Голубкина поцеловала Яковлева только с третьей попытки
Мэтры кинематографа отметили 50-летие «Гусарской баллады»
Ровно 200 лет назад произошла переломная для судьбы нашего народа Бородинская битва, которую реконструировали на днях (подробности здесь). И ровно 50 лет назад, в 1962 году вышла великолепная картина Эльдара Александровича РЯЗАНОВА «Гусарская баллада», которая с юмором, в стихах и песнях рассказывает о тех событиях. За первые полгода фильм посмотрело 49 млн человек. Накануне юбилея в киноклубе «Эльдар» прошла творческая встреча с теми людьми, благодаря которым эта замечательная комедия появилась на свет и до сих пор продолжает радовать нас.
Рязанов открыл вечер стихами Цветаевой, посвященными офицерам той войны. Как признался сам режиссер, они послужили ему камертоном для создания фильма.
- Со времен той войны прошло 150 лет, и реальные события покрылись налетом легенд и романтики. Я решил основывать свой фильм именно на этих легендах, сказках и на романтизме, который озвучила Цветаева в своем стихотворении. Если вы вспомните картину, то не увидите там ни одной капли крови, хотя там и присутствуют драки, битвы, замерзшие трупы и смерть. А сама идея возникла от того, что я увидел умопомрачительный спектакль в «Театре Российской Армии», поставленный Поповым.
Лариса ГОЛУБКИНА |
- Перед съемками я вызвал её к себе и дал несколько указаний: с завтрашнего дня ты ходишь только в мужском костюме, когда будешь разговаривать, то не должно быть женственных, певучих интонаций, должна быть резкая мужская речь. Она очень хотела играть и делала все беспрекословно. И через два месяца она уже была абсолютный парень, в которого я верил безусловно. К тому же она была смела, отважна и многие трюки делала сама. Я просто убежден, что она родилась только для того, чтобы сыграть в этой картине.
Под овацию зала, Голубкина исполнила знакомое всем произведение «Давным-давно», да так, что казалось, будто и не было всех этих 50-ти лет, а перед зрителями все тот же двадцатилетний корнет, что и в фильме.
На роль поручика Ржевского тоже было множество кандидатов: Александр Лазарев, Вячеслав Тихонов, Сергей Юрский.
Эльдар РЯЗАНОВ |
- До этого я снялся у Рязанова в фильме «Человек ниоткуда», который так и не вышел, потом был закадровый текст в «Берегись автомобиля», - рассказал вышедший на сцену Яковлев. - Я тогда сказал: «Хватит уже мне озвучивать, может, где-нибудь снимешь, наконец, меня?». И он снял.
Затем, Юрий Васильевич решил раскрыть несколько секретов Голубкиной. Например, то, что она, как и в фильме, в жизни ужасно боялась мышей, а также рассказал о том, как сам столкнул её со второго этажа.
- Настал момент ей прыгать с балкона. Кто бы её ни уговаривал, никто не в силах был заставить. Я уговаривал, Эльдар Александрович даже сам спрыгнул - ничего не помогло. Когда уговоры не возымели результата, тогда начали физически воздействовать. В итоге я все-таки её вытолкнул, и она полетела при страшном визге. И после этого все стало нормально: восемь дублей прыгала.
Эльдар РЯЗАНОВ |
- У нас была финальная сцена: я кричу «Да! Да! Да!» и мы целуемся. Опыта у меня особого в этом не было тогда… А у Юрия Васильевича усы были приклеены, и вот первый дубль: я бегу, закрываю глаза, бросаюсь и срываю усы. Второй дубль – тоже самое. Только с третий попытки усы остались на месте.
- Мы не понимали, как снимать, - разоткровенничался режиссер. - Снег, скользко, ноги скользят, а оружие настоящее. Такое могло закончиться увечьями. И тогда мы решили использовать деревянное оружие, начали репетировать. Артисты, естественно, не умели фехтовать, вошли в раж, и переломали все оружие. В итоге осталась куча дров. И мы были вынуждены дать настоящее оружие в руки людям, которые ездить не умеют, сражаться не умеют. Все учились по ходу дела, а времени не было, чтобы нанимать инструкторов. Поэтому, слава Богу, что я сижу здесь, а не в тюрьме.
Досталось и самому Рязанову. Владимир Досталь, который исполнял на проекте функции продюсера, рассказал, как мэтра кинематографа на съемках подстрелили.
- История эта произошла в начале весны. Снег уже сходил, и мы искали полянку, где снега побольше было. Всадники должны были выехать и проскакать справа налево, а пиротехнику надо было подать им сигнал ракетницей. Не знаю почему, но пиротехник отдал почему-то ракетницу пьянчуге-директору, который не просыхал и лишь изредка появлялся на съемках.
Юрий ЯКОВЛЕВ |
В конце вечера режиссер рассказал историю о том, как после войны в русском языке появилось слово «шаромыжник» от французского «шер ами», что в переводе означает «дорогой друг», а во Франции кабаки стали называться «бистро», поскольку русские любили в них выпить и подгоняли барменов словом «быстро».
- Это все, что осталось в наших языках от этой страшной, кровавой, жестокой войны. А ещё, благодаря ей у нас появился замечательный фильм «Гусарская баллада», - подытожил режиссер.
|