Бесславные фашисты: как окончили жизнь эсэсовцы из «Семнадцати мгновений весны»

prb7eofr
Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»
Наиболее запомнившиеся зрителю отрицательные персонажи фильма, которые жили в действительности и были высокопоставленными нацистами, сумели избежать виселицы или десятилетий тюрьмы

Фильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» был прорывом для своего времени. 11 августа 1973 года началась киносага, где зрители впервые увидели совсем других «немцев» - умных и местами даже обаятельных людей, которые по-своему переживали за судьбу собственной страны. Причем это были реальные исторические персонажи, хорошо известные своими злодействами. Режиссер сумела не только выбрать необыкновенно харизматичных актеров, но некоторых даже уговорить.

В жизни эти люди конечно не были столь обаятельны, какими мы увидели их на экране. Все они подлежали суду, и не только истории, а вполне конкретному. Однако именно те, кого мы хорошо помним благодаря фильму, умерли не на виселице и не в тюрьме. О том, как сложилась судьба некоторых «истинных арийцев», - в материале EG.RU.

Мартин Борман Юрий Визбор

Юрий Визбор в роли Бормана. Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»
Юрий Визбор в роли Бормана. Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»

Педагог по образованию, страстный альпинист и горнолыжник, один из «отцов» советской авторской песни Юрий Визбор никогда не мечтал стать актером. Когда в 1966 году ему позвонил Марлен Хуциев и пригласил сыграть в «Июльском дожде», Визбор принял это за розыгрыш. Но именно автор душевных песен «Милая моя», «Ты у меня одна» блистательно сыграл «партайгеноссе Бормана», личного секретаря Гитлера.

Мартин Борман наделал много шума не столько своей жизнью, сколько смертью. После гибели Гитлера 30 апреля 1945 года группа «товарищей», среди которых был Борман, покинула бункер и попыталась выбраться из окруженного города. Последнее, что известно о Бормане, - он вместе с врачом СС и руководителем гитлерюгенда Аксманом преодолел мост через реку Шпрее. Потом Аксман пошел в одиночку, но наткнулся на советский патруль, побежал и на мосту увидел мертвые тела врача и Бормана. Однако тело Бормана не нашли.

Десятилетиями появлялись сведения, что живого Бормана видели то в Аргентине, то в Испании, то в Парагвае… Находились те, кто утверждал: Бормана перевербовали и отправили в Москву. Его сын получил более сотни различных письменных «свидетельств» о том, что Мартин жив.

На Нюрнбергском процессе Бормана приговорили к повешению заочно. И только в 1963 году некий Альберт Крумнов сознался, что в начале мая 45-го хоронил два трупа по приказу советских солдат, вроде бы один из них был точно тем самым врачом СС. Лишь в 1972 году на указанном Крумновом месте нашли останки двоих человек, у которых в зубах сохранились осколки ампулы. По записям личного дантиста Бормана и по другим признакам (прижизненные травмы) один из трупов был идентифицирован как покойный Мартин Борман.

Окончательно подлинность останков была доказана только в 1998 году, потом их сожгли и развеяли над Балтийским морем. Но до сих пор находятся люди, которые не верят, что Мартин Борман не дожил до своего 45-летия.

Кстати: Визбор, попав на съемки фильма, считал, что из этого выйдет какой-то «чернушный боевик», и всей душой надеялся: будущее кино посмотрят «в Урюпинске по четвертой программе» (тогда у Центрального телевидения было три программы и четвертая учебная).

Карл Вольф Василий Лановой

Василий Лановой (слева) в роли Вольфа. Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»
Василий Лановой (слева) в роли Вольфа. Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»

Василий Лановой мальчиком прожил четыре года в оккупации. Он долго отказывался от роли одного из высших офицеров СС обергруппенфюрера Карла Вольфа. Лиознова потратила не одну неделю, при этом настойчиво повторяя, что Вольф должен быть умным и обаятельным.

Вольф никогда и не был дураком. Он храбро воевал во время Первой мировой, заслужил два «Железных креста». А потом выгодно женился и пошел по стопам отца-юриста, организовав торгово-адвокатскую контору.

Вступление в 1931 году в НСДАП резко изменило жизнь, но не благополучие Вольфа. Постепенно он стал лицом, особо приближенным к Гиммлеру. Вольф играл значительную роль в программе по уничтожению евреев, его руки были по локоть в крови.

Именно Вольфу Гиммлер, понимающий, что Гитлеру наступает «капут», поручил вести сепаратные переговоры с американцами. Еще в самом начале переговоров Вольф потребовал гарантий относительно своего будущего. Он рассчитывал на пост нового германского премьер-министра. После капитуляции никуда не бежал. Но министром он не стал, а был осужден германским судом на четыре года трудовых лагерей. Считается, что на нюрнбергскую скамью Вольфа не «пустили» американцы, боявшиеся, что тот слишком много знает.

К 50-м годам Вольф заново разбогател. Но потом в ЦРУ произошли перестановки, и за Вольфа взялись уже как за военного преступника. Ему припомнили Холокост, а Вольф ссылался на склероз. Ровесника века в 1964 году приговорили к 15 годам, но через девять лет освободили по состоянию здоровья. Вольф прожил 84 года.

Кстати: Вольф видел фильм «Семнадцать мгновений весны»» и сам рассказал об этом автору сценария Юлиану Семенову. Вольф страшно радовался, что его сыграл такой красивый актер, и вроде бы даже передал Лановому бутылку коньяка.

Генрих Мюллер Леонид Броневой

Леонид Броневой в роли Мюллера. Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»
Леонид Броневой в роли Мюллера. Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»

Роль Генриха Мюллера, шефа гестапо, по сути была дебютом великолепного Леонида Броневого. Сначала ему предложили сыграть Гитлера, но образ фюрера был решен в привычных карикатурных тонах – и Броневой отказался. Зато Мюллера сыграл так, что многие его осудили – нельзя показывать шефа гестапо таким обаятельным.

Главный гестаповец на самом деле таким и не был. Сослуживцы отмечали его отталкивающую внешность, у него постоянно дрожали веки. Но еще хуже был его характер. Мюллер был ярко выраженным карьеристом и не останавливался ни перед чем, мог «повернуться» на 180 градусов ради нового начальства. Легко пренебрегал мнением своих родителей.

Смерть Мюллера окутана еще большей тайной, нежели кончина Бормана. Его тело так и не нашли. Есть свидетельства, что он исчез еще до самоубийства Гитлера и вроде бы выражал намерение «пасть вместе с режимом». Где он «пал» и пал ли, осталось неизвестным. К Нюрнбергскому процессу даже не смогли собрать достаточно доказательств его смерти и не выдвинули обвинения. Шелленберг в своих мемуарах утверждал, что Мюллера вывезли в Москву и он там умер в 1948 году. Его так же, как и Бормана, «видели» в разных странах Латинской Америки.

Кстати: Леонид Броневой, начав сниматься, не видел фото Мюллера. Потом он этому очень радовался, считая, что иначе никогда бы не сыграл эту роль настолько они непохожи.

Вальтер Шелленберг Олег Табаков

Олег Табаков в роли Шелленберга. Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»
Олег Табаков в роли Шелленберга. Кадр из фильма «Семнадцать мгновений весны»

До Шелленберга Олег Табаков играл положительные роли, его герои искрились шармом и романтизмом. Роль Шелленберга была вызовом. Вальтеру Шелленбергу в 45-м было 35 лет, Олегу Табакову в этой роли – 38. Британцы, допрашивавшие реального Шелленберга, отмечали, что он очень обаятелен, виртуозный актер и при этом холоден и практичен.

Сын фабриканта роялей Вальтер Фридрих сделал стремительную карьеру. Однажды он спас жизнь Гиммлеру – тот неосторожно прислонился к незапертой дверце летящего самолета. Он дослужился, по нашим меркам, до генерал-майора, с его именем были связаны все крупнейшие операции немецкой разведки.

Еще 6 мая 1945 года Шелленберг находился в Стокгольме, надеясь на заключение перемирия, которое было бы выгодно ему самому. Месяц он продержался в Швеции, но был выдан как военный преступник. Интересно, что в ходе Нюрнбергского процесса с него были сняты многие обвинения. Приговорили его всего к шести годам заключения, а отсидел он год – видишь ли, тюрьма не подходила ему по состоянию здоровья. Но судьба не была к нему милостива. Шелленберг умер в Италии, где он надеялся вылечить печень, в возрасте 42 лет.

Кстати: после просмотра фильма в высших партийных кругах, председатель КГБ Андропов пенял Табакову: мол, играть так идейного врага это безнравственно. Зато родственники покойного нациста прислали актеру письмо, где благодарили за образ «доброго дяди Вальтера».






«Семнадцать мгновений весны»: интересные факты о сериале
Штирлица мог сыграть Смоктуновский и даже Соломин: закадровые тайны «17 мгновений весны»