Чем реально занималась банда, которую все знают по фильму «Место встречи изменить нельзя»

Как появилась «Черная кошка» и какое отношение она имела к настоящим бандитам

11 ноября 1979 года по первой программе Центрального телевидения начали показывать 5-серийный фильм «Место встречи изменить нельзя», который приурочили ко Дню советской милиции. Во время показа очередной серии жизнь замирала - все сидели по домам у телевизоров. И даже, как говорят, ссылаясь на милицейские сводки, количество преступлений в это время резко сокращалось. О фактах, которые легли в основу фильма, - в материале EG.RU.

Из передовиков - в бандиты

Аркадий Вайнер. wikipedia
Аркадий Вайнер. wikipedia

Первого февраля 1950 года в Москве при попытке ограбления магазина убили оперуполномоченного. Нападавшие с места преступления скрылись. В конце марта был успешно ограблен магазин в районе Тимирязевской, где налетчики, представившись сотрудниками КГБ, собрали всех посетителей и продавцов в подсобке, а сами унесли 68 тысяч рублей. Уже позднее, в 1953-м, на следствии выяснится, что шайка, державшая три года в страхе всю Москву, состояла из одних передовиков производства и комсомольцев-спортсменов.

Жил в те годы в подмосковном Красногорске 23-летний парень Иван Митин, работал на оборонном заводе. И хорошо трудился: на момент задержания он был представлен к ордену Трудового Красного Знамени. Свою банду он сколотил из знакомых, также работавших на красногорских оборонных заводах.

Георгий Вайнер. wikipedia
Георгий Вайнер. wikipedia

Был у них и разработчик планов налетов – стахановец, коммунист, Петр Болотов, а также один студент-отличник авиационного института и два курсанта. Только за три года банда Ивана Митина, состоявшая из 12 человек, совершила 28 налетов на магазины и сберкассы, присвоив более 300 тысяч рублей. Они убили 11 человек и ранили 18.

Считается, что история именно этой банды легла в основу романа братьев Вайнеров «Эра милосердия». Ведь Аркадий Вайнер после окончания в 53-м юридического факультета МГУ работал следователем и дослужился до капитана милиции. Он пришел в органы как раз в то время, когда печально знаменитую банду Митина арестовали. Естественно, об этом много говорили, обсуждая подробности поимки и преступлений налетчиков.

Кошка, которой не было

А вот «Черная кошка» к банде Митина отношения не имела. Появилась она совсем по другому поводу. В послевоенные годы, в одном из тихих дворов московского центра, местные пацаны решили немного поиздеваться над своим богатеньким соседом. Толстенький, лысоватый дядька занимал высокую должность в торговле. И как руководитель, требуемый в тылу, на фронте не служил, в отличие от отцов мальчишек. Вот и решил семиклассник Вовка Колганов с друзьями «ворюгу» проучить.

Они нарисовали углем на двери соседа силуэт кошки. Мужик перепугался, подключил все свои связи, чтобы угрожающую ему банду нашли. Так и появилась «Черная кошка» - как для удобства оперативники назвали это дело. Самое интересное, что слухи о «Черной кошке» мгновенно расползлись по Москве. Шайке приписывали все преступления, о которых тогда ходили сплетни. Говорят, и реальные бандиты, чтобы пустить следователей по ложному следу, не брезговали рисовать кошачий силуэт.

Для съемок кошку нарисовал режиссер Станислав Говорухин, а киношные бандиты только обводили силуэт. Кадр из фильма
Для съемок кошку нарисовал режиссер Станислав Говорухин, а киношные бандиты только обводили силуэт. Кадр из фильма

Железный человек

Братья Вайнеры, написавшие и сценарий к «Месту встречи», утверждали, что у героев этой истории нет реальных прототипов и что образы их собирательные. Однако, тот же Аркадий Вайнер, работавший в милиции, написал в своих воспоминаниях, что прототипом Владимира Шарапова можно считать легендарного Владимира Арапова, возглавлявшего отдел в МУРе.

Именно «Черный полковник», как прозвали сыщика подчиненные за его крутой нрав, выследил банду Митина и принимал участие в задержании подельников главаря. Говорят, что актер Владимир Конкин внешне был очень похож на Арапова в молодости. Однако по характеру они были совершенно разные. И легенду МУРа больше напоминал в кино Жеглов. Несмотря на сильный характер, железную волю и требовательность к коллегам, Владимир Арапов был справедливым человеком, всегда стоял горой за своих: выбивал им квартиры, путевки, представлял к наградам и званиям. Он проводил на работе по 12 часов. На его жизнь неоднократно покушались.

Уверяли, что киношный Владимир Шарапов напоминает Владимира Арапова только голубыми глазами. Кадр из фильма
Уверяли, что киношный Владимир Шарапов напоминает Владимира Арапова только голубыми глазами. Кадр из фильма

В милиции в те годы обсуждали, как Арапов, расследуя важное дело, в течение двух недель ни разу не ушел со службы домой. Его жена умерла рано, и сыщик воспитывал троих сыновей один. Говорят, он только однажды нарушил свое правило не говорить о работе дома и попросил детей никому ни при каких обстоятельствах не открывать дверь. Это произошло в начале 60-х годов, когда в Москве орудовал Владимир Ионесян, представлявшийся работником Мосгаза и убивавший людей (об одном из первых советских серийных убийц по кличке «Мосгаз» был снят одноименный сериал). Стоит добавить, что легендарный сыщик умер совсем недавно: в возрасте 87 лет в начале 2014 года.

Говорят, во время съемок одна из поклонниц «Жеглова» вцепилась зубами в его кожаное пальто. Кадр из фильма
Говорят, во время съемок одна из поклонниц «Жеглова» вцепилась зубами в его кожаное пальто. Кадр из фильма

Кстати: Следователь Жеглов на самом деле работал в милиции. О нем Аркадию Вайнеру рассказали коллеги, когда он служил следователем. Оказывается, сразу после войны в отдел пришел опер Жеглов, но у него случился конфликт с начальством, и он застрелился.

Коньяк за Кирпича

До премьеры фильма считалось, что у вора-карманника Кости Сапрыкина, которого блестяще сыграл Станислав Садальский, реального прототипа не существует. Но он объявился сам. Уже после выхода фильма «Место встречи изменить нельзя» к служебному входу «Современника», где служил тогда актер, принесли ящик французского коньяка и записку: «Это тебе Camus за Кирпича. Похоже. Пей за братву».

Как оказалось, это была посылка от вора в законе, авторитета советского и российского преступного мира, Александра Прокофьева, по кличке Шора или Саша Шорин. Профессиональный щипач, любивший работать на трамвайных линиях, он был судим 10 раз и в общей сложности отсидел около 20 лет. Саше не было и 30, когда его назначили смотрящим за зоной. Он долгие годы был «судьей» на самом сложном московском участке – площади трех вокзалов. Говорят, до самой смерти он не оставлял своего ремесла и любил пройтись по трамваю с тросточкой с золотым набалдашником. Станислав Садальский неоднократно говорил, что был знаком с Шорой только косвенно. Однажды вор в законе оплатил за актера и его друзей счет в ресторане в Сокольниках – в районе, который он курировал. Когда криминальный авторитет умер в 2003 году в возрасте 74 лет от рака, артист приехал к нему на похороны и почтил память человека, судьба которого подарила ему славу и одну из лучших ролей в кино.

Высоцкий помог Садальскому воплотить образ Кирпича. Кадр из фильма
Высоцкий помог Садальскому воплотить образ Кирпича. Кадр из фильма

Вам может быть интересно: