Георгий Натансон: Рената Литвинова - манерная кривляка!

Ремейк знаменитого советского фильма "Еще раз про любовь" вызвал у режиссера раздражение
ГЕОРГИЙ НАТАНСОН: с актрисой Анной Самохиной

ГЕОРГИЙ НАТАНСОН: с актрисой Анной Самохиной

На фестивале "Лики Любви" был показан ремейк знаменитого советского фильма "Еще раз про любовь" под названием "Небо. Самолет. Девушка". В кинохите 70-х главную роль сыграла блистательная Татьяна Доронина, в ремейке - загадочная Рената Литвинова. Что думает по поводу фильма-новодела творец классического произведения, режиссер Георгий НАТАНСОН, решил выяснить наш корреспондент. Но разговор получился куда интереснее, чем это предпологалось вначале…

- Да, я видел новый фильм, - подтвердил Георгий Георгиевич. - Этот неплохо снятый современный ремейк смотреть будут, но только потому, что народ давно ошалел от засилья на экранах бандитских картин, убийств и истязаний. Но картина никогда не поднимется до славы фильма "Еще раз про любовь", который в свое время собрал 40 миллионов зрителей. Сегодня всех интересуют сумасшедшие и патологические придурки.

ДМИТРИЙ ОРЛОВ И РЕНАТА ЛИТВИНОВА: к/ф "Небо.Самолет. Девушка"

ДМИТРИЙ ОРЛОВ И РЕНАТА ЛИТВИНОВА: к/ф "Небо.Самолет. Девушка"

Вот и героиня Литвиновой, не мудрствуя лукаво, открыто признает себя шизофреничкой. Рената, несмотря на все свои способности, никогда не станет великой актрисой. Такой, как Татьяна Доронина. Многие даже называют Литвинову кривлякой, ее манерность порой очень сильно раздражает.

"Еще раз про любовь" - кино поэтическое. Здесь же налицо явный натурализм. Есть придумки, украденные из нашего фильма: помнишь, Танина героиня поет в бокал? Очень неприятное впечатление оставил Миша Ефремов. Разве можно сравнить его с красавцем отцом? Дмитрий Орлов, сыгравший главного героя, лично меня ничем не шокировал. Почему его дублировал Константин Хабенский, остается режиссерской тайной.

Лазарев смертельно боялся Дорониной

ТАТЬЯНА ДОРОНИНА И АЛЕКСАНДР ЛАЗАРЕВ: к/ф "Еще раз про любовь"

ТАТЬЯНА ДОРОНИНА И АЛЕКСАНДР ЛАЗАРЕВ: к/ф "Еще раз про любовь"

- Правда, что Доронина уже в молодые годы была довольно капризной особой?

- Работая на "Старшей сестре", Таня как-то попросила показать отснятый материал, ведь это была ее первая главная роль в кино. Когда актриса увидела себя на экране, у нее на глазах выступили слезы. "Георгий Григорьевич, это ужасно! Вы всех актеров "приземлили", не даете развернуться", - с горечью произнесла Доронина. Она была театральной актрисой, а тут - простые человеческие отношения, без громких слов и широких жестов. Я тоже сильно расстроился. Через неделю Таня привела в просмотровый зал друзей - маленькую худенькую женщину и крепкого рыжего парня - мать и сына Радзинских. К тому времени Доронина была уже в разводе с Олегом Басилашвили, а Эдик за ней еще только начинал ухаживать. Им материал понравился, и все вопросы были сняты.

ТАТЬЯНА: заставила плакать 40 миллионов

ТАТЬЯНА: заставила плакать 40 миллионов

- Но ведь вам и от чиновников здорово доставалось?

- Их упрекам не было конца: как Натансон умудрился сделать такую аморальную и пошлую картину - разве может советская девушка в первый же вечер знакомства с мужчиной поехать к нему?! К слову сказать, первым актером, пробовавшимся на роль главного героя, имевшего чудное имя Электрон, стал Высоцкий. Было отснято несколько больших фрагментов, которые потом украли. Помню, Володя просил пошить ему башмаки на высоком каблуке, потому что был ниже Дорониной. Когда мы с Радзинским и Татьяной просмотрели отснятый материал, стало ясно, нужно срочно искать другого актера: Высоцкий со своим бешеным темпераментом "рвался" из кадра на волю. Кто привел Лазарева, точно вписавшегося в образ, даже не помню. В кадре Саша выглядел серьезным и волевым молодым ученым, а по жизни... смертельно боялся Дорониной. Она всегда была и, надеюсь, останется очень сильным и требовательным человеком.

- Вы ведь часто боролись за своих актеров?

- В основе всей моей творческой жизни лежала борьба с чиновниками Госкино. Фильм "Старшая сестра", имевший в свое время ошеломляющий успех, мог и не появиться на экранах. Помню их бездушные слова о Наталье Теняковой: "Как может сниматься актриса, у которой полон рот каши?"

Сегодня трудно представить, что Татьяна Доронина, Инна Чурикова, Виталий Соломин и даже Михаил Жаров могли остаться "забраковаными" худсоветом "Мосфильма". Кем была тогда Доронина? Тихо, вкрадчиво говорящая молодая ленинградская актриса, которую никто не знал. Чиновники поставили жестокий диагноз: "Этой девочке кино противопоказано".

РЕНАТА: сыграла шизофреничку

РЕНАТА: сыграла шизофреничку

- Похоже, Татьяна Александровна до сих пор ваша любимая актриса?

- Во имя искусства приходилось жертвовать даже такой любовью. Как-то, отдыхая в Сочи, на встрече со зрителями я рассказал, что хочу снять в роли Коллонтай в фильме "Посол Советского Союза" свою любимую актрису Таню Доронину. Иду на следующее утро купаться. Вдруг вижу - навстречу направляется Булганин - он был когда-то Председателем Совета Министров СССР, министром обороны. Подходит ко мне и говорит: "Хоть убейте, не может такую роль играть Доронина. Я хорошо знал Александру Михайловну Коллонтай - это совсем другой человек". Пришлось искать другую актрису. Роль блестяще сыграла Юлия Борисова.

- Но ведь и с "Послом…" были проблемы?

- Принимая картину "Посол Советского Союза", тогдашний председатель Госкино СССР Алексей Романов вскипел: "Срочно вырезайте документальные кадры парада на Красной площади! Всем известно, Жуков - бонапартист, готовивший свержение правительства!" Оказалось, что запрет на показ парада когда-то дал сам Сталин, который жутко боялся славы великого полководца. Целых 17 лет эти кадры никто на экране не видел. Но картину посмотрели в ЦК партии, и съемки парада разрешили оставить. На международном кинофестивале в Италии я встретил жену опального маршала Галину Александровну. Она подошла и сказала: "Георгий Константинович просил передать вам благодарность за смелость".

Шукшин набивался в оперетту

- Вы дружили с Василием Шукшиным. Говорят, даже собирались снимать его в одной из своих картин.

- Во время войны, будучи студентом ВГИКа, я готовился снимать в Одессе фильм-оперетту "Белая акация" с музыкой Исаака Дунаевского. Никак не могли найти актера на роль главного героя. Иду как-то по двору местной студии. Навстречу молодой человек в кирзовых сапогах и зеленых солдатских галифе. "Знаю, вы ищете героя для фильма. Он перед вами. Конечно, я не пою, но рот раскрывать под фонограмму меня во ВГИКе научили". И представляется: "Вася Шукшин!" Пришлось ему отказать. Мы встречались с Василием Макаровичем много раз, но до сих пор не могу себе представить Шукшина, поющего в оперетте.

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: играя с Дорониной, требовал спецобувь

ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ: играя с Дорониной, требовал спецобувь

- А вот героиня фильма "Смелые люди" сама, говорят, отказывалась…

- Я работал на картине ассистентом режиссера. Будучи в Киеве, случайно увидел в витрине фотоателье портрет очень красивой девушки. Ею оказалась двоюродная сестра Иры Купченко Тамара Чернова, которая училась тогда в одном из театральных училищ Ленинграда. Еду в Питер, нахожу Тамару, предлагаю сниматься. Та отвечает отказом, потому что ее должны были отдать под суд, прошу прощения, за аборт. Тогда аборты были запрещены. Она же "подпольно" сделала себе операцию в какой-то бане. Во время съемок фильма Тамара весело проводила время, крутя роман с народным артистом Грибовым.

- Наверное, и у вас случались любовные интриги с актрисами, снимавшимися в ваших фильмах?

- На картине "Жизнь в цвету" я работал ассистентом у самого Довженко. Кто-то привел на пробы десятиклассницу Аллочку Ларионову. Я, как увидел ее, тут же влюбился. Стали встречаться. Возникла любовь. Посоветовал поступать ей во ВГИК. Когда известный режиссер Птушко искал актрису на роль Любавы в фильм "Садко", предложил ему свою Аллочку. Жена о моем увлечении знала. Но больше ревновала не к Ларионовой, а к известной ныне народной артистке, тогда еще студентке Людочке Чурсиной. Та просто обрывала наш телефон.

На работе восстановил Хрущев

- Пырьев, с которым вам посчастливилось работать, был, говорят, жутким деспотом?

- Его все боялись и даже называли Иваном Грозным. Однажды на съемках картины "Секретарь райкома" Пырьев попросил: "Жора, достань побольше газет". Приношу их в комнату. Иван Александрович внимательно на меня посмотрел: "Стели на полу, спать так буду. Я с Мариной поругался". (Актриса Марина Ладынина - жена Пырьева. - Б.К.) Многие считали его хамом, называли страшным матерщинником и даже антисемитом.

- А вам приходилось встречаться с антисемитскими проявлениями по отношению к себе?

- Никогда не скрывал, что я еврей. Однажды, еще работая у Довженко, попал под сокращение кадров - так жестко боролись в те годы с космополитизмом, а установка пришла из Москвы. В этом списке оказался и известный советский режиссер Михаил Швейцер. Все были ошеломлены. Пришлось подать судебный иск на студию "Мосфильм". Прихожу к судье, который доходчиво стал объяснять, что с такой фамилией на работе меня вряд ли восстановят. Действительно, суд в иске отказал. Я рыдал от обиды. Без всякой надежды решил написать письмо Хрущеву, который работал тогда секретарем Московского комитета партии. Ведь я сам был коммунистом. Через неделю вопрос решился: позвонил директор "Мосфильма" Кузнецов и лукаво спросил, почему я не выхожу на работу? Швейцера, кстати сказать, не восстанавливали на студии около двух лет.

- Легко ли вам работалось с Андреем Тарковским?

- Фильм "Иваново детство" по сценарию Богомолова начинал режиссер Абалов. Больше половины фильма он успел снять. Но худсовет съемки приостановил и предложил взяться за картину начинающему режиссеру Андрею Тарковскому. Меня упросили ему помогать, за что нашей семье, жившей в коммуналке, пообещали дать отдельную квартиру.

Конечно, я удивлялся некоторым техническим приемам, которые использовал в работе Андрей. Гения из себя не строил, актеров не давил, ни к кому не придирался. Считаю своей заслугой, что именно я привел на съемочную площадку замечательного актера Гринько. Специально для этого ездил в Киев, где тот жил и работал. Гринько был очень известным актером и ему поначалу не очень хотелось сниматься у начинающего режиссера.

- У вас были творческие споры?

- Однажды я привез из Красногорского архива редкие съемки из военной хроники, среди которых были кадры последних дней фашистского Берлина: полусгоревший труп Геббельса с женой и пятью малолетними дочерьми, которых они сами и умертвили. Увидев такое впервые, я был в шоке. Андрей долго не хотел вставлять эти жуткие фрагменты в картину. Мы из-за этого чуть не поругались. Потом, видимо, он понял, что такие сильные кинодокументы как бы стали отмщением за разбитую семью и судьбу главного героя фильма - Ивана, которого замечательно сыграл Коля Бурляев.

Нетаньяху предлагал остаться в Израиле

- Народ знает вас как режиссера первого советского фильма о террористах - "Взбесившийся автобус". Кому пришла в голову подобная идея?

- Все произошло в 1986 году. Прочитав в "Правде" заметку о захвате в Орджоникидзе детей-заложников, я задумал сделать картину. Разыскал корреспондента, писавшего материал. Им оказался Николай Кривомазов - так родился сценарий. Мы отдавали себе отчет, что снимаем первую советскую картину о терроризме. Работали в местах, где теракт и произошел, летали на том же самолете, с тем же экипажем. Израильскую часть фильма из-за экономии средств нам рекомендовали снимать в Сухуми. Возможно, потому что у Советского Союза с Израилем тогда не было дипломатических отношений… Пришлось обратиться лично к министру иностранных дел Шеварднадзе. Вести наше дело поручили молодому лысеющему человеку по фамилии Иванов. Теперь он министр иностранных дел России. С большим трудом все же было получено разрешение на поездку в Израиль. В Тель-Авиве нас встретил Беньямин Нетаньяху, бывший тогда заместителем министра иностранных дел. Когда картину сделали, Нетаньяху неожиданно предложил мне остаться в Израиле. Как видите, я отказался.

- Передо мной фотография, где вы идете под ручку с обаятельной актрисой Анной Самохиной. Разве она снималась в ваших фильмах?

- А как же! Она же играла жену бандита в фильме "Взбесившийся автобус". Жалею, что не всех любимых актрис успел снять. Надеюсь, все еще впереди. Был у меня такой фильм "Повторная свадьба" о коммунисте-карьеристе. "Плохого человека" играл Андрюша Миронов. Свою первую роль сыграла в этой картине теперь уже известная актриса, а тогда еще студентка Наташа Егорова. Впервые увидев Миронова, она от смеха никак не могла сыграть довольно простую сцену. Правда, в конце актрисе нужно было заплакать. Ко мне подбегает оператор и кричит: "Дайте ей, не стесняясь, по морде! Она обидится, заплачет и сыграет!" Но на красивую женщину у меня никогда рука не поднимется. Всех своих актрис я очень любил.

Справка

Фильмы Георгия Натансона: "Старшая сестра", "Еще раз про любовь", "Посол Советского Союза", "Шумный день", "Взбесившийся автобус", "Аэлита, не приставай к мужчинам", "Валентин и Валентина", "За все в ответе", "Палата", "Повторная свадьба" и др.



автор