Амурные приключения Алексея Серебрякова

После драки за девушку актёр выпрыгнул из окна и сломал ногу

* После драки за девушку актер выпрыгнул из окна и сломал ногу

* Превратившись из женщины в мужчину, народный любимец научился плакать одним глазом

Актеру театра и кино Алексею СЕРЕБРЯКОВУ 3 июля исполняется 50 лет. Наверняка к этой дате его ждут многочисленные приветствия и поздравления, но артист убежден: не в этом счастье. Снявшись недавно в фильме Андрея ЗВЯГИНЦЕВА «Левиафан», Серебряков заметил, что это только для режиссера кино важнее жизни, а для него, дескать, наоборот. Какой Алексей за кадром, рассказали друзья и коллеги юбиляра.

- Серебряков стал артистом еще до поступления в театральный институт, - говорит актер и педагог Авангард Леонтьев. - Будучи школьником, он активно снимался в кино и на высоком уровне сыграл на пару с Михаилом Ульяновым в фильме «Последний побег».
На экран Алексей попал в 12 лет, когда учился в музыкальной школе. На юбилее его педагога Василия Москвичева мальчишку сфотографировали репортеры из столичной «Вечерки». Снимок в газете увидели ассистенты режиссеров Ускова и Краснопольского и пригласили Лешу в сериал «Вечный зов». А после талантливый пацан стал сниматься с завидной регулярностью у не менее маститых постановщиков.

Любимые девочки СЕРЕБРЯКОВА - жена Маша и дочка Даша

Любимые девочки СЕРЕБРЯКОВА - жена Маша и дочка Даша

- Леша мне рассказывал такую историю, - продолжает Леонтьев. - Вез его как-то с первых съемок шофер на грузовике. Из спортивного интереса водила решил задавить перебегавшую дорогу собачку. Выжав в пол педаль газа, подонок убил беззащитное животное. Это так потрясло маленького Алешу, что он потребовал немедленно остановить автомобиль. Конечно, если бы Серебряков был старше и сильнее, разобрался бы с негодяем по-мужски. А так, со слезами на глазах, вышел и что есть мочи хлопнул дверью. Леша всегда любил животных и сейчас в его доме аж пять собак!
Окончив школу, 17-летний Серебряков отправился набираться актерского опыта в Сызрань, где его приняли на работу в местный драмтеатр.
- Юного Лешку к нам привел тогдашний главреж Александр Абрамович Ривман, недавно ушедший из жизни, - вспоминает актриса Лидия Дымова. - Ривман умел открывать молодые дарования. К примеру, у нас в Сызрани начинал карьеру «ленкомовец» Сергей Степанченко. Что же касается Серебрякова, он играл лишь в спектакле «Разговоры в учительской». Героя Леши, непокорного и замкнутого школьника, в наказание ставили в угол в учительской. И он слушал, о чем говорят педагоги, вникал в их отношения. В жизни Серебряков был таким же закрытым и непростым, как и его персонаж. Помню, отыграет спектакль и бежит спать в общежитие. Ни с кем тогда и не дружил.

Народный артист говорит, что за своих детей «готов жизнь отдать и глотку любому порвать»

Народный артист говорит, что за своих детей «готов жизнь отдать и глотку любому порвать»

Благородный влюбленный

А потом юноша вернулся в Москву и сразу же поступил в Щепкинское училище.
- У нас быстро сложилась компания: Леша, ныне покойный Сережа Шкаликов и я, - рассказывает Сергей Беляев, однокашник нашего героя. - Серьезный и принципиальный Серебряков моментально стал лидером маленького коллектива. Чтобы подзаработать, предложил устроиться дворниками. На рассвете Лешка лихо мел один двор Щепки, я - другой. Каждый год 1 мая в любую погоду открывал купальный сезон. Для этого вез нас на пруды в Сокольниках. В свободное время мы, как водится, гуляли с девчонками (хотя Серебряков донжуаном никогда не был), слегка выпивали, пели под гитару. Словом, не скучали.

В студенческие годы СЕРЕБРЯКОВ (в центре) дружил с Сергеем ШКАЛИКОВЫМ, Андреем СМОЛЯКОВЫМ, Михаилом ХОМЯКОВЫМ и Натальей ТОЛСТИКОВОЙ

В студенческие годы СЕРЕБРЯКОВ (в центре) дружил с Сергеем ШКАЛИКОВЫМ, Андреем СМОЛЯКОВЫМ, Михаилом ХОМЯКОВЫМ и Натальей ТОЛСТИКОВОЙ

Затем мятущейся душе Алексея захотелось перемен, и он уговорил Шкаликова и Беляева забрать документы из Щепки и перейти в ГИТИС на курс к Олегу Табакову. И это несмотря на то, что в первом вузе у парней все складывалось хорошо - их ценили педагоги и вполне заслуженно ставили «отлично» по актерскому мастерству.
- С Олегом Павловичем мы не были лично знакомы, - качает головой Беляев. - Нашему переходу поспособствовал Андрей Смоляков, выпускник Табакова, который к тому моменту там преподавал.
- Вообще-то это я посоветовала Табакову взять Серебрякова, - улыбается однокурсница Алексея по ГИТИСу Галина Чурилова. - Смоляков, уезжая на гастроли, именно меня попросил съездить в Щепку и посмотреть на игру безумно талантливого юноши Алеши и его друзей. Табаков же в это время многих ребят поотчислял за профнепригодность, поэтому свободные места у нас на курсе имелись. К слову, позже Сергей Шкаликов стал моим мужем, у нас родился сын Семен.

Однокурсница Алексея - Галина ЧУРИЛОВА с педагогом Авангардом ЛЕОНТЬЕВЫМ

Однокурсница Алексея - Галина ЧУРИЛОВА с педагогом Авангардом ЛЕОНТЬЕВЫМ

Но если верить Чуриловой, прежде чем выйти замуж за Сергея, она потеряла голову от Серебрякова. Страсть оказалась взаимной.
- Леша всегда был роскошным мужчиной, все девчонки, и я тоже, были в него влюблены, - вздыхает Галина. - Блондин, изумительный партнер, честный и порядочный человек, а главное - артист от Бога! Однажды Шкаликов и Серебряков крепко подрались из-за меня в коридоре нашей общаги. Это случилось после того, как Сережа оскорбил меня, а благородный и влюбленный Леша заступился. Комендант как раз куда-то вышла, и разгоряченный дракой с близким другом Серебряков сиганул со второго этажа. В результате получил жуткий перелом ноги. Вот такой он настоящий мужчина и герой!

С Михаилом УЛЬЯНОВЫМ в фильме «Последний побег». Фото: kino-teatr.ru

С Михаилом УЛЬЯНОВЫМ в фильме «Последний побег». Фото: kino-teatr.ru


Пуля в позвоночнике

Получив в 1986 году диплом артиста, Серебряков был принят в «Табакерку».
- Леша был одним из самых активных студентов Олега Павловича, - считает Авангард Леонтьев. - Хорошо помню забавную физиономию Серебрякова, измазанную, словно у шахтера. Тогда «Табакерке» выделили подвал на улице Чаплыгина в складских помещениях, и молодым студийцам, чтобы расчистить помещение под театр, предстояло выгрести оттуда несколько тонн угля. И они все, чумазые, с горящими глазами, святящиеся энтузиазмом, сделали это за несколько дней. Позже Леша потрясающе играл Ковьеля в спектакле «Полоумный Журден». Проработав у Табакова пять лет, Серебряков ушел в кино.

С Мариной ЗУДИНОЙ в «Забавах молодых». Фото: tfile.me

С Мариной ЗУДИНОЙ в «Забавах молодых». Фото: tfile.me

Тогда-то и пришел к артисту всесоюзный успех. Роль каратиста по кличке Малыш в боевике «Фанат» сделала его настоящей звездой, кумиром миллионов мальчишек и девчонок, которые стали обклеивать свою спальню плакатами с его изображением взамен смазливой мордочки Юры Шатунова. Знаковой работой стала роль в картине «Серп и молот», где Алексей изобразил... колхозницу Евдокию Кузнецову, решившуюся в суровые сталинские годы поменять пол и стать метростроевцем Евдокимом.

С Алёной БАБЕНКО в «Детях Ванюхина». Фото: kino-teatr.ru

С Алёной БАБЕНКО в «Детях Ванюхина». Фото: kino-teatr.ru

- Леша был не просто актером в моем фильме, но и соавтором, горел на этой работе день и ночь, - рассказывает режиссер, сценарист и продюсер картины Сергей Ливнев. - Один эпизод со съемок меня буквально потряс. В финале фильма герой Серебрякова оказывается полностью парализован после того, как пуля попала ему в позвоночник. Но при этом в его душе многое происходит. Леша к сложной сцене долго готовился: не имея возможности двигать ни одним мускулом, он должен был играть глазами. Внимательно изучил, как проявляется паралич: вычитал, что больные могут плакать только одним левым глазом. И Леша научился так плакать. Причем без помощи глицерина! Весь день, когда шла съемка этой сцены, он не вставал с постели. Серебрякова кормили с ложечки - он не хотел выходить из шкуры парализованного человека ни на минуту!

