КУЛЬТУРА

Тайны Михайловского дворца

Величайшее произведение архитектора Карла Росси превратили в доходный дом

19 марта 1898 года, ровно 120 лет назад, в Михайловском дворце Санкт-Петербурга открылся Русский музей. Сегодня это самое большое в мире хранилище произведений русского искусства. Впрочем, красивейшее здание в стиле ампир строилось совсем для другой цели. Это был дворец великого князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра I и Николая I.

Михаил был последним из десяти детей Павла I, и царствовать ему не довелось. Тем не менее августейший отец при рождении сына в 1798 г. распорядился откладывать каждый год по несколько сот тысяч рублей для постройки дворца для него.

  • 1817 г. Архитектор Карл Росси приступил к проектированию будущего дворца.
  • 17 апреля 1819 г. В год 21-летия Михаила Павловича в основание фундамента будущего здания были заложены каменный ковчег с серебряными монетами и серебряная доска с памятной надписью. Для прочности строения принято решение вести работы только в теплое время года.
  • 1825 г. Завершена отделка интерьеров. Михайловский дворец обошелся казне в 7 600 000 рублей. Из них три миллиона ушло на строительство, а четыре - на украшение.
  • 30 августа 1825 г. Освящение здания. В него из Зимнего дворца переехал Михаил Павлович с женой Еленой Павловной.
  • 28 августа 1849 г. Михаил Павлович умер. Дворец перешел к его вдове Елене Павловне - «мадам Мишель», как звали ее при дворе. Балов стало меньше, зато собираются столичные и заезжие знаменитости, политики, ученые. Здесь появилась первая в России консерватория. Дворец посещали Пушкин, Тютчев, Жуковский, Брюллов, Айвазовский, Миклухо-Маклай.
  • 9 января 1873 г. После смерти Елены Павловны дворец унаследовала ее дочь, великая княгиня Екатерина Михайловна. Парадные залы сдавались в наем.
  • 1894 г. Здание начало разрушаться. После кончины Екатерины Михайловны дворец переходит ее детям - немецким подданным. Но поскольку здание принадлежало дому Романовых, Александр III выкупил его за 4 миллиона рублей.

НАЖМИТЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ


Оскорбительно для женского самолюбия

Великий князь Михаил Павлович и Елена Павловна (до принятия православия принцесса Фредерика Шарлотта Мария Вюртембергская) не были счастливы в его интерьерах. Жену 24-летнему Михаилу подобрала матушка, императрица Мария Федоровна. Фредерика Шарлотта была дочерью его двоюродного брата, то есть приходилась мужу двоюродной племянницей.

Холодное отношение Михаила к жене шокировало даже его братьев. Константин Павлович писал брату Николаю: «Положение (Елены Павловны) оскорбительно для женского самолюбия и для той деликатности, которая вообще свойственна женщинам». Ранняя смерть четырех из пяти рожденных в браке дочерей окончательно подорвали отношения.


При реконструкции может исчезнуть часть экспонатов

Глобальная реконструкция Русского музея - острая тема последних лет. Обсуждается, в частности, проект сооружения атриума перед входом - как в Лувре. Кроме того, над музеем собирались возвести стеклянную крышу и провести перепланировку внутреннего дворика - $2,5 миллиона на эти работы готов был выделить Всемирный банк. На период ремонта экспонаты должны были разместить по другим музеям. Однако многие петербуржцы выступили против изменения исторических интерьеров. Да и не секрет, что «переезд» художественных ценностей часто приводит к «внезапной» потере некоторых из них. К счастью, проект масштабной реконструкции пока отложен.


Картина маслом: пять удивительных фактов об известных шедеврах

В Русском музее хранятся полотна Андрея РУБЛЕВА, Ореста КИПРЕНСКОГО, Александра ИВАНОВА, Ивана РЕПИНА, Алексея КУИНДЖИ, Ивана ШИШКИНА, Валентина СЕРОВА, Михаила ВРУБЕЛЯ, Бориса КУСТОДИЕВА, Казимира МАЛЕВИЧА, Марка ШАГАЛА и многих других признанных мастеров. О некоторых работах экскурсоводы любят рассказывать такие истории.

1. Иван Айвазовский «Девятый вал» (зал № 14)

Для создания картины художник использовал всего четыре краски - красную, желтую, зеленую и коричневую. Колористические эффекты созданы за счет смешивания основных цветов. Айвазовский обладал абсолютной зрительной памятью и писал без натуры, пользуясь лишь набросками.

2. Василий Суриков «Переход Суворова через Альпы» (зал № 38)

Задумав полотно, художник поехал в Швейцарию и побывал на всех перевалах, где в 1799 году прошли войска генералиссимуса. Сам скатывался по снегу и льду, определяя скорость движения персонажей на разных стадиях спуска.

3. Илья Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (зал № 33)

«Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в **** нас!» - таково было, по легенде, окончание письма запорожских казаков турецкому султану, который требовал прекратить набеги на Османскую империю.

4. Натан Альтман. «Портрет Ахматовой» (зал № 77)

Художник, придавший поэтессе облик стильной, неординарной женщины, сам был весьма своеобразен. Однажды он изловил тараканов в своей квартире, покрасил их в разные цвета. Одного вымазал в «золото», назвал «лауреатом» и отпустил со словами: «Вот его тараканиха-то удивится».

5. Василий Купцов «АНТ-20 Максим Горький» (корпус Бенуа, зал 82)

Изображенный над Ленинградом самолет на самом деле никогда не был в балтийском небе. Гигантский аппарат построили для агитационных целей. 18 мая 1935 года во время демонстрационного полета над Центральным аэродромом на Ходынском поле в Москве его крыло задел истребитель, совершавший «мертвую петлю». Самолет рухнул. 50 человек, включая шестерых детей, погибли.

Судьба автора картины также трагична: ученик Павла Филонова, подвергшегося преследованиям, повесился в ожидании ареста.

Вам может быть интересно: