КУЛЬТУРА

Что скрывает за собой картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве»

Своей скандальной картиной Эдуард МАНЕ (1863 г.) вдохновил последователей на создание ремейков (см. в конце статьи)
Французский импрессионист отомстил брошенной любовнице

Трапеза на пленэре - один из самых популярных сюжетов в мировой живописи. Он такой майский! Особенно любимы художниками завтраки на траве - тренд, заданный французскими импрессионистами Эдуардом МАНЕ и Клодом МОНЕ. Признание пришло к мастерам не сразу. Особенно трудно пришлось первому, Эдуарду. Но он и сам хорош: что ни картина - то скандал и провокация.

- Какая-то голая уличная девка бесстыдно расположилась между двумя франтами в галстуках и городских костюмах. У них вид школьников на каникулах, подражающих кутежам взрослых, и я тщетно пытаюсь понять, в чем же смысл этой непристойной загадки, - писал один из критиков, когда полотно под невинным названием «Завтрак на траве» было в 1863 году впервые выставлено на всеобщее обозрение.

НАЖМИТЕ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ

Лесбиняка на фоне парочки асексуалов

Эдуард Мане спешил закончить свой труд к открытию Парижского салона. Картина вышла весьма внушительная: 2,5 на 2 метра. Но жюри ее завернуло. Вместе с 3000 полотен других авторов, не прошедших цензуру, творение Мане показали на выставке, которую прозвали «Салоном отверженных». Даже в таком контексте многие сочли творение Мане насмешкой над общественной моралью. Художник словно дразнил публику странностями и нестыковками.

- Алогичностью картины художник говорил о том, что есть темы куда важнее общепринятых - такие, как сексуальность или неравенство между мужчинами и женщинами. Фигура обнаженной дамы выглядит слишком яркой. Женщина вызывающе смотрит прямо на зрителя. Мужчины же при этом не смотрят ни на нее, ни на зрителя, и в этом читается отсутствие сексуальности. Есть свидетельства, что Викторина Мёран была нетрадиционной ориентации. Возможно, художник пытался затронуть и тему запретной, порицаемой обществом сексуальности, - отмечает искусствовед Мария Ревякина.

Интерпретация темы от Клода МОНЕ (1866 г.). В роли всех женщин на полотне - невеста живописца Камилла ДОНСЬЕ

Разрезал на куски

Картина Мане не раз вдохновляла художников и XIX века, и более позднего времени на создание собственных живописных интерпретаций. В 1865 году приятель Эдуарда, 25-летний Клод Моне, сделал наброски к задуманной им огромной - 6 на 4,6 метра - картине. На ней не было обнаженки - только элегантные дамы под зонтиками и мужчины в рединготах. Клоду было интересно изучить освещение в лесу - рисовал он недалеко от Парижа.

Уезжая в столицу, художник оставил свой «Завтрак на траве» под залог хозяину гостиницы, в которой жил. А тот забросил холст в подвал, где он чуть не сгнил. Выкупив картину через шесть лет, Моне разрезал ее на куски, выкинув фрагменты, покрытые плесенью.

В 1869-м и в 1876 - 1877 годах свои «завтраки на траве» пишет Поль Сезанн. Позже к воплощению расхожего сюжета подключается Пабло Пикассо - у него с десяток фантазий на ту же тему. Тема завтраков на природе не осталась без внимания и других, менее именитых, авторов. Правда, большинство вышедших из-под их кисти «шедевров» весьма отдаленно напоминают первоисточник.


ЛАЙФХАК. Чтобы запомнить, в каком случае фамилии Мане и Моне пишутся через «а», а в каком через «о», запомните имя художника. Какая буква есть там, такая будет и в фамилии: Эдуард Мане, Клод Моне.


Где посмотреть

  • «Завтрак на траве» Эдуарда Мане хранится в Музее д’Орсе в Париже, а этюд к ней - в Галерее Курто в Лондоне.
  • Сохранившиеся фрагменты творения Клода Моне можно также увидеть в Музее д’Орсе. А уменьшенный вариант картины - в ГММИ им. Пушкина в Москве.

Самые известные ремейки «Завтрака на траве»

Вам может быть интересно: