Почему актриса Екатерина Васильева променяла съемочную площадку на служение Церкви

У народной артистки было все — интересные роли, слава, но она предпочла все это оставить и обратилась к Богу
Екатерина Васильева
Кадр из фильма «Визит дамы», 1989 г.
Екатерина Васильева Екатерина Васильева

14 августа у православных начался строгий Успенский пост. Скорее всего, 15 августа Екатерина Сергеевна Васильева не будет отмечать свой 73-й день рождения так, как это принято у светских людей. А пойдет на службу, пообщается со своими семью внуками и сыном-батюшкой. И будет у ее большой православной семьи свой праздник, тихий и радостный.

Православные корни

Как-то Екатерина Васильева призналась, что, только придя в церковь, поняла: все родственники ее по отцовской линии были людьми верующими. Икон в доме она не помнит, да и нельзя их было вешать в квартире известного советского поэта-коммуниста Сергея Васильева.

Но отец поэта, дед актрисы, на родине в Кургане служил церковным старостой. Васильевы были купцами, богатыми, имели большие каменные дома. По словам актрисы, все ее тетушки молились, но так, чтобы никто не увидел. А бабушка в Харькове, у которой Катя жила до семи лет, на Троицу украшала дом травой и березовыми веточками.

Только много лет спустя Васильева поняла, почему ее любимая бабуля это делала. А вот вера к актрисе пришла гораздо позднее, в середине 1970-х.

Васильева - учитель физкультуры в фильме «Звонят, откройте дверь», 1965 г.
Васильева — учитель физкультуры в фильме «Звонят, откройте дверь», 1965 г.

Не было бы счастья, да несчастье помогло

Сын Васильевой Дима был совсем маленький (около двух лет), когда сильно заболел. Они в это время были на даче, в округе не было ни аптек, ни больниц, ни фельдшерских пунктов. А мальчику становилось все хуже. И на помощь актрисе пришла Екатерина Трубецкая, врач местного детского сада. Очень интересная женщина, прямой потомок рода Муравьевых, аристократка до мозга костей и верующий человек.

Женщины подружились. Много говорили о Боге, вере. Именно Трубецкая привела Васильеву в церковь. А в 33 года Екатерина Сергеевна крестилась. С этого момента она начала менять свою жизнь: пересматривать ценности, привычки, устои. В православных традициях стала воспитывать и единственного сына.

Ей было 35, сыну Дмитрию — семь, за плечами два неудачных брака — с режиссером Сергеем Соловьевым и драматургом Михаилом Рощиным. Именно в это время Екатерина Сергеевна познакомилась с батюшкой Владимиром Волгиным, который стал со временем ее духовным отцом.

Кадр из фильма «Бумбараш», 1971 г.
Кадр из фильма «Бумбараш», 1971 г.

Большая семья

Актрису часто спрашивают, как она пришла в церковь, кто раньше это сделал: она или ее сын, ныне протоиерей и настоятель храма. И Екатерина Сергеевна отвечает неизменно: пришли к вере они постепенно. Дмитрий Рощин сначала окончил ВГИК, получил профессию режиссера и актера. Писал стихи, которые многие хвалили и прочили им большое будущее.

Но Дмитрий, выросший благодаря матери церковным человеком, все больше тяготился шумной творческой жизнью и со временем принял решение служить Богу, вернуться в церковь. Он окончил заочно духовную семинарию, женился.

Сегодня протоиерей Дмитрий, настоятель храма святителя Николая, имеет семерых детей: Прасковью, Федора, Агафью, Серафима, Дмитрия, Афанасия и Ивана. Кстати, бабушка Катя прекрасно воспитывает детей сына. И это неудивительно: ее дед Виталий, эмигрировавший из революционной России белогвардеец, был родным братом знаменитого педагога Антона Семеновича Макаренко.

К сожалению, дед Виталий не сумел увезти за границу свою беременную жену, и о ней стал заботиться Макаренко. Ее ребенка, маму будущей актрисы, он удочерил. И она выросла среди замечательных и образованных людей, педагогов, работавших с детьми.

Кадр из фильма «Соломенная шляпка», 1974 г.
Кадр из фильма «Соломенная шляпка», 1974 г.

Слухи об уходе в монастырь

В начале 1990-х о Екатерине Васильевой стали активно писать в прессе, шепотом обсуждать ее за кулисами в театре. Никто не верил, но из-за этого все более укреплялись в мысли, что актриса сошла с ума и ушла в монастырь, бросив все нажитые блага и привилегии.

Кстати, многие до сих пор считают, что Екатерина Сергеевна — монахиня. На самом деле артистка признается, что у нее периодически появляются мысли уйти в монастырь, но духовник ее отговаривает.

А тогда, в 1993-м, актриса уехала на две недели в паломническую поездку, а в прессе из этого раздули целую историю об отречении от мира и постриге в монахини. Артистка же, прислушиваясь к порывам своей души, ушла из репертуарного театра и перестала соглашаться на роли в кино. И в принципе в этом нет ничего удивительного, если вспомнить, какие фильмы снимали в те годы.

Она продолжала ходить в храм и помогать его восстанавливать. Ее должность назвали «казначей», но фактически она, как человек известный, ходила по инстанциям и просила деньги на церковь.

Время было лихое. При церкви зарплата была копеечная, сын был студентом и тоже ничего не зарабатывал. И пришлось Васильевой вновь вернуться к профессии. Она поговорила со своим духовным отцом, и он благословил ее зарабатывать на хлеб тем ремеслом, которым она владела.

Так актриса шокировала своих поклонников и коллег во второй раз. Теперь все шептались, что Екатерина Сергеевна ушла из монастыря. А она никуда и не уходила. Продолжала служить при храме. Потом, когда сын стал священником, начала помогать ему восстанавливать приход, воспитывать детей.

Сейчас Екатерина Васильева снимается в кино и сериалах, играет в антрепризах, по благословению батюшки дает интервью. По ее словам, она бы отказалась от своей профессии уже давно, но у нее большая семья, и, как любому человеку, ей нужны деньги, которые по-другому она зарабатывать не умеет.

Кадр из сериала «Цветок папоротника», 2014 г.
Кадр из сериала «Цветок папоротника», 2014 г.

Вам может быть интересно: