Неужели Марина Цветаева была потаскушкой?!

Зрители встретили новый фильм о знаменитой поэтессе в штыки


Скандалом закончился предпремьерный показ фильма «Зеркала» в столичном Доме-музее Марины ЦВЕТАЕВОЙ. Работники очага культуры усмотрели в картине режиссера Марины МИГУНОВОЙ, обратившейся к биографии великой русской поэтессы, массу неточностей.


- Это красиво снятая пошлость! - возмутилась старший научный сотрудник Дома-музея Галина Данильева. - Ко мне подходили после просмотра люди, негодуя: «Скажите, а что, Цветаева на самом деле была невротичкой и потаскушкой, как показано в фильме?!» Взять хотя бы сцену, где ее муж приходит домой и застает с любовником. Не обращая внимания на полностью обнаженную супругу, он, как ни в чем не бывало, обсуждает с товарищем текущие дела!






Музейный работник ДАНИЛЬЕВА со скепсисом выслушала доводы режиссёра МИГУНОВОЙ

Музейный работник ДАНИЛЬЕВА со скепсисом выслушала доводы режиссёра МИГУНОВОЙ

По уверениям Данильевой, досконально знающей сотни фактов биографии поэтессы, Цветаева никогда не позволила бы развиться такой анекдотичной ситуации.
- А чего стоит долгое смакование факта, кто на самом деле является отцом ее сына Мура - муж или эмигрант Константин Родзевич (тот самый любовник из фильма), - продолжает Данильева. - В чем суть вопроса? Все, кто более или менее знаком с биографией Марины, знают: она не раз признавалась, что Родзевич никак не мог быть причастен к рождению этого ребенка!






В фильме «Зеркало»...

В фильме «Зеркала»...

Музейная сотрудница подметила и другие несуразности:
- Обман начинается с первых минут - при знакомстве Сергея Эфрона с Мариной на пляже в Коктебеле сообщается, что тому лишь недавно вырезали аппендикс. Но биографам прекрасно известно, что эту операцию супруг поэтессы перенес уже после того, как они поженились! В этом же эпизоде «Цветаева» снимает с себя очки и выкидывает, дав обет, что больше никогда их не наденет. Но это тоже неправда: есть архивные фото, сделанные перед свадьбой, - там она еще в очках. Далее - очень подробно, с кучей кровищи показано, как якобы Эфрон был участником убийства коллеги по НКВД Игнатия Рейса, но ведь имеется масса архивных документов, в которых убедительно доказано, что он не только не убивал Рейсса, но даже не присутствовал при этом!






...немало любовных сцен с участием Виктории ИСАКОВОЙ...

...немало любовных сцен с участием Виктории ИСАКОВОЙ...


В мире монстров


Режиссер ленты молчать не стала:
- К документальной точности я не стремилась (кстати, так в последнее время часто киношники отбояриваются, снимая якобы «по мотивам», подчеркивая в эпиграфе, что «все совпадения случайны». - Л. К.). Напротив, мне хотелось, чтобы сценарий изначально был самостоятельным художественным произведением. Каждая сцена - это метафора. В сцене с обнаженной Мариной я хотела показать, что мужская дружба для Эфрона была превыше всего. Там, где писатели во главе с Пастернаком надевают противогазы, - метафора человека в мире монстров. Цветаева одна-единственная, кто сидит без противогаза - она не поддается этим правилам, она их не понимает, потому что для нее это противоестественно! Да, фильм воспринимают по-разному. Один человек так вообще мне заявил: как же надо ненавидеть Цветаеву, чтобы снять о ней такое кино!






...сыгравшей ЦВЕТАЕВУ

...сыгравшей ЦВЕТАЕВУ

Стоит отметить, что работа над фильмом велась пять лет. На главную роль пробовались и Ксения Раппопорт, и Елена Морозова. Режиссер в итоге остановила выбор на Виктории Исаковой. Актриса уверена, что с работой справилась хорошо:
- Я считаю, что любые нападки на наш фильм абсолютно беспочвенны! Мы показали образ Марины Цветаевой таким, каким его видим и чувствуем, - объясняет Исакова.
Может, и так. Особенно, если авторы биографических фильмов не стремятся к документальной точности.






Марина ЦВЕТАЕВА

Марина ЦВЕТАЕВА


Две Сонечки


В одном из эпизодов фильма «Зеркала» Сергей Эфрон (Роман ПОЛЯНСКИЙ) обронил фразу, что, мол, связь его жены с Сонечкой вымотала окончательно. Авторы картины решили не заострять внимания на столь пикантной теме, выставив во главу угла лишь брак поэтессы с ЭФРОНОМ. А в жизни ЦВЕТАЕВОЙ действительно случались романтические отношения с женщинами. Самые яркие из них - с двумя Сонечками - поэтессой и переводчицей ПАРНОК и с актрисой ГОЛЛИДЭЙ.






Наталия ФИССОН («Луна в зените», 2007 г.)

Наталия ФИССОН («Луна в зените», 2007 г.)








Галина ТЮНИНА («Очарование зла», 2005 г.)

Галина ТЮНИНА («Очарование зла», 2005 г.)








Виктория ИСАКОВА («Зеркала», 2013 г.)

Виктория ИСАКОВА («Зеркала», 2013 г.)

* С Софией Парнок Марина сблизилась в 23, будучи замужем за Эфроном и имея двухлетнюю дочь Ариадну. Их страсть продолжалась два года. Цветаева посвятила Парнок цикл стихов «Подруга» (сначала хотела назвать «Ошибка»), пропитанный душевными страданиями и предельным романтизмом. Там есть, например, такие строки: «Как я по Вашим узким пальчикам/ Водила сонною щекой,/ Как Вы меня дразнили мальчиком,/ Как я Вам нравилась такой». Разрыв произошел из-за того, что Марина однажды застукала возлюбленную с другой.




* Спустя несколько лет Цветаева не на шутку увлеклась 23-летней актрисой Софьей Голлидэй. История их нежного романа рассказана в «Повести о Сонечке». Как и с Парнок, это была любовь с первого взгляда, причем она не мешала параллельным увлечениям мужчинами (режиссером Юрием Завадским, например), обсуждение которых даже сближало подруг. Но и эта связь оказалась недолгой. «Сонечка от меня ушла - в свою женскую судьбу», - как-то призналась Цветаева. Однажды Голлидэй уехала на гастроли, встретила директора провинциального театра и вышла за него замуж. Сонечка скончалась от рака в 38 лет, так и не став звездой сцены.




Марина ЦВЕТАЕВА:
«Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное, - какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное, - какая скука!»

Вам может быть интересно: