Дочка создателя «Ералаша» четыре года провела в суицидальном центре
Прах режиссера «Маленькой Веры» развеяли по миру
15 июня исполнилось бы 55 лет режиссеру Василию ПИЧУЛУ, который снял ленты «В городе Сочи темные ночи», «Небо в алмазах», телепрограммы «Старые песни о главном», «Куклы», «Розыгрыш», «Мульт личности», а также сериалы «Застава Жилина», «Пятая стража»... Но главным фильмом в его судьбе стала дебютная картина «Маленькая Вера», признанная одним из символов перестройки. Сценарий к «...Вере» написала жена постановщика - Мария ХМЕЛИК. В откровенном интервью она рассказала о своей знаменитой семье.
Александр ХМЕЛИК с юным актёром «Ералаша» Максимом СИДОРОВЫМ. Фото «РИА Новости»
- Мария, ваш отец, Александр Хмелик, в свое время был влиятельным человеком: занимал должность заместителя главного редактора Киностудии имени Горького и главного редактора киножурнала «Ералаш».
- Папа в молодости после четвертого курса бросил Московский полиграфический институт, устроился на радио, где читал свои рассказы. Потом заведовал в газете «Пионерская правда» отделом юмора, а поскольку был хорошим журналистом, много путешествовал по школам. Наблюдая за ханжеством учителей, написал пьесу «Друг мой, Колька», даже не думая, что она будет иметь такой успех. С этих пор он продолжил создавать пьесы для детей и киносценарии. Работал на «Мосфильме», а потом на Студии Горького.
- Киноредактор Людмила Голубкина написала в мемуарах, что Александр Григорьевич в последние годы жизни стал отшельником.
- Голубкина действительно когда-то работала с отцом в одном кинообъединении и даже дружила с ним. Но зачем она написала неправду, мне не понятно. Бирюком папа никогда не был, нормально со всеми общался, хотя, выйдя на пенсию, в основном жил на подмосковной даче, в хорошем доме писательского кооператива.
Свежий воздух, рыбалка с друзьями, ничуть он не замкнулся в себе. К тому же папа много занимался воспитанием внука - моего сына Гриши, учил его работать руками, чинить водопровод и прочее. Когда отец умер в 2001 году, Григорию 12 лет было.
Мария Александровна. Фото:
Два растерянных мужика
- В личной жизни ваш отец состоялся?
- Вполне. Я, например, родилась в его третьем браке. В первый раз он женился в 25 лет на ровеснице и коллеге по детской редакции по имени Люся (фамилию ее уж и не вспомню). Они быстро разбежались. Вторая жена папы - детская писательница Людмила Матвеева. В этом браке родилась дочка Наталья, моя единокровная сестра. Ну а с моей мамой, испанкой Росой Перес, отец познакомился во времена работы в «Пионерской правде», куда ее распределили после окончания Ленинградского университета.
- А как мама оказалась в Советском Союзе?
- Во время гражданской войны в Испании, вспыхнувшей во второй половине 30-х годов, детей коммунистов, когда стало понятно, что к власти придут фашисты, погрузили на корабли и отправили в СССР. Среди них была и она. Попала в Одессу, росла там в специализированном детском доме среди таких же испанских детей. По чьей-то задумке этих ребят практически не учили русскому языку в надежде, что когда они вырастут, то вернутся на родину, чтобы помочь там победить коммунизму.
До 19 лет мама провела в замкнутом пространстве. А потом решила, что станет идейным советским борцом, и отправилась учиться на журналиста в Ленинград. Ей приходилось сложно, но помогли две подруги. После встречи с моим отцом она ушла из «Пионерской правды» и стала преподавателем в Высшей дипломатической школе, где учила кубинцев. В детстве и юности я часто ездила с мамой в Испанию, хорошо освоила язык.
Василий ПИЧУЛ и Мария ХМЕЛИК. Фото:
- А правда, что именно вы придумали имя киножурналу «Ералаш», где работал отец?
- Да, это так. Папа вместе с Борисом Грачевским долго ломал голову над названием. Даже объявили конкурс, на который пришли горы писем с разными вариантами. Сидя у нас на кухне, они разбирали эти послания. И уже практически впали в отчаяние, не находя ничего толкового. И вдруг я, семиклассница, выдала это словечко - «Ералаш». С чего оно возникло в моей голове, даже не помню.
Возможно, сказалось перемежение столовых приборов на столе, горы писем и два растерянных мужика, не находящих себе места. Не так давно я снова поработала с Борисом Грачевским - написала сценарий для его фильма «Между нот, или Тантрическая симфония». По сути это симбиоз из его собственной истории отношений с предыдущей молодой женой Аней, той самой хитрой девушкой из Харькова. Пока мы работали над сценарием, их роман с Анной вызревал. Затем она переехала к Борису жить, стала его супругой, родила дочку. Помню, прочитав горький финал нашей истории, Анюта долго плакала. Но это не помешало ей так же некрасиво поступить с Борей: как я написала, так и вышло в жизни. Хотя Грачевский потом очень быстро утешился в объятиях другой девушки и даже женился на ней. Именно она в картине «Между нот...» сыграла красотку, которая без трусиков привела главного героя в ресторан.
Наша героиня с актёром Андреем СОКОЛОВЫМ. Фото:
- Почему вы пошли учиться на сценарный факультет ВГИКа, а не на актерский?
- В возрасте семи лет я снималась в эпизоде фильма «Последние каникулы». По сценарию на меня замахивался мальчик, а я должна была испугаться и спрятаться за виолончель. Но каждый раз, «пугаясь», так широко улыбалась, что режиссер не выдержал и сказал моему партнеру: «Если она снова улыбнется, сразу плюнь ей в лицо». С тех пор поняла, что актрисой быть не хочу. После окончания ВГИКа мечтала поступить на юридический факультет, работала секретарем в суде. Но как раз тогда написала сценарий «Маленькой Веры», началась работа над фильмом, и уже стало не до того. Позже увлеклась психоанализом, в 35 лет поступила в психологический колледж и в течение четырех лет проходила практику в суицидальном центре, который потом переименовали в кризисный центр. Общалась с пациентами, которых привозили к нам, откачав в реанимации Склифа, выслушивала истории этих людей, попавших в сложные жизненные обстоятельства. До сих пор боюсь прикасаться к записям, которые сделала тогда, не говоря о том, чтобы написать об этом сценарий. А последние 17 лет преподаю в родном ВГИКе, каждые пять лет выпускаю примерно по двадцать сценаристов.
ПИЧУЛ с Ильзе ЛИЕПА и Филиппом КИРКОРОВЫМ на съёмках телефильма «Старые песни о главном-3». Фото:
Сделали себя сами
- С будущим мужем Василием Пичулом вы же познакомились во время учебы?
- Да, в 1979 году, когда он поступал на режиссерский факультет, а я на сценарный. Оказались рядом на просмотре картины Лукино Висконти «Гибель богов», вышли оттуда уже вместе и с тех пор 36 лет не разлучались. Мы никогда не ложились спать поссорившись, если случался конфликт, старались обязательно помириться.
Прислушивались друг к другу, я всегда могла сказать, что мне не нравится, а он - что ему, искали компромиссы. И хотя выросли в совершенно разных по социальному статусу семьях - его папа монтировал печи, а мама работала на швейной фабрике, но Вася быстро нашел общий язык с моим отцом, потому что тот тоже себя сам сделал.
Кадр из «Маленькой Веры»: Александра ТАБАКОВА и Наталья НЕГОДА
- У вас трое детей, причем младшая дочка появилась, когда вам уже 40 лет было.
- Да. А старшую, Александру, я родила на третьем курсе ВГИКа. Спустя десять лет появился Григорий, и еще через десять - Вера. К тому моменту мы уже год как были бабушкой и дедушкой внучки Насти. Когда я помогала дочери нянчить Анастасию, мой организм так среагировал, что я неожиданно забеременела. Дочку назвали в честь героини нашего с Васей фильма «Маленькая Вера».
- В чем феноменальный успех «Маленькой Веры»? И почему Пичулу больше так и не удалось его повторить в следующих картинах?
- Просто так сошлись звезды. Эта история очень достоверная и понятная, но о том, что зрители будут так рваться на наш фильм, я и не думала. Наоборот, боялась, что мне на улице после просмотра будут в лицо плевать. Ведь мы впервые в Советском Союзе показали на экране половой акт. Достаточно целомудренно, но для того времени и этого было много. В тот момент мы с Васей любили венгерский кинематограф с его легкой эротикой, и понятно, что это оказало определенное влияние на нас. Нам было по 25 лет, когда началась работа над картиной, а когда фильм вышел - по 27. Съемки проходили в родном городе Василия Мариуполе. Я знала всю эту фактуру, ведь мы не раз там бывали, навещая родителей мужа. С одной стороны - приморский город, с его узкими улочками, а с другой - купеческая слободка с красивыми особняками, как в центре Москвы. И рядом - безмерно вонючая махина завода, создающая ощущение апокалипсиса.
Василий Владимирович с младшей дочкой Верой. Фото:
- Ходили слухи, что исполнители главных ролей - Андрей Соколов и Наталья Негода не могли терпеть друг друга?
- Андрей и Наташа были очень корректны по отношению друг к другу. Иногда Негода надеялась на помощь Соколова, но тот не спешил. Жили они в разных гостиницах, и у Андрея в тот момент протекала бурная личная жизнь. Наташа же больше со мной, чем с ним, общалась.
- Правда, что сначала на главную роль утвердили Ирину Апексимову?
- Да. Но Татьяна Лиознова, которая была у нас, можно сказать, продюсером на картине, не раз повторяла: «Что это за фамилия - Апексимова? Она совершенно не создана для кино». Меня тоже не раз посещало внутреннее ощущение, что Ирина - не наша актриса, хотя очень красивая и пластичная. И когда она позвонила и сказала, что выбрала другой фильм, у меня отлегло от сердца.
- А что стало с дочкой Олега Табакова Александрой, сыгравшей подругу Веры - Чистякову? Уже давно о ней ничего не слышно.
- С Сашей все в порядке, наши дачи рядом. Она у себя на участке выращивает цветы, наслаждается жизнью. Немецкий муж - актер Ян Йозеф Лиферс давно в прошлом, их дочка Полина уже взрослая, стала театральным художником.
Григорий ПИЧУЛ пошёл по стопам отца и стал режиссёром. Фото:
- В июле будет год, как не стало вашего мужа Василия Пичула...
- Мне его очень не хватает... Я не раз пыталась выскользнуть из мира кино, но Вася не отпускал, так вместе и работали. Он умер внезапно, никакого рака легких, как писали в газетах, у него не было. Простудился, подхватил воспаление легких и задохнулся. Еще в молодые годы он говорил, что уйдет из жизни в 35 лет. Но, видно, в том, что дожил до 54, есть и моя заслуга. Его здоровье с детства было подорвано заводом, который выпускал химические вони.
- Нигде нет информации, где похоронен Василий Владимирович.
- Его кремировали, а прах развеяли. Так же, как в свое время и прах моих родителей. Они так завещали. Остается чувство радости, когда ты понимаешь, как остатки тела сливаются с миром. И это гораздо лучше, чем закапывать в землю коробку с костями, вы не считаете? Я и сама хочу, чтобы, когда меня не станет, мой прах развеяли.
Старшая дочка ПИЧУЛА и ХМЕЛИК Александра с мужем Димой у роддома с новорождённой Настей. Потом у пары родились двое сыновей - Фёдор и Иван. Фото:
*Организация запрещена на территории РФ