Неприглядная история человека, ставшего потом Робинзоном Крузо

iti56t5o
Леонид Куравлев в роли Робинзона Крузо. Фото: кадр из фильма
30 сентября 1659 года волею Даниэля Дефо морская стихия вынесла знаменитого литературного героя на необитаемый остров

Роман англичанина Даниэля Дефо о Робинзоне Крузо читают уже три века. Читают дети и подростки, обожающие тайны и приключения, да и солидные люди в возрасте: ведь устами своего героя Дефо высказывает немало мудрых мыслей, и вообще из не слишком щепетильного авантюриста он «выковал» борца и философа.

«Даниэль
Даниэль Дефо

Далеко не все знают, что у Робинзона был реальный прототип, и даже не один. Но наиболее вероятным из них считают Александра Селькирка, человека малопривлекательного и сильно отличающегося от героя Дефо.

В семье не без урода

«Скульптурное
Скульптурное изображение Селькирка

В шотландской приморской деревушке Ларго жила пуританская многодетная семья Селькирков, все мужчины которой занимались выделкой кожи. Но младший, седьмой, сын Алекс совершенно не желал гнуть спину над вонючими шкурами и искал любой повод, чтобы сбежать из дома. Наконец, повод подвернулся – за какую-то провинность подростка вызвали на проработку в местную церковь.

В 18 лет Селькирк нанялся на корабль. Это было время, когда на море хозяйничали пираты разных стран, в основном Англии, Испании и Франции. Многие капитаны кораблей имели на руках лицензии (так называемые каперские свидетельства), выданные им правительством: такой-то действует в интересах собственной страны. Это был опасный, но прибыльный бизнес.

Не спорь с начальством

В отличие от молодого Робинзона, Селькирк хорошо выучил морскую науку и к 27 годам пользовался спросом как опытный штурман.

Портрет капитана, пирата и гидрографа Вильяма Дампира. Автор – Т. Мюррей
Портрет капитана, пирата и гидрографа Вильяма Дампира. Автор – Т. Мюррей

Он нанялся на судно «Сэнк пор», отправлявшееся к южным берегам в составе флотилии, которую вел один из самых знаменитых пиратов-каперов того времени – Дампир. Капитан судна Стрэдлинг постоянно ругался с Селькирком – в то время не существовало точных навигационных приборов, и они обвиняли друг друга, что корабль идет не «туда». Селькирк указывал и на то, что корпус изъеден червями, судно в любой момент может дать течь. В конце концов капитан заковал штурмана в кандалы и засунул его в трюм.

Постепенно от голода и болезней экипаж уменьшился вдвое. Стрэдлинг принял решение пристать к одному из островов в районе современного Чили и пополнить запасы воды и провизии. Узнав об этом, Селькирк настоял, чтобы его высадили на остров. Он думал, что за ним пойдут остальные члены экипажа и таким образом он сменит власть на корабле.

Но вышло все наоборот. В сентябре 1704 года он оказался на необитаемом острове. Ему милостиво выдали личный сундучок, порох, ружье и еду, которой хватило бы на два приема.

Танцы с козами

Вид с острова Робинзон-Крузо в наши дни. Serpentus / wikimedia
Вид с острова Робинзон-Крузо в наши дни. Serpentus / wikimedia

Остров Мас-а-Тьерра (ныне Робинзон-Крузо) имел 26 километров в длину и 13 – в ширину. Поскольку позже рассказ Селькирка был опубликован, этот кусочек земли впоследствии неоднократно посещали специалисты по выживанию, ученые и даже писатели. Совершенно точно известно, что на острове много скал, ущелий, в которых громко воет ветер, и грохочущих водопадов.

В отличие от Робинзона, которому Дефо «подкинул» затонувший со всем имуществом корабль и которого заставил вкалывать с первых дней одиночества, Селькирк ограничился тем, что разыскал источник пресной воды, а в пищу употреблял моллюсков и черепах. Он очень быстро ослабел. Затем он начал охотиться на коз. Но понял, что если палить в них без разбору, то останется без пороха и без огня. Выход был один – догонять.

Однажды, в погоне за животным, он свалился со скалы. Израненный, Селькирк пролежал сутки, а потом все-таки пополз на то место, которое было его убежищем. Надо сказать, что на острове перед этим, хоть и задолго, но высаживались люди, по всей видимости, такие же моряки, которым нужно было сделать ремонт корабля, запастись водой или мясом. Поэтому там сохранились полуразрушенные хижины.

Кадр из бельгийско-французского мультфильма «Робинзон Крузо. Очень обитаемый остров»
Кадр из бельгийско-французского мультфильма «Робинзон Крузо. Очень обитаемый остров»

Десять дней Селькирк пролежал в горячечном бреду. К этому времени он находился на острове восемь месяцев, постоянно пребывая в депрессии. Болезнь сподвигла его обустроиться более основательно. Он соорудил жилище с кухней и местом для ночлега, приручил диких кошек, чтобы те пожирали крыс, видимо, набежавших с тонущих кораблей.

Бесценным сокровищем для него стали козы – ведь он знал, как выделывать их шкуры, благодаря чему у него появилась одежда. Сухожилия животных он использовал как нитки, а мочевые пузыри – для изготовления емкостей под пресную воду.

Потом Селькирк рассказывал, что даже плясал вместе с прирученными кошками и козами.

Без Пятницы

Ираклий Хизанишвили (Пятница) и Леонид Куравлев в фильме «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Ираклий Хизанишвили (Пятница) и Леонид Куравлев в фильме «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

Но основным его занятием было высматривать на горизонте корабль. И однажды, когда прошло три года его одиночества, он увидел паруса. Однако это оказалось испанское судно. Извечные конкуренты не только обстреляли «дикаря», но и не поленились побегать за ним по острову. Селькирку удалось спрятаться на вершине дерева. В отместку испанцы разорили его жилище и перестреляли прирученных коз.

В личном сундучке Селькирка имелась Библия, которую он, в мирской жизни пьяница и драчун, каждый день исправно читал вслух – чтобы не разучиться разговаривать.

31 января 1709 года Селькирку наконец крупно повезло. К острову причалил английский пиратский корабль под командованием Вудса Роджерса. Экипаж был потрясен человеком в шкурах, который произносил обрывки английских слов.

В общем, ни милого дикаря Пятницы, ни самоотверженной попытки построить судно, ни, наконец, 28-летнего пребывания на острове в реальной истории «Робинзона Крузо» не было.

Слава надоела

Зато, добравшись через два года до Лондона, Селькирк стал не просто героем, но и желанным гостем в самых знатных домах Лондона. Предполагается, что именно в это время с ним познакомился Даниэль Дефо, который страстно интересовался историями людей, побывавшими на необитаемых островах. Тем более что историю Селькирка опубликовали сразу в двух изданиях. Один из вариантов был изложен Вудсом Роджерсом, который впоследствии успел побывать даже губернатором Багамских островов.

Картина Уильяма Хогарта «Вудс Роджерс (справа) получает карту Нью-Провиденса от своего сына»
Картина Уильяма Хогарта «Вудс Роджерс (справа) получает карту Нью-Провиденса от своего сына»

Селькирк же не сумел воспользоваться славой и сделать достойную карьеру. Однажды Роджерс попросил его привести в Лондон захваченный испанский галеон, набитый сокровищами. Селькирку хорошо заплатили. Он снова начал пить, а потом его привлекли к суду за нападение на человека. Бывший «Робинзон» вернулся на свою малую родину, в Ларго, и даже свел знакомство с хорошей набожной женщиной.

Однако размеренная жизнь ему быстро наскучила. В 1717 году он вновь уходит в море. Как раз в это время Дефо начал писать свой знаменитый роман. Первая часть книги вышла в 1719 году и с тех пор переводилась на более чем 300 языков мира. В книге спасенный, мудрый и благообразный, Робинзон дожил до глубокой старости и мирно скончался.

«Первое
Первое издание романа о Робинзоне

Селькирк же умер в декабре 1721 года на борту корабля, предположительно от лихорадки. Его труп по традиции опустили в море.

Прототипами Робинзона Крузо также называют:

- хирурга Генри Питмена, который принял участие в мятеже и был сослан на Барбадос. Из ссылки он и еще несколько пленников бежали и в результате кораблекрушения очутились на необитаемом островке Солт-Тортуга;

- капитана Ричарда Нокса, который пробыл 20 лет в плену на Цейлоне;

- и даже самого Даниэля Дефо, который был не только писателем, но и политиком, бизнесменом и даже шпионом. Это, увы, не спасло его от нищеты и смерти в убогом лондонском квартале.






Еще неделю назад был официально женат: вскрылись некрасивые подробности о новом возлюбленном Асмус
«Жалею, что мы разошлись»: Александр Шоуа признался в романе с коллегой по группе «Непара» Викторией Талышинской