Весна на советской улице: режиссер, названный в честь Маркса и Ленина, снял лучшие фильмы «оттепели»

Марлен Хуциев
Марлен Хуциев остается режиссером, которого на Западе назвали бы культовым / Источник: Александр Куров/ИТАР-ТАСС
Режиссеру фильмов «Застава Ильича», «Два Федора» и «Весна на Заречной улице» 4 октября исполняется 93 года. Марлен Хуциев пережил практически все потрясения, которые выпали на долю нашей страны за последние 100 лет.

Его фильмы считают знаковыми и называют одними из признаков хрущевской оттепели. Хотя сам мастер из-за своей честности и порядочности никогда не находил общего языка с теми людьми, кто находился у власти. И при всей своей скромности мог оказаться в эпицентре скандала.

Когда кипарисы были большими

У всех есть детские воспоминания, но не каждый может похвастаться тем, что помнит себя в 3 года. А вот Марлен Хуциев помнит. Он родился в Тбилиси (тогда грузинская столица называлась Тифлис). Они жили на 1-м этаже. И он помнит, как бабушка держала его на руках, а он смотрел в окно на улицу. А напротив - белый каменный забор и кипарис.

Уже в зрелом возрасте Марлен Мартынович отыскал дом своего детства: напротив стоял белый забор и рос кипарис, а вот в их квартире расположился салон красоты. Еще режиссер помнит, как после развода родителей ехал с мамой в Москву на поезде. Ему тоже было около трех лет. И оттого, что состав шел близко к горам, ему казалось, что вся поездка проходила ночью.

В Москве жил он с мамой на Никольской улице, недалеко от Красной площади. А потом его забрал к себе отец, женившийся на другой женщине.

По признанию режиссера, он не любит вспоминать свой 10-летний возраст. Шел 36-й год. Как-то мачеха разбудила его утром и сообщила, что отец уехал в командировку. Отец – заместитель наркома внутренней и внешней торговли СССР - часто уезжал по делам в другие города и республики. Но на этот раз Марлен почувствовал, что что-то случилось.

Мартына Левановича Хуциева расстреляли в 37-м, обвинив в контрреволюционной деятельности. Этот человек был коммунистом еще до революции, и имя сыну придумал сам: на его рабочем столе стояли два бюстика Маркса и Ленина. Вот Мартын Леванович и сложил первые слоги, получилось Марлен. Так в СССР появился первый мальчик с именем Марлен.

Картонный домик

В школу Хуциев пошел в Москве, а оканчивал уже в Тбилиси. Там он и встретил войну. Просился на фронт, но его не взяли по состоянию здоровья. Парень мечтал стать художником, но при поступлении в Академию художеств с треском провалился. Самоучка не смог выдержать конкуренцию с выпускниками художественного техникума.

Шел 44-й год. Марлен жил с мамой, было очень голодно. Пока он ходил на подготовительные курсы при Академии, ему выдавали справку, по которой выписывали карточки на продукты. А после провала на экзаменах справку больше не выписывали и карточки тоже.

И тогда мама по старым связям устроила сына в отдел комбинированных съемок Тбилисской киностудии. Хуциев дорисовывал, вырезал из картона домики для огромного макета нью-йоркского порта в фильме «Робинзон Крузо». Там Марлен узнал о существовании института кинематографии.

И после Дня Победы отправился на поезде в Москву поступать во ВГИК. Добирался очень долго, больше недели. И опоздал. А мама Хуциева, выпускница актерской школы, написала письмо своему однокурснику. Парень его нашел. Им оказался Михаил Константинович Калатозов («Летят журавли»). И он разрешил Марлену сдавать экзамены, несмотря на опоздание.

Съемки кинофильма «Июльский дождь»
Съемки кинофильма «Июльский дождь». Режиссер фильма Марлен Хуциев – слева. Фото: Валентин Мастюков/ИТАР-ТАСС

Хрущевская оттепель

В 1952 году Марлен Хуциев получил диплом ВГИКа и устроился вторым помощником режиссера. Параллельно начал писать сценарий для своего первого фильма. Вскоре его позвали режиссером на Одесскую киностудию, которую только восстановили после войны. И Хуциев заявил свой сценарий. Но его посчитали сырым и попросили доработать.

