Последняя боль Льва Дурова

Замечательный актёр всю жизнь хранил верность одной женщине

Замечательный актёр всю жизнь хранил верность одной женщине

20 августа остановилось сердце поистине народного артиста Льва ДУРОВА. За 83 года жизни Лев Константинович сыграл почти две сотни ролей и задолго до кончины воспринимался зрителями легендой с невероятным чувством юмора. Даже в почтенном возрасте Дуров продолжал сниматься в кино, много играл на сцене Театра на Малой Бронной. Чуть больше двух недель назад он потерял сознание, и его увезла «скорая». Близкие и друзья артиста надеялись, что все обойдется, ведь Лев Константинович не раз обманывал «старуху с косой».

Те, кто был близко знаком с Дуровым, знают: больничная койка для него - привычное место обитания. Как-никак 26 переломов перенес! Увы, по количеству травм актер, который многие каскадерские трюки выполнял сам (у Льва Константиновича были разряды по конному спорту, футболу и боксу), не уступал легендарному Джеки Чану.
Например, на съемках фильма «34-й скорый» Дуров едва не сгорел заживо в поезде. Но в последний момент выбил ногами стекло в купе и тем самым спас жизнь себе и партнеру. На «Трех мушкетерах» сломал ключицу, упав с лошади. А во время работы над «Мастером и Маргаритой» в Израиле чуть не свалился в пропасть с верблюда, но не испугался и дальше входить в кадр с животными. И уже вскоре, теперь уже в Мексике, на съемках ленты «Эсперансо» едва не погиб под копытами вставшего на дыбы семисоткилограммового жеребца.

Несмотря на то что актёр никогда не обладал внешностью мачо...

Несмотря на то что актёр никогда не обладал внешностью мачо...

Надо сказать, наш герой всегда относился к своим недугам с юмором. Почти все его книги были написаны во время госпитализаций. Как объяснял сам артист, нужно же было чем-то заниматься. А одна из автобиографий - под длинным названием «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о моем родном скелете» - непосредственно о самих травмах.
- У меня в шкафу лежит скелет, - объяснял Дуров. - На нем обозначены, пронумерованы и датированы все мои переломы. Когда заработал полуюбилейный, двадцать пятый, на голеностопе - упал возле подъезда в гололед, зародилась идея вспомнить каждый из переломов в его отрезке времени: что тогда происходило за окном, в судьбах друзей и страны, пока я был на больничном. А когда в августе 2013-го загремел в Институт Склифосовского с переломом шейки бедра, врачи стали просить: «Завещайте нам, пожалуйста, свой скелет. Ведь он уникальный, на нем столько переломов! Мы вам прямо сейчас выплатим за него 300 рублей». Хотели после моей смерти сделать из него учебное пособие для студентов. Я размышлял над этим предложением целый день, но потом все-таки решил, что мой скелет мне самому дорог.

...он всё равно любил пофрантить

...он всё равно любил пофрантить

Шутил вопреки

В конце 90-х народный любимец перенес первый инсульт и, пережив клиническую смерть, стал частенько философствовать о смерти:
- А чего ее бояться?! Я побывал ТАМ: никакого света в конце тоннеля не видел, было только странное ощущение, что все земное мне стало абсолютно безразлично. Только представьте, по телевизору говорят: «Ушел из жизни народный артист Лев Дуров». Уж, я думаю, сообщат об этом, куда они денутся! Дальше: «Прощание состоится в Театре на Малой Бронной». Люди приходят туда, а им говорят: «Дурова уже увезли в Театр имени Ленинского комсомола. Он ведь и там служил». Все бегут в «Ленком». А я, оказывается, уже в Театре сатиры. И так возят меня по всем театрам, где работал, а люди не поспевают за мной. В конце концов, приезжают на кладбище, а там - могила пустая. Потому что во всех этих переездах меня потеряли». Родные иногда упрекают меня: «Ну, зачем ты так часто говоришь и думаешь о пресловутой женщине с косой? Нельзя шутить на эту тему!» А я все равно шучу. Так уж научила меня жизнь - ко всему относиться с иронией, и прежде всего к самому себе. Так что в жизнь после жизни я не особо верю.
В 2009-м из-за угрозы инфаркта Лев Константинович перенес шунтирование (операция по восстановлению нормального кровотока в сосудах), а годом раньше ему в Сербии установили кардиостимулятор. Врачи не раз давали неутешительные прогнозы и уверяли, что на восстановление их знаменитого пациента потребуется год. Но Дуров, несмотря ни на что, не сдавался: артист заново учился ходить и говорить, возвращаясь на сцену и на экран.
7 августа нынешнего года Дурову вновь стало плохо. В бессознательном состоянии его доставили в больницу. Врачи говорили, что это очередной инсульт, и снова стали сражаться за его жизнь. Спустя неделю состояние Дурова осложнилось неожиданно возникшей пневмонией. За сутки до смерти 83-летнему артисту провели срочную операцию, после чего его ввели в медикаментозную кому, из которой он так и не вышел...

