Режиссёр «Шерлока Холмса» признался в многожёнстве

Игорь Масленников: мне близка сущность адюльтера. Ведь у меня две жены!

«Зимняя вишня-4» начнется с похорон Вадима - героя Виталия Соломина

Когда в далеком уже 1995 году режиссер Игорь МАСЛЕННИКОВ снял третью часть своего кинохита «Зимняя вишня», он был уверен: пора ставить точку. Казалось, тема исчерпала себя, к тому же ушел из жизни сценарист фильма Владимир ВАЛУЦКИЙ. Но картина не отпускала. И Игорь Федорович, которому в конце минувшего года исполнилось 85 (!), сам прописал сюжетные повороты четвертой части. И нашел компанию, готовую вложить деньги в новый проект патриарха советского кино.

Когда договаривались по телефону о встрече, Масленников с ходу предупредил:

- Если собираетесь спрашивать о Шерлоке Холмсе, не стоит терять время. Вот о «Зимней вишне» - пожалуйста. Ее персонажи не дают мне спокойно спать.

В трехкомнатной питерской квартире никого, кроме хозяина, не оказалось. Режиссер выглядел очень исхудавшим.

- В прошлом году сломал шейку бедра, всю осень лежал на даче, - поделился Игорь Федорович. - Сделали операцию, все прошло хорошо. Но вес пока не набрал.

По стенам квартиры развешано множество гравюр.

- Единственное мое хобби, - улыбнулся народный артист.

Экранный роман Елены САФОНОВОЙ и Виталия СОЛОМИНА принёс фильму «Зимняя вишня» мировую славу

Экранный роман Елены САФОНОВОЙ и Виталия СОЛОМИНА принёс фильму «Зимняя вишня» мировую славу

Внук кузнеца

- Ничего себе «хобби»! А почему же все-таки вы стали режиссером?

- Все получилось случайно. Среди родных не было никого, кто бы имел отношение к кинематографу. Корни у меня казацкие. Прадед погиб на войне на Кавказе. Бабушка по материнской линии вышла замуж за мастера котельного цеха на судостроительном заводе из Нижнего Новгорода, переехала к нему. Отец родом из-под Мурома. Дед по папиной линии слыл хорошим кузнецом, делал замки, вилки, ножи. У отца было шестеро братьев. Почти все они прошли Первую мировую. Папа - инженер в конструкторском бюро. Перед Великой Отечественной его перевели на Ижорский завод под Ленинград, и мы поселились в Колпино. Отец не был на фронте, потому что эвакуировался в Челябинск вместе с заводом. Входил в коллектив, который делал танки Т-34.

А я всегда хотел быть архитектором. Не сложилось. Зато мечту воплотил мой сын, а вот дочка стала кинопродюсером. Я же начинал художником в театре. Смотрите, на стене развешаны эскизы. Вот, кстати, и собака Баскервилей.

- Почему архитектором-то все-таки?

- Папа дружил с начальником конструкторского бюро на Ижевском заводе Петром Меркурьевым - братом знаменитого актера Василия Меркурьева. Когда Петра в 1939 году арестовали, отец хлопотал за него. В войну, по воле случая, мы оказались в квартире Меркурьевых. Петр погиб в лагере, но осталась его семья. Жена устраивала в квартире творческие вечера. Под впечатлением от них я тоже начал писать стихи. Вдохновляла меня на это и одноклассница Света Богачева, с которой мы ходили в литературную студию при Дворце пионеров. Светлана - моя первая школьная любовь. Сейчас она доктор математических наук.

- Вы еще и поэт?

- Скорее писатель. Когда окончил школу, опять же волей случая, оказался на филологическом факультете, хотя собирался поступать в Академию художеств. Поскольку на «русское» отделение набор закончился, я попал на «газетное». На последнем курсе женился на однокурснице Инне Лепик. Родился сын. Нужно было кормить семью, и я оказался в молодежной университетской газете. От обкома комсомола, где тогда работала Валентина Матвиенко, меня командировали организовывать молодежное вещание на Ленинградском телевидении. А когда сняли Хрущева, меня затаскали в обком партии, где отчитывали за все, что считали идеологическими ошибками. Мне это надоело. А поскольку я дружил с Георгием Товстоноговым, решил попробовать себя в режиссуре. Григорий Козинцев набирал учеников. Я показал ему свои рисунки - он ведь тоже в прошлом был художником. И Козинцев мне не отказал.

Игорь Фёдорович не только снимает фильмы, но и пишет стихи

Игорь Фёдорович не только снимает фильмы, но и пишет стихи

Капризный Шакуров

- Каких современных режиссеров вы бы выделили?

- Понравился сериал «София». Колоссальная работа художника. Я понимаю, сколько там сил затрачено, потому что почти 40 лет назад сам снял исторический фильм по сценарию опять же Валуцкого «Ярославна, королева Франции».

