Владилен АРСЕНЬЕВ: Любить по-продюсерски!

Российское «мыло» может вытеснить с телеэкранов зарубежное
У нас продюсеры тоже богатые. Ну, не как Абрамович, конечно

У нас продюсеры тоже богатые. Ну, не как Абрамович, конечно

Продюсер Владилен АРСЕНЬЕВ сам на экране появляется крайне редко. Секретарь Союза кинематографистов России, ученый секретарь Национальной академии киноискусств, которая вручает «Золотой орел», советник генерального директора телеканала «Россия» - именно он открыл для нас такие западные телехиты, как «Скорая помощь», «Полиция Майами», «Доктор Куин», «Крутой Уокер», «Никита». Вот уже пять лет Владилен Владиленович занимается производством российских сериалов, художественного и документального кино. В его активе такие успешные работы, как «Дальнобойщики», «Каменская» и др.

Елена ЛЕВИНА, Паата АРЧВАДЗЕ (фото)

- Владилен Владиленович, когда вы решили, что пора снимать российские сериалы? Ведь и западные у нас пользовались большим успехом.

- Десять лет назад действительно можно было ничего не придумывать. Но уже тогда, покупая «Никиту», я понимал, что нужна русская «Никита», и своя «Скорая помощь», и свой «Крутой Уокер». И эта идея себя оправдала. Сериалы, которые делал я как продюсер, стали очень популярны. «Неотложка» три недели возглавляла топ-лист, «Дальнобойщиков» до сих пор крутят. «Каменская-1» - единственный сериал, который закупили крупные европейские каналы. Больше ничего у нас не берут. К этому надо быть готовым. Зачем в Чехии наши «Дальнобойщики»? У них свои есть. Будут ехать страшно дальний маршрут из Праги в Брно 150 км. Там все их приключения и произойдут. Для чехов страшно увлекательные. Россия никому не интересна, кроме россиян. Сейчас снимают много. Есть хорошие работы, но много и слабых.

- Хороших все-таки больше?

- Хороших сериалов сейчас делается процентов 30. Больше денег, тщательнее продумываются сюжеты. У нас, как на Западе, стали приглашать в сериалы неизвестных актеров, и ничего, они становятся известными. Так произошло с Ярославом Бойко, который снимался у меня в небольших ролях, а после «Неотложки» стал очень популярен. Для сериалов идеальное сочетание - неизвестные известные актеры.

Сам себе режиссер

- Почему вы говорите «у меня снимался»? Разве не режиссер делает кино, выбирает актеров?

- Нет, это только в большом кино такие вопросы решает режиссер. В сериалах все идет от продюсера. Именно продюсер отбирает группу: и актеров, и режиссера, и сценариста, и оператора.

- Какое количество серий оптимально для сериала?

- Плохо идут маленькие сериалы - до четырех серий. Человек может полюбить героя, но не успевает привыкнуть к нему. Оптимально - 12-16 серий, чтобы зритель захотел переселиться в этот мир и жить там рядом с героями.

- Но не 100 серий?

- Это другой жанр - мыльная опера. Кстати, первую российскую мыльную оперу тоже делал я. Называлась она «Салон красоты». Должны сниматься оперы очень быстро. Идеально: одна серия (52 минуты) в день. Ну, максимум - два дня. Думаю, в скором времени русские мыльные оперы вытеснят латиноамериканские. Они будут идти утром, днем и вечером. А сериалы станут больше похожими на художественное кино, и их будет меньше.

- Какие из ваших сериалов кажутся наиболее удачными?

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «НА ВЕРХНЕЙ МАСЛОВКЕ»: Евгений Миронов

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «НА ВЕРХНЕЙ МАСЛОВКЕ»: Евгений Миронов

- У меня было полное удовлетворение от работы «Ростов-папа». Его ставил известный театральный режиссер Кирилл Серебряников. Хотя фильм и не имел высокого рейтинга, там были очень интересные режиссерские решения. Из всех сериалов мне ближе всего «Дальнобойщики» и «Баязет». С этими работами были большие риски. Дело в том, что «Дальнобойщики» делались в «Медиа Мосте», а у Гусинского был один любимый жанр - «за козла ответишь!»: «Агент национальной безопасности», «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург». Меня от этого воротило. Я поставил все на «Дальнобойщиков» и не ошибся. Этот сериал стал более популярным, чем «Улицы разбитых фонарей». С «Баязетом» тоже было сложно. У нас исторические фильмы традиционно не очень хорошо смотрят. Но я понимал: этот фильм очень нужен. Во-первых, потому, что важна тема. Мы знаем Брестскую крепость, но мы не знаем про Баязет, где 24 дня люди без воды, без хлеба держали бастион. Отважные люди, люди чести. Они дали присягу и сдержали ее. Во-вторых, это - первый с советских времен исторический сериал. Для воспитания любви к своей Родине «Баязет», как мне кажется, намного важнее, чем «Бригада».

Будет гонорар, будет и сериал

- Есть ощущение, что на столь масштабный проект вам не хватило денег.

- Не хватило. Именно когда мы начали снимать, стали стремительно расти цены. Хорошо еще, что успели в Сирии отработать. Настоящая крепость Баязет находится на территории Турции и давно превратилась в развалины. А в Сирии есть замок рыцарей - Шато де Шевалье, построенный крестоносцами семь веков назад. Сирия 400 лет находилась под владычеством турков, так что сирийцы их очень не любят. Кроме того, там рядом большое армянское поселение, все они принимали участие в наших съемках. Массовка, конечно, больше любит играть убитых. Лежит человек, ничего не делает, деньги идут, кушать дают.

- Как зритель я ожидала в «Баязете» более масштабных массовых сцен.

- Масштаб массовых сцен определяется тем, сколько ты можешь потратить. В этом фильме мы впервые применили компьютерное клонирование. У нас было 50 всадников. Компьютерщик говорил: «Пусть они идут по краю холма, в одну линию». Они шли, а он продлевал их до бесконечности. Или, например, пушка стреляет по крепости. Снимаем одну пушку и массовку вокруг нее человек пять. В кадре вы видите две пушки и массовку человек 15. Бюджет нашего фильма был значительно меньше, чем у той же «Бригады». При этом «Баязет» получил рейтинг выше, чем мы ожидали.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «НА ВЕРХНЕЙ МАСЛОВКЕ»: Алиса Фрейндлих

КАДР ИЗ ФИЛЬМА «НА ВЕРХНЕЙ МАСЛОВКЕ»: Алиса Фрейндлих

- Что сейчас в работе в кинокомпании «Президент-фильм», продюсером которой вы являетесь?

- Заканчиваются съемки сериала «Сармат» по повестям Александра Звягинцева. Ныне он зам Генерального прокурора России, но больше его знают как писателя-детективщика. Снимает режиссер Игорь Талпа. В главных ролях Александр Дедюшко и Сергей Моховиков. События фильма происходят в Афганистане, Латинской Америке, Франции, России на протяжении 15 лет.

Другая работа - сериал «Красная площадь» по знаменитому роману Эдуарда Тополя. Этот фильм делает режиссер Рауф Кубаев (он снимал фильм по роману Устиновой «Зачем тебе алиби»). Дело происходит в 1982 году. Следователь (его играет Андрей Соколов) расследует самоубийство Цвигуна. Эта работа пока идет со скрипом.

Кроме того, сейчас снимаем художественный фильм по повести Дины Рубиной с условным названием «На Верхней Масловке». Главные роли исполняют Алиса Фрейндлих и Евгений Миронов. Алиса Бруновна играет старуху-скульптора, которая была знакома еще с художниками Монмартра и Монпарнаса, а Миронов играет неудавшегося драматурга, который живет у этой старухи. На дворе 1985-й год. По сути, этот фильм - память о великих старухах, которые были да сплыли. Теперь их почти нет. Если бы была жива Раневская - это роль для нее.

НКВД против «Мосфильма»

Начинаем еще один художественный фильм - «Далеко от Сансет-бульвара». В прокате он, видимо, будет называться «Красный Голливуд». Эта картина о «Мосфильме» 30-х годов, времени большого кино и большого страха. Фильм снимается в Киеве. Там самый большой кинопавильон на территории бывшего СССР. В картине немало интересных поворотов: и столкновение НКВД и «Мосфильма», и попытка завербовать стукачом главного героя.

Готовы к съемкам новые сериалы: восьмисерийный фильм «Эшелон» о наших солдатах, которые в 45-м году едут из Кенигсберга на восток. Все думают, что едут домой, а на самом деле - на новую войну. На этом долгом пути с героями происходят разные приключения.

На Дону начали снимать 16-серийный фильм «Атаман». Полагаю, это будет очень народное кино. Такой «Тихий Дон»-2 наших дней. Без гражданской войны, но с не менее жестоким противостоянием между людьми. Здесь много всего: и взрыв вертолета, который везет оружие, и захват банка, и нападение чеченов на станицу.

- На Западе продюсеры - люди богатые, а в России?

- У нас тоже богатые. Ну, не как Абрамович, конечно. Футбольную команду купить не могу. Разумеется, сериалы приносят прибыль. Но эти деньги я тут же вкладываю в производство следующих фильмов.

- И напоследок, кто может стать продюсером?

- Продюсер должен себя чувствовать одновременно и режиссером, и сценаристом, и оператором, и директором съемочной группы. Продюсер - это очень творческий человек. И не должен вести себя как плантатор среди рабов. Людей он должен любить больше, чем кошечек-собачек-попугайчиков. Это полезно.



автор