Семья - самое дорогое, что было в жизни великого актёра. На фото ДУРОВ с женой Ириной КИРИЧЕНКО, дочкой Екатериной (справа), зятем Владимиром, его сестрой Еленой (посредине) и внуками - Ванечкой и Катюшей (слева)

Семья - самое дорогое, что было в жизни великого актёра. На фото ДУРОВ с женой Ириной КИРИЧЕНКО, дочкой Екатериной (справа), зятем Владимиром, его сестрой Еленой (посредине) и внуками - Ванечкой и Катюшей (слева)

«Светка, ты мой размер!»

Лев Константинович на четыре с половиной года пережил  супругу - Ирину Кириченко, с которой познакомился во время учебы в Школе-студии МХАТ.
- Мой троечный школьный аттестат напоминал сплошные женские бюсты, сверху донизу. С таким куда? Только в театральный, - объяснял Дуров выбор актерской профессии. - Поступал, как все, сразу в два. В Вахтанговское училище и в Школу-студию МХАТ. МХАТ понравился больше.
Лева попал на курс, где учились будущие суперзвезды - Олег Анофриев, Леонид Харитонов и Светлана Сорокина, которая позже вышла замуж за Харитонова и прославилась в кино под его фамилией.
Роман Светы и Лени проходил на глазах Дурова, и, чтобы раззадорить влюбленных, Лев стал «клеиться» к девушке друга.



- Светлана была высокой и рыжей, - рассказывал Дуров «Экспресс газете». - А я, маленький блондин, постоянно ее цеплял: «Светка, ты мой размер! Давай поженимся». Ее жених, Леня Харитонов, страшно ревновал, и, чтобы его еще больше позлить, я сдвигал брови: «Харитонов, не примазывайся, у нас уже давно все оговорено». А потом хлопал его по плечу: «Ну ладно, ты человек талантливый, я тебе ее уступлю». На их свадьбе, сыгранной на третьем курсе, я не был, зато мы часто встречались на даче у нашей однокурсницы Соломоновой, где веселой гурьбой валяли дурака.
Тогда же, сразу на третий курс, во МХАТ из Киева перевелась будущая жена Льва Константиновича Ира.
- Обратили мы друг на друга внимание на вечере в родной Школе-студии, - делился Дуров. - Я пришел туда с одной девушкой, а ушел с Ириной. Два года мы жили в незаконной связи, а потом все-таки пошли загс. Расписавшись, купили шампанского и килограмм болгарского винограда, посидели скромно - вот и весь праздник. Поселились у меня в коммуналке в Лефортово. Один туалет на 12 семей, ванны и вовсе не было. На 28 метрах - в тесноте, да не в обиде - нас оказалось шестеро. Мои родители, родственники, мы с Ирой за занавеской, а потом и дочка Катя родилась. Купил в магазине кроватку, но она никуда не помещалась. Пришлось своими руками переделывать.

Катя пошла по стопам деда и стала организатором фестивалей кукольных театров

Катя пошла по стопам деда и стала организатором фестивалей кукольных театров

Вера Волкова, вдова народного артиста Николая Волкова-младшего, вспоминает:
- Впервые я увидела Льва Дурова в 1973 году в спектакле Анатолия Эфроса «Дон Жуан». Играл он в паре с Николаем Волковым. Это была фантастическая пара! Театр на Малой Бронной приехал на гастроли к нам в Ленинград, и на спектакль попасть было невозможно. Даже мне, студентке театроведческого факультета, пришлось приятеля просить провести меня в зал. После спектакля я познакомилась с Николаем Волковым, и вскоре у нас начался роман. А через несколько месяцев я проходила практику на киностудии «Ленфильм» администратором на картине «Странные взрослые», где в главных ролях были Лев Дуров и его жена Ирина Кириченко. У меня с Колей в тот момент случился перерыв в отношениях, я страшно переживала, и эта работа меня спасла. Лева не знал, что я знакома с Волковым. Работа у нас плавно переходила в праздник. Если мы ехали выбирать натуру для съемок, то устраивали пикник. Все организовывал Лева. Лещей однажды где-то достал, закатил ужин. Ира, жена, очень красивая, была чуть-чуть в его тени. Она - всегда спокойная, слегка ироничная, а Лева - полная ей противоположность: болтун и живчик. Ира посвятила себя семье и дочке, потом растила внуков. Мы два прекрасных лета провели с ними в доме отдыха в Братцево, где любили собираться со своими семьями все актеры. По вечерам сидели на лавочке и болтали. Не выпивали, потому что у нас в семье был тогда сухой закон. Интересно, что среди актеров Театра на Малой Бронной было немало запойных, а Лева не пил. Он был исключение.

