Люди, которых любил Олег Ефремов, умирают один за другим

Геннадий Печников выступает в Большом зале Дома дружбы с народами зарубежных стран. ФОТО: Сергей Мамонтов/ТАСС
27 апреля ушел из жизни народный артист РСФСР Геннадий Печников, один из ближайших друзей и соратников Олега Ефремова.

12 марта мы потеряли Олега Табакова, 21 апреля – Нину Дорошину. Нина Михайловна ушла на «сороковины» Табакова. И вот, не прошло еще и девяти дней с ее кончины, как пришло известие о смерти Геннадия Печникова. Злой рок практически без перерыва уносит людей, которых очень любил Олег Николаевич Ефремов.

Желание славы

Геннадий Печников – коренной москвич, родился в 1926 году на Солянке. Все детство занимался во Дворце пионеров у знаменитого педагога Анны Гавриловны Бовшек, во время войны не эвакуировался, дежурил на столичных крышах, сбрасывая «зажигалки», выступал с товарищами в госпиталях. В 43-м решился поступать в только что созданную Школу-студию МХАТ, где и познакомился с молодым Олегом Ефремовым. Олег был моложе Геннадия на целый год, который так важен в юности.

Среди толпы абитуриентов Печников сразу выделил взглядом  длинного нескладного парня, который с особенной интонацией прочел «Желание славы» Пушкина, как будто собственный манифест огласил. Так оно и было.

Ни Геннадия, ни годом позже Олега не приняли во МХАТ. Печников отнесся к этому совершенно спокойно и пошел служить в Центральный детский театр (сейчас РАМТ), который тогда, посреди сталинского официоза, считался неким оазисом. Туда же попал и Ефремов, обиженный на судьбу и мечтающий въехать во МХАТ «на белом коне». Печников пригласил Олега в свою гримерку, и с тех пор они стали друзьями не разлей вода. Они часто играли одни и те же роли «в очередь», были заняты в одних постановках. Дружили так, что многим нарочно хотелось их поссорить.

Театр без театральности

Геннадий Печников не стал артистом «Современника», отказав своему лучшему другу. Но стоял у истоков этого театра, вскоре гремевшего на всю Москву. Произошло это так.

И Печников, и Ефремов сочли, что в Центральном детском им живется слишком «по-столичному», что не хватает реальной жизни, знания, как выглядят, как и о чем говорят обычные люди. И летом 1952 года они отправились в рисковое путешествие, задумав нечто вроде передвижного театра.

Хлебнули с лихвой – у них украли еду и деньги, их принимали за американских шпионов, приходилось зайцами проникать на пароходы, идущие по Волге. Но именно во время того «круиза» друзья увидели, как зэки строили Волго-Дон, как мыкаются беспаспортные крестьяне в колхозах… Позже Ефремов говорил, что не будь этого путешествия – не было бы и «Современника», театра, который обожали именно за полное отсутствие «театральности».


ДЛЯ СПРАВКИ: В 1984 году Геннадий Печников был удостоен индийской премии за роль в первой и единственной российской постановке знаменитого эпоса «Рамаяна».


Геннадий Печников остался верным Центральному детскому театру, но много работал по стране и за рубежом. Кинозрители запомнили его по «Шумному дню», где он играл с Олегом Табаковым, а более молодые – по «Тайнам дворцовых переворотов».

Геннадий Михайлович был профессором и художественным руководителем Института театрального искусства им. Ершова. А главное – он прожил длинную и счастливую жизнь. Через 4 с половиной месяца ему бы исполнилось 92 года…






«Нина довольна»: памятник на могиле народной артистки Дорошиной установили только через четыре года
«Ни одна женщина ему не отказала»: о чем влюбленная в Ефремова Дорошина сожалела до самой смерти