Почему кумир Хворостовского ушел из Большого в колбасный цех

Фото: Кавашкин Борис / Фотохроника ТАСС
Фото: Кавашкин Борис / Фотохроника ТАСС
Судьба советского оперного певца Александра Ворошило – это сочетание мистики и жизнелюбия, которое спасало его в безнадежных ситуациях

Каждый певец больше всего на свете боится потерять голос. Об этом часто в своих интервью говорил и ушедший недавно от нас знаменитый баритон Дмитрий Хворостовский. Александр Степанович Ворошило всегда относился к своему голосу как к Божьему дару, но при этом, даже отслужив армию, не знал, как же им распорядиться. И однажды это дар был отнят.

Не совсем музыкальная история

Александр Ворошило, 1980 год. Фото: Коньков Александр / Фотохроника ТАСС
Александр Ворошило, 1980 год. Фото: Коньков Александр / Фотохроника ТАСС

Саша родился 15 декабря 1944 года. Это было большой удачей – появиться на свет, когда умирали миллионы, да еще на Украине, которую только-только освободили от фашистов. Отец его, Степан Семенович, не воевал: работал на одном из заводов Днепропетровска. Производство было тяжелое, и мужчина заболел. Саша был пятым ребенком в семье. Сразу после его рождения мать на год забрали в больницу. Лишившийся материнской груди младенец орал так, что сестренки, искренне жалевшие своего крохотного братика, думали: лучше бы его утопить – дабы не мучился.

Когда семья воссоединилась, было решено: надо уезжать из города, чтобы прокормиться от земли. И первое воспоминание Александра Степановича о детстве – это землянка, в которой они ютились всемером. Но так жили все, и все помаленьку вылезали из землянок, строились. В совхозе появился клуб, туда возили кино. Однажды привезли «Музыкальную историю». Это фильм, где знаменитый тенор Большого театра Сергей Лемешев прекрасно сыграл голосистого таксиста Петю Говоркова, который волею случая становится солистом Большого театра.

Зоя Федорова и Сергей Лемешев в фильме «Музыкальная история» (1940)
Зоя Федорова и Сергей Лемешев в фильме «Музыкальная история» (1940)

Из-за бездорожья киномеханик долго не мог заменить ленту, и все совхозные пацаны, как было принято, днями напролет лежали на полу перед клубным экраном и смотрели «Музыкальную историю». Среди них и Саша Ворошило. Он даже представить себе не мог, что когда-то станет солистом Большого, что именно Лемешев первым напишет добрые слова о его дебюте, а потом он появится на экране и как драматический актер.

Поступление с бодуна

Творческий коллектив Большого театра, 1976 год. Слева направо: Михаил Шкапцов, Зураб Соткилава, Вячеслав Гордеев, Надежда Павлова, Александр Огнивцев, Белла Руденко, Александр Ворошило. Фото: Коньков Александр / Фотохроника ТАСС
Творческий коллектив Большого театра, 1976 год. Слева направо: Михаил Шкапцов, Зураб Соткилава, Вячеслав Гордеев, Надежда Павлова, Александр Огнивцев, Белла Руденко, Александр Ворошило. Фото: Коньков Александр / Фотохроника ТАСС

Никакого особенного внимания на свою музыкальность Саша не обращал, надо было выучиться ремеслу и пойти работать, пополнять небогатый семейный бюджет. Хотя ему здорово помогало умение играть на аккордеоне и на баяне. Обучился он этому сам. Симпатичного паренька охотно звали на свадьбы и гулянья, а там кормили. Ворошило решил стать токарем, пошел на завод, вскоре получил повестку в армию. Служил в Подмосковье, в армии вступил в партию, и ждала бы его наверняка образцово-показательная рабочая биография, если бы не случай.

Саша, конечно, пел, даже занимался в художественной самодеятельности. Но мало ли кто поет? Вот брат дом строит, надо помочь. Строили всем миром и каждый важный этап отмечали. На этот раз было явно сделано нечто эпохальное, потому что Саня за столом ни с того ни с сего брякнул: «А я вот буду артистом!». Родня подняла его на смех. Но Ворошило уперся, и среди бурного спора было решено: завтра с утра ехать в Днепропетровск и поступать «на артиста». Куда именно, никто не знал, но все слышали, что в областном центре есть какое-то подходяще училище.

Когда с утра Сашу стал будить родственник, будущий «артист» долго не мог понять: чего от него хотят? Но спор есть спор, пришлось умыться, сунуть в карман аттестат и ехать. По дороге утолили сушняк квасом. И добрались до музыкального училища.

Экзамены Ворошило выдержал и был принят на дирижерско-хоровое отделение. Через два года талантливого парня уже перевели в Одесскую консерваторию. Высокий, с отличной фигурой, большеглазый и кудрявый Ворошило был создан для сцены. И не удивительно, что с четвертого курса консерватории он попал на сцену знаменитого Одесского государственного театра оперы и балета. Ему было почти 30 лет.

Кстати: Однажды Ворошило приехал из Одессы к родителям. Мать рассказала, что видела его одноклассника и друга Николая. «Коля – большой человек! – сурово заявил отец. – 26 человек в подчинении. А ты занимаешься ерундой!» Мать пыталась возразить, что Николай всего лишь возил 26 студентов на картошку как руководитель отряда. Отец признал сына только когда в 1976 году по Центральному ТВ транслировали концерт к 200-летию Большого театра с участием «непутевого» отпрыска.

Играющий певец

Тогда же он получил вторую премию на Всесоюзном вокальном конкурсе им. Глинки. В 1975 году готовился к конкурсу в Барселоне, и тут ему предложили пройти прослушивание в Большой театр. Ворошило спел подряд несколько сложнейших арий. Как потом оказалось, он единственный обошел 138 претендентов. Дебютировал Александр на знаменитой сцене 27 мая 1975 года партией Роберта в опере Чайковского «Иоланта». В тот же вечер ему было объявлено: он принят в Большой без стажировки.

Александр Ворошило в гримерке Большого театра, 1980 год. Фото Александра Конькова /Фотохроника ТАСС
Александр Ворошило в гримерке Большого театра, 1980 год.
Фото Александра Конькова /Фотохроника ТАСС

Впоследствии знатоки утверждали, что это был лучший Роберт тех времен. Ворошило исполнял ведущие баритональные партии: Онегина, Яго в «Отелло», Наполеона в «Войне и мире» и другие. Александр Степанович не затерялся в том созвездии, которое тогда сияло в опере Большого. А почти все его спектакли ставил знаменитый Борис Покровский.

Одной из самых памятных для певца стала роль Чичикова в «Мертвых душах» Родиона Щедрина. Ворошило пел мировую премьеру этой оперы в 1977 году. И не только спел блестяще, но, что не так часто среди оперных певцов, сыграл настоящий характер. Более того, Ворошило упросил Щедрина еще до премьеры изменить одно место, чтобы подчеркнуть эмоции своего героя. Именно о роли Чичикова и написал похвальный отзыв Сергей Лемешев.

Галина Борисова и Александр Ворошило (Чичиков) в сцене из оперы Родиона Щедрина "Мертвые души". Фото: Коньков Александр / ITAR-TASS
Галина Борисова и Александр Ворошило (Чичиков) в сцене из оперы Родиона Щедрина "Мертвые души". Фото: Коньков Александр / ITAR-TASS

Как и многие знаменитые баритоны – Муслим Магомаев, Юрий Гуляев и другие – Ворошило пел не только оперные партии. Он был желанным гостем на всех правительственных концертах, на «Огоньках», исполнял сцены из оперетт со знаменитой Татьяной Шмыгой.

Певцу было присвоено звание народного артиста РСФСР, он стал лауреатом нескольких престижных премий. Казалось, впереди долгая творческая жизнь. Но в 1991 году, когда артисту не было и 50, у него из-за заболевания связок начал пропадать голос.

Еще один талант

Александр Ворошило, 2009 год. Фото ИТАР-ТАСС/ Максим Шеметов
Александр Ворошило, 2009 год. Фото ИТАР-ТАСС/ Максим Шеметов

Как признается Александр Степанович, только спустя много лет он смог спокойно вспоминать о том времени, когда ему снилось, что он поет спектакль от начала и до конца, а по утрам не хотелось жить. Добавьте к этому развал страны и всеобщий бардак.

У него были друзья, которые занимались мелким производством: прямо в одном из центральных столичных гастрономов была установлена линия, производящая сосиски. Ворошило, которому надо было кормить семью, стал работать вместе с ними, но скоро начал возмущаться: народ требовал сосиски побыстрее, и технология постоянно нарушалась.

Тогда он решил вместе с единомышленниками создать собственное производство по переработке мяса. Он даже не считал это риском, поскольку не представлял, во что ввязывается. Тем не менее было закуплено импортное оборудование, приглашены зарубежные технологи. Наверное, это чудо, что начинающие «колбасники» не только уцелели, но и процветали.

Вот так в Ворошило проснулся еще один талант – менеджерский. Но еще интереснее, что за «колбасные» годы Ворошило совершенно бесподобно сыграл две роли в фильмах Владимира Меньшова – «Ширли-мырли» (1995) и «Зависть богов» (2000). В последнем у него была сложная роль гэбиста.

Кадр из фильма «Зависть богов»
Кадр из фильма «Зависть богов»

В 2000 году в Большом, видимо, кто-то опомнился: надо же, какой из Ворошило вышел управленец! И бывшему солисту сделали предложение, от которого тот «не смог отказаться»: стать исполнительным директором Большого театра. Но долго там Александр Степанович не продержался: характер у него прямой, а оперная политика руководства ему категорически не нравилась. И он ушел на должность генерального директора строить Московский международный Дом музыки на Красных холмах. Кто-то скажет: авантюрист, но и сегодня Ворошило, которому за 70, востребован, прекрасно выглядит и больше всего сетует на то, что мало видится с внуком и внучкой, с которыми живет в одном доме.

Две звезды

Последние годы Ворошило тесно связан с Концертным залом, который для краткости называют «Барвиха». Именно там дал один из последних в жизни концертов Дмитрий Хворостовский. Два замечательных баритона всегда высоко ценили друг друга.

Александр Степанович рассказывал, что очень давно, когда он работал в Большом, а Дмитрий еще учился в Красноярске, секстет музыкантов, с которыми Ворошило постоянно выступал, концертировал в этом сибирском городе. По возвращении музыканты рассказали: приходил парень, молодой, а уже с седой прядью. Думал, что ты тоже с нами приехал, очень хотел проконсультироваться. Фамилия – Хворостовский.

В 2010 году известная радиоведущая Диана Берлин пригласила Александра Ворошило в свою программу «Мастера». Во время беседы она рассказала гостю, что недавно у нее был Дмитрий Хворостовский и что он является большим поклонником Ворошило. Александру Степановичу было очень приятно услышать эти слова, и он подчеркнул, что именно Дмитрий сейчас – «на линии огня», то есть он своим талантом защищает традиции российской оперы.

В 2016-м, в мае, в Барвихе состоялся один из последних концертов Хворостовского, где он с огромным успехом исполнил песни военных лет. Александр Степанович, переживавший за своего коллегу, искренне надеялся, что болезнь отступила... Но…






Московский экономический форум прохошел под знаком культуры
Раймонд Паулс плюнул в Латвию: уже давно стала глухой провинцией