Тогда Марлен пригласил в помощь друга, с которым жил в одной комнате вгиковского общежития и снимал дипломную работу, Феликса Миронера. И у них родилась история о молодых людях, которые днем работают на металлургическом комбинате, а вечером учатся в школе рабочей молодежи. «Весна на Заречной улице» остается до сих пор одной из самых любимых картин у зрителей, как и песни из этого фильма.

Кадр из фильма «Весна на Заречной улице», 1956 год
Кадр из фильма «Весна на Заречной улице», 1956 год

Потом были «Два Федора», «Застава Ильича», «Июльский дождь», «Был месяц май». Сегодня критики сравнивают эти фильмы с работами Антониони и считают их символами оттепели 60-х. При этом сам режиссер часто подчеркивает в своих интервью, что Хрущев не имеет никакого отношения к той «оттепели».

Марлен Хуциев в 1964 году.
Марлен Хуциев в 1964 году. Фото: Александр Коньков/ИТАР-ТАСС

Хуциев начал работать над «Заставой Ильича» в 59-м. Это была история о молодых людях, которые вступают во взрослую жизнь после XX съезда КПСС. Съемки начались 1 мая 1961 года на демонстрации. Одной из самых знаковых сцен в картине считают поэтический вечер в Политехническом институте, на котором выступили Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Римма Казакова, Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Михаил Светлов, Булат Окуджава. 30 декабря 62-го лирическая киноповесть была принята на киностудии. А в марте на встрече руководителей партии и деятелей искусства Никита Хрущев выступил с резкой критикой фильма.

В результате Хуциеву под давлением начальства пришлось не просто переделывать фильм, а переснимать целые сцены. Картина вышла под другим названием «Мне двадцать лет» и только в 1965 году. А после перестройки, в конце 80-х, фильм был восстановлен в авторской версии.

Человек чести

Коллеги Марлена Хуциева называют его человеком чести, добропорядочным и очень совестливым. Может быть, поэтому он снял не так много фильмов, но зато каждый из них вошел в историю отечественного кинематографа. Кроме того, Марлен Мартынович воспитал не одно поколение режиссеров, сначала как руководитель мастерской во ВГИКе, а затем как заведующий кафедрой.

Хуциев никогда не говорил за чьей-то спиной и всегда делал то, что считает нужным. Так, в 1966-м он стал одним из 25 человек, подписавшим письмо Брежневу против реабилитации Сталина. Это письмо было одним из первых политических обращений. Ученые, режиссеры, писатели, художники высказали свою озабоченность тем, что на следующем XXIII съезде КПСС планировали пересмотреть некоторые решения XX съезда об осуждении культа личности Сталина. И так называемое «письмо двадцати пяти» повлияло на то, что пересмотра решений не случилось.

Марлен Хуциев в 2016 году
Марлен Хуциев в 2016 году на «Пионерских чтениях». Фото: Борис Кудрявов

По признанию Марлена Мартыновича, он никогда не шел на компромисс. Наверное, из-за этого оказался в центре очень неприятного скандала в 2008-м, когда в декабре на очередном съезде Союза кинематографистов председателем был выбран он, сместив Никиту Михалкова.

Никита Сергеевич председательствовал с 1997 года, а с 2005-го был в творческом отпуске. К тому моменту к нему накопилось много претензий и вопросов. Его пытались переизбрать еще в 2004-м, но не смогли. И вот большинством голосом в конце 2008 года проголосовали за Хуциева. Однако Никита Михалков через суд поставил под сомнение легитимность съезда из-за нарушений порядка его созыва. Пресненский суд признал седьмой съезд кинематографистов нелегитимным, а значит, и выборы председателя недействительными.

Потом были еще суды. Союз кинематографистов разбился на два лагеря, было потрачено много времени и, главное, нервов. Стоит добавить, что до сих пор Никита Сергеевич является председателем этой организации. А Марлен Мартынович почти 10 лет снимал свой фильм «Невечерняя» из-за отсутствия финансирования.





*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


Бросила кино и работала в больнице: как сложилась судьба учительницы из «Весны на Заречной улице»
Россию сотрясла череда похорон знаменитых людей