Есть режиссеры, которых я не понимаю. Звягинцев, например, - он из породы угрюмых. Тарковского тоже не воспринимаю. Сокуров в студии «Троицкий мост» сделал три фильма. Каждый раз, когда я его пытаю, о чем они, он отвечает: «Вы работаете для зрителя, а я - над киноязыком». Только никто на улице не может вспомнить ни одной его картины. О нем с придыханием говорят: Сокуров рядом с Ельциным, рядом с Путиным. Так он и в партию первым вступил и первым же оттуда сбежал!

- Сценарий «Зимней вишни» Владимир Валуцкий предложил сначала режиссеру Илье Авербаху, а после Сергею Микаэляну. Но они взялись его переписывать, что Владимиру Ивановичу не понравилось.

- Им было не понять сущность адюльтера. А мне эта тема близка, у меня ведь две жены. От первой, Инны, есть дети, внуки и правнуки, с ней я прожил 30 лет и, кстати, до сих пор не развелся. Но есть и вторая супруга - Наталья Андреева, которая родила мне дочь Катю.

- Почему же вы не развелись с первой женой?

- Потому что она мой верный друг, и это на всю жизнь. Развестись - значит предать.

- А правда, что Валуцкий описал свои отношения с Аллой Демидовой, от которой так и не мог уйти к другой актрисе - Надежде Репиной?

- От меня ответ на этот вопрос вы никогда не услышите. С Валуцким мы дружили много лет. Вместе работали над сценарием «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». О «Зимней вишне» он мне сказал невзначай: «Прочти, валяется несколько лет». В сценарии Володи я не поменял ни слова. Играть главную роль должна была Наташа Андрейченко, для которой мы уже сшили костюмы. На роль Вадима взяли Сергея Шакурова. Но когда уехали снимать натуру в Выборг, ассистентка сообщила: «Андрейченко не ждите, у нее роман с Максимилианом Шеллом». Оставались Татьяна Догилева и Елена Сафонова, которые тоже прошли пробы. Узнав, что я выбрал Сафонову, Шакуров заявил: «Она мне не пара». И тогда мы вызвали Виталия Соломина, который сразу понял, что надо делать.

- Что, по-вашему, сделало фильм таким популярным?

- В 1985 году половину женского населения в стране составляли матери-одиночки. Это был их фильм. Женское кино снимали и до меня, но мужская несостоятельность, неприкаянность какая-то были только в нашей картине.

- Андрейченко пожалела, что отказалась от роли?

- Она говорила: «Масленников меня не взял, потому что был секретарем парткома на «Ленфильме». Никогда я не был партийным карьеристом. Кто-то выкрикнул мое имя на собрании, меня выдвинули, и я ездил как проклятый на заседания в Москву. Даже пришлось перебраться в столицу на какое-то время. Но я горжусь тем, что был партийным. Пока был близок к товарищам из горкома, получил 100 квартир: 60 - кооперативных и 40 - государственных. В них живут актеры «Ленфильма». А сколько я выгнал взяточников!

- Вам не кажется, что и Елена Сафонова, и Наталья Андрейченко повторяют судьбу главной героини «Зимней вишни»?

- И та, и другая в реальной жизни тоже «попадают» на иностранцев. Андрейченко после брака с Максимом Дунаевским вышла замуж за австрийца Шелла. А у Сафоновой сначала был американец, затем француз, потом швейцарец. Елена как-то призналась мне: «Зимняя вишня» меня преследует».

- Третья часть фильма заканчивается тем, что к покинувшей родину Оле приезжает любовь всей ее жизни Вадим. А вы смогли бы уехать из страны?

- Я - вряд ли, потому что патриот. Но все «зимние вишни» уезжали, потому что так складывалась жизнь. Последняя часть картины охватывает период постперестройки. «Зимняя вишня» оказалась настолько удачной, что получила приз кинофестиваля в Алма-Ате. Куда я только с ней не ездил: в Аргентину, Мексику, Испанию. 29 стран ее купили. Студия «Троицкий мост», которой руководит моя жена, - правообладатель фильма. Мы не закрылись только потому, что у нас все время его покупают, хотя прошло 20 лет после выхода последней части. Умерли Соломин и Валуцкий, остальные персонажи, которые мне часто снятся ночами, стали совсем взрослыми. Я решил избавиться от наваждения - написал историю «Зимняя вишня. 30 лет спустя». Разослал актерам. Лариса Удовиченко, Нина Русланова и Елена Сафонова ее одобрили.

- А как вы поступите с Вадимом, которого играл Виталий Соломин?

- Новая история начинается с его похорон. Приезжают жены Вадима. Дети этих персонажей оказываются в Москве. Выросло целое поколение, возникла новая страна. Иногда мне говорят: «Ты так поздно берешься снимать кино...» - имея в виду мой возраст. Но у меня есть ученики, которые помогут. Надеюсь, все успею.