Чем провинился Александр Аскольдов и почему был запрещен его фильм «Комиссар»

Кадр из фильма «Комиссар»
Кадр из фильма «Комиссар»
Судьба советского кинорежиссера, как и его знаменитого фильма, оказалась сложной — и во многом трагической

21 мая из Швеции пришло печальное известие: на 86-м году жизни скончался известный советский режиссер и писатель Александр Аскольдов. На Родине его имя много лет старались не вспоминать — блестящие перспективы, которые могли  ждать выпускника Высших режиссерских курсов оказались перечеркнуты одним единственным, дипломным фильмом. В его биографии было и увольнение с формулировкой «профессионально непригоден», и исключение из партии.

Писатель, министерский работник, режиссер

Фото: кадр YouTube

По семье Аскольдова каток сталинских репрессий прошелся полным ходом. Его отец, герой Гражданской войны, занимавший солидный пост, был расстрелян. Мать арестована. В тот момент Александр с родителями жил в Киеве. Друзья семьи отправили мальчика к бабушке в Москву, в ее комнате в коммуналке он прожил несколько лет. Матери Саши повезло: она смогла выжить, вернувшись из заключения, и даже получила разрешение на временное проживание в столице.

В 1955 году в жизни Александра Аскольдова произошло сразу два события, во многом определивших его будущую судьбу. Он закончил филфак МГУ и познакомился с вдовой писателя Михаила Булгакова. Он искал практически «вслепую», по адресной телефонной книге, звоня всем обладателям фамилии «Булгаков». И однажды попал к Елене Сергеевне.

Как впоследствии вспоминал Александр Яковлевич, он вошел в ее квартиру — и «остался лет на восемь».

Изучению творчества опального в те годы писателя Аскольдов посвятил много лет, пытался «пробивать» публикации книг Булгакова в период работы в Министерстве культуры, где одно время был помощником министра Фурцевой. В 1966 году он пошел учиться на Высшие режиссерские курсы. Дипломной работой он выбрал сценарий по мотивам рассказа Василия Гроссмана «В городе Бердичеве». Это решение стоило ему многого.

Опальный «Комиссар»

Рассказ Гроссмана - про то, как революция меняет жизнь людей, в центре сюжета — история беременной главной героини (ее сыграла Нонна Мордюкова), бывшей прачки, ставшей суровым комиссаром, и бедной еврейской семьи, в которой она временно живет. Оператором дипломной работы Аскольдова стал Валерий Гинзбург, автором музыки — Альфред Шнитке. Картину, которую впоследствии некоторые критики назвали своеобразным реквиемом по революционным идеалам, запретили. Генеральной линии партии и идеалам революции - в том виде, в котором их изображали в тот период - картина не соответствовала — а это был приговор.

Кадр из фильма «Комиссар»
Кадр из фильма «Комиссар»

Александр ходил по многочисленным инстанциям, проводил долгие часы в приемных прокуратуры и суда — тщетно. Фильм было велено уничтожить — сохранилась, к счастью, одна копия, которую спас режиссер. Он пытался бороться до последнего, но закончилось все увольнением со студии с записью «профессионально непригоден».

Фильм пролежал на полке ровно 20 лет — во время проходившего в 1987 году в Москве Международного кинофестиваля было официально объявлено, что все запрещенные фильмы «сняты» с полки». Аскольдову удалось пробиться к микрофону, затем он дошел до Горбачева  — и история «Комиссара», наконец, стала известна широкой публике. Организовали спецпросмотр, затем  в ЦК приняли решение выпустить картину ограниченным тиражом. Фильм, который буквально воскресили из мертвых, был с успехом показан на международных кинофестивалях, включая фестиваль в Локарно, где «Комиссара» демонстрировали на главной площади.

«Уже не смог вернуться...»

Окрыленный, Александр Аскольдов собирался снять новый фильм, уже по собственной книге. Но картина  «Возвращение в Иерусалим» так и не увидела свет: было отснято несколько кусков — и тут умирает  Ролан Быков, который должен был исполнить главную роль. Для режиссера  это стало шоком. Он решил взять паузу. А потом уже не смог вернуться к съемочному процессу. Планы так и остались незавершенными.

Долгие годы Аскольдов переживал из-за «Комиссара», называя историю, произошедшую с фильмом, главной болью своей жизни, он считал своей личной трагедией то, что картину в свое время не поняли и не приняли.

В последние годы  Александр Яковлевич много времени проводил в Западной Европе, преподавал в различных немецких, английских, итальянских, шведских киношколах. Похоронен он будет в Швеции, где лечился в последнее время от тяжелой болезни и где живут его дочь и внучка.

Цитаты Александра Аскольдова

«Я делал фильм о том, как из крови и грязи рождается новая революционная нравственность».

«Меня обвиняли, что я искажаю генеральную линию партии, гнобили, как будто я бронепоезд».

Фильмография Александра Аскольдова

«Комиссар», 1967 год

Товарищ КамАЗ, 1972 год






Мы с тобой одной стаи. Домашние животные спасают хозяев ради своего же спокойствия
Эффект спасателя. Обыкновенные герои 2023 года: те, кто не прошел мимо чужой беды