВ не видел ни одного спектакля закрываемого им театра

Сергей КАПКОВ не видел ни одного спектакля закрываемого им театра. Фото Михаила ФРОЛОВА/«Комсомольская правда»

Черная метка

Заслуженная артистка России Анна Гуляренко в шоке от того, что в театре не только сменили худрука, но и директора. Кресло Анатолия Штаустаса, работавшего с Яшиным, занял Алексей Малобродский.

- Последнее место работы Малобродского - театр «Школа современной пьесы». Оттуда его вроде бы со скандалом попросили, - считает Гуляренко. - Сергей Иванович Яшин сильно переживает, на сборе труппы он даже заплакал, попрощался с актерами, поблагодарил всех, кто с ним работал. От господина Капкова стала известно, что мы первые, а за нами - двадцать московских театров, которые будут реформированы. А что стоит за этими реформами, никто так и не объясняет.

Народная артистка России Светлана Брагарник думает, что скоро на святой сцене может появиться всякая новомодная дрянь типа матерщинных постановок с обнаженкой.

Актриса Людмила ДОЛГОРУКОВА не смогла пережить скандал вокруг родной сцены

Актриса Людмила ДОЛГОРУКОВА не смогла пережить скандал вокруг родной сцены

- Серебренников не скрывает, что на месте театра будет культурный центр, прокатная площадка для неких референтов, - говорит Брагарник. - Вроде бы здесь будет работать танцевальный ансамбль из Костромы, но появятся и  многие другие проекты, о которых пока ничего не известно. Словом, Серебренникова интересует только наше здание. Мы получили «черную метку». Вопреки всем разговорам хочу заявить: от нашей труппы не пахнет плесенью, гадостью и цинизмом. Мы готовы сражаться до последнего. Серебренников хотя и был в театре во время общего собрания, но перед нами так и не появился. Он фотографировал стены здания, обмерял их рулеткой, а к людям так и не вышел. Говорят, он наездами бывает в Москве, а в основном пропадает в Берлине, где ставит оперу.

Брагарник поражена и поведением самого Капкова:

- Его спросили, что он видел в нашем театре. Тут же замялся. «Ну, - говорит, - я был у вас в детстве на спектакле». И этот человек закрывает театр! Похоже на рейдерство 90-х годов. Сломать легко, а возрождать долго. Мы боремся за жизнь, валимся с ног - я заболела, а Людмила Долгорукова не выдержала и скончалась. Это прямо как когда-то писал драматург Николай Коляда: «Дело кончится смертями - вы этого хотите?»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Валерий КИЧИН, театральный и кинокритик:

- Попытки убить репертуарный театр - это агрессия против миллионов его поклонников в стране и в мире, где ценят отнюдь не раскрученные в узких кругах эксперименты для десятков гурманов. Никто не посягает на священное право гурманов слушать со сцены мат и лицезреть актеров, густо обмазанных под дерьмо. Пусть экспериментируют. Но не вторгаясь в чужие, не ими построенные дома и не выкидывая из окон новый «рояль Рахманинова». Пусть строят свои. Но они строить не умеют. Они «попрыгуньи-стрекозлы» и умеют только плясать на ими же устроенном пепелище.



автор