Дочка создателя «Ералаша» четыре года провела в суицидальном центре

Прах режиссёра «Маленькой Веры» развеяли по миру

Прах режиссера «Маленькой Веры» развеяли по миру

15 июня исполнилось бы 55 лет режиссеру Василию ПИЧУЛУ, который снял ленты «В городе Сочи темные ночи», «Небо в алмазах», телепрограммы «Старые песни о главном», «Куклы», «Розыгрыш», «Мульт личности», а также сериалы «Застава Жилина», «Пятая стража»... Но главным фильмом в его судьбе стала дебютная картина «Маленькая Вера», признанная одним из символов перестройки. Сценарий к «...Вере» написала жена постановщика - Мария ХМЕЛИК. В откровенном интервью она рассказала о своей знаменитой семье.

Александр ХМЕЛИК с юным актёром «Ералаша» Павликом СТЕПАНОВЫМ. Фото «РИА Новости»

Александр ХМЕЛИК с юным актёром «Ералаша» Максимом СИДОРОВЫМ. Фото «РИА Новости»

- Мария, ваш отец, Александр Хмелик, в свое время был влиятельным человеком: занимал должность заместителя главного редактора Киностудии имени Горького и главного редактора киножурнала «Ералаш».

- Папа в молодости после четвертого курса бросил Московский полиграфический институт, устроился на радио, где читал свои рассказы. Потом заведовал в газете «Пионерская правда» отделом юмора, а поскольку был хорошим журналистом, много путешествовал по школам. Наблюдая за ханжеством учителей, написал пьесу «Друг мой, Колька», даже не думая, что она будет иметь такой успех. С этих пор он продолжил создавать пьесы для детей и киносценарии. Работал на «Мосфильме», а потом на Студии Горького.

- Киноредактор Людмила Голубкина написала в мемуарах, что Александр Григорьевич в последние годы жизни стал отшельником.

- Голубкина действительно когда-то работала с отцом в одном кинообъединении и даже дружила с ним. Но зачем она написала неправду, мне не понятно. Бирюком папа никогда не был, нормально со всеми общался, хотя, выйдя на пенсию, в основном жил на подмосковной даче, в хорошем доме писательского кооператива.

Свежий воздух, рыбалка с друзьями, ничуть он не замкнулся в себе. К тому же папа много занимался воспитанием внука - моего сына Гриши, учил его работать руками, чинить водопровод и прочее. Когда отец умер в 2001 году, Григорию 12 лет было. 

Мария Александровна. Фото: facebook.com

Мария Александровна. Фото: facebook.com

Два растерянных мужика

- В личной жизни ваш отец состоялся?

- Вполне. Я, например, родилась в его третьем браке. В первый раз он женился в 25 лет на ровеснице и коллеге по детской редакции по имени Люся (фамилию ее уж и не вспомню). Они быстро разбежались. Вторая жена папы - детская писательница Людмила Матвеева. В этом браке родилась дочка Наталья, моя единокровная сестра. Ну а с моей мамой, испанкой Росой Перес, отец познакомился во времена работы в «Пионерской правде», куда ее распределили после окончания Ленинградского университета.

- А как мама оказалась в Советском Союзе?

- Во время гражданской войны в Испании, вспыхнувшей во второй половине 30-х годов, детей коммунистов, когда стало понятно, что к власти придут фашисты, погрузили на корабли и отправили в СССР. Среди них была и она. Попала в Одессу, росла там в специализированном детском доме среди таких же испанских детей. По чьей-то задумке этих ребят практически не учили русскому языку в надежде, что когда они вырастут, то вернутся на родину, чтобы помочь там победить коммунизму.

До 19 лет мама провела в замкнутом пространстве. А потом решила, что станет идейным советским борцом, и отправилась учиться на журналиста в Ленинград. Ей приходилось сложно, но помогли две подруги. После встречи с моим отцом она ушла из «Пионерской правды» и стала преподавателем в Высшей дипломатической школе, где учила кубинцев. В детстве и юности я часто ездила с мамой в Испанию, хорошо освоила язык.

Василий ПИЧУЛ и Мария ХМЕЛИК. Фото: facebook.com

Василий ПИЧУЛ и Мария ХМЕЛИК. Фото: facebook.com

- А правда, что именно вы придумали имя киножурналу «Ералаш», где работал отец? 

- Да, это так. Папа вместе с Борисом Грачевским долго ломал голову над названием. Даже объявили конкурс, на который пришли горы писем с разными вариантами. Сидя у нас на кухне, они разбирали эти послания. И уже практически впали в отчаяние, не находя ничего толкового. И вдруг я, семиклассница, выдала это словечко - «Ералаш». С чего оно возникло в моей голове, даже не помню.

Возможно, сказалось перемежение столовых приборов на столе, горы писем и два растерянных мужика, не находящих себе места. Не так давно я снова поработала с Борисом Грачевским - написала сценарий для его фильма «Между нот, или Тантрическая симфония». По сути это симбиоз из его собственной истории отношений с предыдущей молодой женой Аней, той самой хитрой девушкой из Харькова. Пока мы работали над сценарием, их роман с Анной вызревал. Затем она переехала к Борису жить, стала его супругой, родила дочку. Помню, прочитав горький финал нашей истории, Анюта долго плакала. Но это не помешало ей так же некрасиво поступить с Борей: как я написала, так и вышло в жизни. Хотя Грачевский потом очень быстро утешился в объятиях другой девушки и даже женился на ней. Именно она в картине «Между нот...» сыграла красотку, которая без трусиков привела главного героя в ресторан.

Наша героиня с актёром Андреем СОКОЛОВЫМ. Фото: facebook.com

Наша героиня с актёром Андреем СОКОЛОВЫМ. Фото: facebook.com

- Почему вы пошли учиться на сценарный факультет ВГИКа, а не на актерский?

- В возрасте семи лет я снималась в эпизоде фильма «Последние каникулы». По сценарию на меня замахивался мальчик, а я должна была испугаться и спрятаться за виолончель. Но каждый раз, «пугаясь», так широко улыбалась, что режиссер не выдержал и сказал моему партнеру: «Если она снова улыбнется, сразу плюнь ей в лицо». С тех пор поняла, что актрисой быть не хочу. После окончания ВГИКа мечтала поступить на юридический факультет, работала секретарем в суде. Но как раз тогда написала сценарий «Маленькой Веры», началась работа над фильмом, и уже стало не до того. Позже увлеклась психоанализом, в 35 лет поступила в психологический колледж и в течение четырех лет проходила практику в суицидальном центре, который потом переименовали в кризисный центр. Общалась с пациентами, которых привозили к нам, откачав в реанимации Склифа, выслушивала истории этих людей, попавших в сложные жизненные обстоятельства. До сих пор боюсь прикасаться к записям, которые сделала тогда, не говоря о том, чтобы написать об этом сценарий. А последние 17 лет преподаю в родном ВГИКе, каждые пять лет выпускаю примерно по двадцать сценаристов. 

ПИЧУЛ с Ильзе ЛИЕПА и Филиппом КИРКОРОВЫМ на съёмках телефильма «Старые песни о главном-3». Фото: facebook.com

ПИЧУЛ с Ильзе ЛИЕПА и Филиппом КИРКОРОВЫМ на съёмках телефильма «Старые песни о главном-3». Фото: facebook.com

Сделали себя сами

- С будущим мужем Василием Пичулом вы же познакомились во время учебы?

- Да, в 1979 году, когда он поступал на режиссерский факультет, а я на сценарный. Оказались рядом на просмотре картины Лукино Висконти «Гибель богов», вышли оттуда уже вместе и с тех пор 36 лет не разлучались. Мы никогда не ложились спать поссорившись, если случался конфликт, старались обязательно помириться.

Прислушивались друг к другу, я всегда могла сказать, что мне не нравится, а он - что ему, искали компромиссы. И хотя выросли в совершенно разных по социальному статусу семьях - его папа монтировал печи, а мама работала на швейной фабрике, но Вася быстро нашел общий язык с моим отцом, потому что тот тоже себя сам сделал.

Кадр из «Маленькой Веры»: Александра ТАБАКОВА и Наталья НЕГОДА

Кадр из «Маленькой Веры»: Александра ТАБАКОВА и Наталья НЕГОДА

- У вас трое детей, причем младшая дочка появилась, когда вам уже 40 лет было.

- Да. А старшую, Александру, я родила на третьем курсе ВГИКа. Спустя десять лет появился Григорий, и еще через десять - Вера. К тому моменту мы уже год как были бабушкой и дедушкой внучки Насти. Когда я помогала дочери нянчить Анастасию, мой организм так среагировал, что я неожиданно забеременела. Дочку назвали в честь героини нашего с Васей фильма «Маленькая Вера».

- В чем феноменальный успех «Маленькой Веры»? И почему Пичулу больше так и не удалось его повторить в следующих картинах?

- Просто так сошлись звезды. Эта история очень достоверная и понятная, но о том, что зрители будут так рваться на наш фильм, я и не думала. Наоборот, боялась, что мне на улице после просмотра будут в лицо плевать. Ведь мы впервые в Советском Союзе показали на экране половой акт. Достаточно целомудренно, но для того времени и этого было много. В тот момент мы с Васей любили венгерский кинематограф с его легкой эротикой, и понятно, что это оказало определенное влияние на нас. Нам было по 25 лет, когда началась работа над картиной, а когда фильм вышел - по 27. Съемки проходили в родном городе Василия Мариуполе. Я знала всю эту фактуру, ведь мы не раз там бывали, навещая родителей мужа. С одной стороны - приморский город, с его узкими улочками, а с другой - купеческая слободка с красивыми особняками, как в центре Москвы. И рядом - безмерно вонючая махина завода, создающая ощущение апокалипсиса.

Василий Владимирович с младшей дочкой Верой. Фото: facebook.com

Василий Владимирович с младшей дочкой Верой. Фото: facebook.com

- Ходили слухи, что исполнители главных ролей - Андрей Соколов и Наталья Негода не могли терпеть друг друга?

- Андрей и Наташа были очень корректны по отношению друг к другу. Иногда Негода надеялась на помощь Соколова, но тот не спешил. Жили они в разных гостиницах, и у Андрея в тот момент протекала бурная личная жизнь. Наташа же больше со мной, чем с ним, общалась.

- Правда, что сначала на главную роль утвердили Ирину Апексимову?

- Да. Но Татьяна Лиознова, которая была у нас, можно сказать, продюсером на картине, не раз повторяла: «Что это за фамилия - Апексимова? Она совершенно не создана для кино». Меня тоже не раз посещало внутреннее ощущение, что Ирина - не наша актриса, хотя очень красивая и пластичная. И когда она позвонила и сказала, что выбрала другой фильм, у меня отлегло от сердца.

- А что стало с дочкой Олега Табакова Александрой, сыгравшей подругу Веры - Чистякову? Уже давно о ней ничего не слышно.

- С Сашей все в порядке, наши дачи рядом. Она у себя на участке выращивает цветы, наслаждается жизнью. Немецкий муж - актер Ян Йозеф Лиферс давно в прошлом, их дочка Полина уже взрослая, стала театральным художником.

Григорий ПИЧУЛ пошёл по стопам отца и стал режиссёром. Фото: facebook.com

Григорий ПИЧУЛ пошёл по стопам отца и стал режиссёром. Фото: facebook.com

- В июле будет год, как не стало вашего мужа Василия Пичула...

- Мне его очень не хватает... Я не раз пыталась выскользнуть из мира кино, но Вася не отпускал, так вместе и работали. Он умер внезапно, никакого рака легких, как писали в газетах, у него не было. Простудился, подхватил воспаление легких и задохнулся. Еще в молодые годы он говорил, что уйдет из жизни в 35 лет. Но, видно, в том, что дожил до 54, есть и моя заслуга. Его здоровье с детства было подорвано заводом, который выпускал химические вони.

- Нигде нет информации, где похоронен Василий Владимирович.

- Его кремировали, а прах развеяли. Так же, как в свое время и прах моих родителей. Они так завещали. Остается чувство радости, когда ты понимаешь, как остатки тела сливаются с миром. И это гораздо лучше, чем закапывать в землю коробку с костями, вы не считаете? Я и сама хочу, чтобы, когда меня не станет, мой прах развеяли.

Старшая дочка ПИЧУЛА и ХМЕЛИК Александра с мужем Димой у роддома с новорождённой Настей. Потом у пары родились двое сыновей - Фёдор и Иван. Фото: facebook.com

Старшая дочка ПИЧУЛА и ХМЕЛИК Александра с мужем Димой у роддома с новорождённой Настей. Потом у пары родились двое сыновей - Фёдор и Иван. Фото: facebook.com