С Ксенией РАППОПОРТ в ленте «Золотое сечение». Фото: ruskino.ru

С Ксенией РАППОПОРТ в ленте «Золотое сечение». Фото: ruskino.ru

По словам Ливнева, во время съемок в «Серпе и молоте» личная жизнь Серебрякова развивалась бурно. К тому моменту Алексей уже познакомился с нынешней и единственной женой - хореографом и танцовщицей Марией (они встретились еще в середине 80-х, на дне рождения общих друзей. Но потом Маша вышла замуж за другого и уехала в Канаду, где стала танцевать по контракту).
- У Леши в это время тоже была любовь, встречался с хорошей девушкой. Кажется, Леной ее звали, - говорит режиссер. - Спустя время Мария приехала в Москву из Северной Америки, и, когда они встретились с Лешей, девушка уже не вернулась в Канаду! Все остальное, кроме него, просто перестало существовать. Мы все радовались за них, когда услышали новость о свадьбе. Это тот самый случай, когда пара сложилась на всю жизнь, чтобы быть вместе и в горе, и в радости.

С Екатериной ВИЛКОВОЙ в картине «ПираМММида»

С Екатериной ВИЛКОВОЙ в картине «ПираМММида»

За рамками стереотипов

- Да, по стечению обстоятельств Лешина жена Маша раньше жила в Канаде. Пару лет назад Серебряковы всей семьей опять туда переехали. Сейчас, как известно, Серебряков лишь приезжает в Россию работать и навещать родных, - говорит подруга семьи, актриса Алена Охлупина. - Леша и Маша - тонкие творческие натуры. Когда спрашиваю, что подарить, отвечают в один голос: «Лучше сама приезжай в гости». Хотя знаю, Машу можно порадовать картинами, книгами и креативными платьями. Она ценит вещи, выходящие за рамки стереотипов. А вот Лешку удивить трудно. При всей своей публичности он замкнутый человек. Не разбрасывает энергию в никуда, бережет себя для семьи и детей. У ребят хлебосольный дом. Ремонт сделан руками Серебрякова. Он сам мастерит, шкурит стены, выдумывает потрясающий дизайн. Лешке чужды безвкусие и пошлость. Но именно Маша - ведущая в семье, ей отданы, как мне кажется, многие приоритеты. И мужу часто подсказывает в творчестве. Все сценарии сначала читает она и дает супругу оценку. Согласитесь, очень мудро так строить свои отношения. Поэтому эти люди так долго вместе: им есть о чем говорить и что обсуждать.

ВИШНЕВЫЙ ЗАД

СЕРЕБРЯКОВ - актер по большей части киношный. Но недавно он все-таки вышел на сцену в антрепризном спектакле «Вишневый сад». Если верить близкому другу звезды - актеру Леониду ГРОМОВУ, участие в этом проекте оказалось для Алексея позорным.

С Галиной БОБ в экранизации пьесы ЧЕХОВА «Иванов». Фото: kino-teatr.ru

С Галиной БОБ в экранизации пьесы ЧЕХОВА «Иванов». Фото: kino-teatr.ru

- Пьесу поставил Вадим Дубровицкий, который все и испортил, сделав откровенно чудовищный спектакль, - считает Громов. - Думаю, этот спектакль для Леши - предмет стыда. Но он вынужден был выходить на сцену, так как подписал контракт. До этого ведь Дубровицкий подарил Леше главную роль в своем фильме «Иванов», и Серебряков обязан был отработать у Вадима, чтобы вернуть деньги инвесторам. Леша очень мучился от этого, но все же выполнил свои обязательства. Переживал, что по «Вишневому саду» о нем будут судить как об актере.
У постановщика Дубровицкого - другое мнение:
- Считаю Серебрякова одним из самых одаренных актеров своего поколения. В спектакль «Вишневый сад» я пригласил актерский ансамбль из фильма «Иванов», включая Алексея. Было желание таким образом устроить бенефис и поздравить всем вместе с юбилеем Богдана Ступку. Но Ступка, превосходно сыграв в фильме, из-за болезни на сцену так и не вышел. Серебряков по контракту отыграл все, что положено, и покинул проект. Ему показалось, что спектакль не удался. Это его личное мнение, но у Алексея вообще специфическое отношение к театру. Для Серебрякова это место, куда он пришел на 20 репетиций, где ему скажут, что говорить, куда пойти и где сесть. А я считаю театр коллективным делом, отличающимся от съемок совместным придумыванием. После ухода Серебрякова спектакль «Вишневый сад» жив. Я знаю людей, товарищей Алексея, которые посмотрели фильм «Иванов» и говорили мне, что лента хорошая, а Леша там не дотянул.



автор