Чтобы избежать споров за наследство, ДУРОВ обо всём позаботился заранее: квартиру отписал внуку Ване, а книги отойдут дочке Кате

Чтобы избежать споров за наследство, ДУРОВ обо всём позаботился заранее: квартиру отписал внуку Ване, а книги отойдут дочке Кате

«Привет, рыжая!»

Между тем в семье Дуров не раз давал жене поводы для ревности.
- Кто-то великий сказал, что ревность - низкое чувство, - делился народный артист с нашими читателями. - А по-моему, ничего подобного. Если я с женщиной, значит, она моя. Однажды с нами произошел забавный случай. Я вел дружескую переписку с одной актрисой. Во время гастролей накатал два письма. Одно - жене, второе - той подруге. И перепутал конверты. В результате моя супруга получила послание, начинающееся со слов: «Привет, рыжая, как твои дела?» Приезжаю домой и понимаю, что Ира на меня за что-то страшно обиделась и теперь играет в молчанку. Так продолжалось несколько дней до тех пор, пока я не выяснил, что стряслось. «Да ты с ума сошла, - сказал я жене, - я просто хотел поддержать захворавшую коллегу, написал ей несколько ласковых слов. А ты что подумала?» Мы потом долго над этим смеялись.
Впрочем, дамы постоянно пытались добиться взаимности от Дурова. В книге «Странные мы люди» Лев Константинович описал, как однажды его попыталась соблазнить одна пожилая барышня:
«Она снималась у нас в массовке. Пышнотелая вдовушка в цветущих годах - кровь с молоком. Как-то решила мне исповедаться и рассказала, что к ней якобы нечистый приходит и по ночам перевоплощается то в студента, то в солдата, то в печника... И тут же спросила: «А нечистый не может принять обличье артиста?»

До конца своих дней Лев Константинович жил в скромной «двушке» на Фрунзенской набережной в Москве

До конца своих дней Лев Константинович жил в скромной «двушке» на Фрунзенской набережной в Москве

Тем не менее Дуров не поддался на двусмысленные намеки соблазнительницы.
- Для меня же на первом месте всегда стояла ответственность перед женой, семья, - объяснял он авторам этих строк. - Если бы я в кого-то влюбился, чувствовал безумную ответственность перед новой женщиной и еще большую - перед Ириной Николаевной. Я не осуждаю мужчин, оставляющих жен, с которыми прожили в браке много лет. Но для себя давно решил: от таких вещей много страданий. Нельзя приносить боль своим родным!
- Лев Константинович отличался невероятной любовью к жизни, большим юмором, желанием смеяться, шутить, - рассказал нам Виктор Мережко. - Помню, уже после ухода из жизни жены Ирины он приезжал ко мне на фестиваль «Киношок» с молодой особой. Он ее всюду представил как свою секретаршу, и за спиной Дурова, который тогда уже неважно ходил, вдруг пошли слухи, что народный артист приехал с пассией! Он, конечно, уделял ей внимание, но не мужское, а человеческое. Она смотрела на него с восторгом. Однажды я набрался наглости и спросил: «Левочка, кто это с тобой?» Он ответил: «Кто-то в этой жизни мне должен помогать или нет?! Эта очаровательная женщина мне и помогает!» Я деликатный человек и не стал донимать расспросами, но он, будто прочитав мои мысли, расхохотался, и я сразу понял, что это действительно просто помощница, а никакая не любовница. У Левы всегда было море обаяния и фантастическая актерская притягательность. Этого более чем достаточно, чтобы свести с ума женщин и вообще зрителей. За всю жизнь с Левой не было другой женщины, кроме жены Ирины, вот такая верность!



автор