Голубкина поцеловала Яковлева только с третьей попытки

Мэтры кинематографа отметили 50-летие «Гусарской баллады»

Мэтры кинематографа отметили 50-летие  «Гусарской баллады»

Ровно 200 лет назад произошла переломная для судьбы нашего народа Бородинская битва, которую реконструировали на днях (подробности здесь). И ровно 50 лет назад, в  1962 году вышла великолепная картина Эльдара Александровича РЯЗАНОВА «Гусарская баллада», которая с юмором, в стихах и песнях рассказывает о тех событиях. За первые полгода фильм посмотрело 49 млн человек. Накануне юбилея в киноклубе «Эльдар» прошла творческая встреча с теми людьми, благодаря которым эта замечательная комедия появилась на свет и до сих пор продолжает радовать нас.

Рязанов открыл вечер стихами Цветаевой, посвященными офицерам той войны. Как признался сам режиссер, они послужили ему камертоном для создания фильма.

- Со времен той войны прошло 150 лет, и реальные события покрылись налетом легенд и романтики. Я решил основывать свой фильм именно на этих легендах, сказках и на романтизме, который озвучила Цветаева в своем стихотворении. Если вы вспомните картину, то не увидите там ни одной капли крови, хотя там и присутствуют драки, битвы, замерзшие трупы и смерть. А сама идея возникла от того, что я увидел умопомрачительный спектакль в «Театре Российской Армии», поставленный Поповым.

Лариса ГОЛУБКИНА

Лариса ГОЛУБКИНА

По словам режиссера, главной задачей для него было найти подходящих актеров на главные роли. Особенно много желающих было на роль Шуры Азаровой. Все советовали кто дочку, кто племянницу, кто любовницу, кто жену. На эту роль пробовались Светлана Немоляева, Людмила Гурченко, Алиса Фрейндлих, но все они были либо слишком полные, либо, наоборот, субтильные. И только, когда он увидел Ларису Голубкину¸ то понял, что актриса найдена.

- Перед съемками я вызвал её к себе и дал несколько указаний: с завтрашнего дня ты ходишь только в мужском костюме, когда будешь разговаривать, то не должно быть женственных, певучих интонаций, должна быть резкая мужская речь. Она очень хотела играть и делала все беспрекословно. И через два месяца она уже была абсолютный парень, в которого я верил безусловно. К тому же она была смела, отважна и многие трюки делала сама. Я просто убежден, что она родилась только для того,  чтобы сыграть в этой картине.

Под овацию зала, Голубкина исполнила знакомое всем произведение «Давным-давно», да так, что казалось, будто и не было всех этих 50-ти лет, а перед зрителями все тот же двадцатилетний корнет, что и в фильме.

На роль поручика Ржевского тоже было множество кандидатов: Александр Лазарев, Вячеслав Тихонов, Сергей Юрский.

Эльдар РЯЗАНОВ

Эльдар РЯЗАНОВ

- Нужно сказать, что Юрский мне очень понравился, не при Юрии Васильевиче будет сказано, и мне очень хотелось, чтобы играл именно он. Но выбор пал все-таки на Яковлева, так как он был хорош, красив, популярен, у него был красивый голос и прекрасное чувство юмора. Я счастлив, что с ним работал, поскольку было такое душевное богатство у него, такое разнообразие, и я искренне считаю его самым лучшим артистом.

 - До этого я снялся у Рязанова в фильме «Человек ниоткуда», который так и не вышел, потом был закадровый текст в «Берегись автомобиля», - рассказал вышедший на сцену Яковлев. - Я тогда сказал: «Хватит уже мне озвучивать, может, где-нибудь снимешь, наконец, меня?». И он снял.

Затем, Юрий Васильевич решил раскрыть несколько секретов Голубкиной. Например, то, что она, как и в фильме, в жизни ужасно боялась мышей, а также рассказал о том, как сам столкнул её со второго этажа.

- Настал момент ей прыгать с балкона. Кто бы её ни уговаривал, никто не в силах был заставить. Я уговаривал, Эльдар Александрович даже сам спрыгнул - ничего не помогло. Когда уговоры не возымели результата, тогда начали физически воздействовать. В итоге я все-таки её вытолкнул, и она полетела при страшном визге. И после этого все стало нормально: восемь дублей прыгала.

Эльдар РЯЗАНОВ

Эльдар РЯЗАНОВ

А вот Голубкиной больше запомнилась любовная сцена:

- У нас была финальная сцена: я кричу «Да! Да! Да!» и мы целуемся. Опыта у меня особого в этом не было тогда… А у Юрия Васильевича усы были приклеены, и вот первый дубль: я бегу, закрываю глаза, бросаюсь и срываю усы. Второй дубль – тоже самое. Только с третий попытки усы остались на месте.

- Мы  не понимали, как снимать, - разоткровенничался режиссер. - Снег, скользко, ноги скользят, а оружие настоящее. Такое могло закончиться увечьями. И тогда мы решили использовать деревянное оружие, начали репетировать. Артисты, естественно, не умели фехтовать, вошли в раж, и переломали все оружие. В итоге осталась куча дров. И мы были вынуждены дать настоящее оружие в руки людям, которые ездить не умеют, сражаться не умеют. Все учились по ходу дела, а времени не было, чтобы нанимать инструкторов. Поэтому, слава Богу, что я сижу здесь, а не в тюрьме.

Досталось и самому Рязанову. Владимир Досталь, который исполнял на проекте функции продюсера, рассказал, как мэтра кинематографа на съемках подстрелили.

- История эта произошла в начале весны. Снег уже сходил, и мы искали полянку, где снега побольше было. Всадники должны были выехать и проскакать справа налево, а пиротехнику надо было подать им сигнал ракетницей. Не знаю почему, но  пиротехник отдал почему-то ракетницу пьянчуге-директору, который не просыхал и лишь изредка появлялся на съемках.

Юрий ЯКОВЛЕВ

Юрий ЯКОВЛЕВ

Эльдар Александрович отдает команду, директор поднимает ракетницу, стреляет – осечка, второй раз –осечка. Опускает, взводит и стреляет точно в спину Рязанова. Счастье, что шашка не успела загореться, так как было близкое расстояние, и отрикошетила от спины режиссера. Эльдар Александрович  сбрасывает шубу и вся площадка слышит его  выражения на «великом и могучем».

В конце вечера режиссер рассказал историю о том, как после войны в русском языке появилось слово «шаромыжник» от французского «шер ами», что в переводе означает «дорогой друг», а во Франции кабаки стали называться «бистро», поскольку русские любили в них выпить и подгоняли барменов словом «быстро».

- Это все, что осталось в наших языках от этой страшной, кровавой, жестокой войны. А ещё, благодаря ей у нас появился замечательный фильм «Гусарская баллада», - подытожил режиссер.

.

 



автор