Сергей Баталов: фамилию никогда не опозорю!

Олег Табаков сильно пожалел, что выгонял своего ученика из профессии

Олег Табаков сильно пожалел, что выгонял своего ученика из профессии

Кинокритики сходятся во мнении, что Сергей БАТАЛОВ - разносторонний и тончайший актер, способный сыграть хоть в комедии, хоть в драме. Кажется, секрет его успеха прост - профессионализм, помноженный на порядочность и доброту. Но накануне 60-летнего юбилея заслуженного артиста России захотелось узнать о нем побольше. И мы пригласили его на интервью.

- Сергей, прежде чем стать артистом, вы окончили авиационный техникум в Омске.  С детства мечтали о небе?

- Ну да, поступая туда, рассчитывал полетать. А на деле оказалось, что мы учимся проектировать самолеты. Там же, в техникуме, увлекся занятиями в театральной студии. Однажды получил грамоту «За лучшее исполнение роли». Зернышко попало в нужную почву. Так что, получив диплом, отправился в Москву, где прошел конкурс в ГИТИС. Олег Табаков взял меня к себе на курс. Ему даже пришлось ходатайствовать, чтобы мне в виде исключения разрешили не отрабатывать на заводе положенные несколько лет после окончания техникума.

Правда, спустя год Олег Павлович отчислил меня в числе девяти студентов. Это был первый педагогический опыт мастера, вот и погорячился. Спасибо Владимиру Андрееву, который сразу же предложил перейти в его мастерскую. Позже Табаков пожалел о своем решении и признал: «Да, я совершил ошибку, что отчислил Баталова». В общем, я практически на двух курсах сразу учился, хотя диплом все же у Андреева получал.

- Моя семья - моя опора, - не устает повторять артист

- Моя семья - моя опора, - не устает повторять артист

- В «Табакерку» вас приглашали?

- Я встретил своего театрального режиссера Сергея Женовача и 12 лет проработал под его началом. А Табаков позже меня звал и в «Табакерку», и во МХАТ, но из-за большой востребованности в кино я отказывался - Олега Павловича подводить нельзя. Мы и снимались с ним вместе в картинах «Ширли-мырли» и «Богатство». Кино такое дело: бывает и сценарий, и режиссер, и атмосфера на съемках отличные, а результат - не очень. А бывает наоборот: не ждешь ничего, все ругаются на площадке, и вдруг получается отличный фильм. Про «Облако-рай», например, я не думал, что выйдет шедевр. Но тем не менее это так.

С Ириной РОЗАНОВОЙ в ленте «Облако-рай»

С Ириной РОЗАНОВОЙ в ленте «Облако-рай»

- Считаете его лучшим в своей фильмографии?

- Пожалуй. На мою роль и Гармаш, и Машков пробовались. Володе настолько сценарий понравился, что он уговорил в «Табакерке» поставить по нему спектакль. Впрочем, и в фильме все актеры на своих местах оказались. Равно, как и в его продолжении, которое называется «Коля - перекати поле». Нам с Ирой Розановой, с который мы сыграли супругов, ведь по премии «Ника» за эту работу дали. А мы поначалу и на вручение идти не собирались. Думали, ничего не светит.

- В этих лентах с вами снимался Лев Борисов. Говорят, он был очень непростым человеком?

- Это так. Льву с ролями не так, как его старшему брату, везло. Вот он и находился в тени Олега. Характер в результате сформировался ершистый, многие партнеры не могли с ним общаться, в сторону отходили. Я и с Ниной Руслановой снимался, потрясающей женщиной и актрисой. Хотя многие предупреждали, что характер у нее ужасный и конфликтный из-за того, что выросла в детском доме. Но на деле оказалось - ничего подобного! Отлично мы общались. Жаль, что сейчас после болезни она практически не снимается.

С Игорем УГОЛЬНИКОВЫМ в «Ширли-мырли»

С Игорем УГОЛЬНИКОВЫМ в «Ширли-мырли»

 

Казацкая посадка

- В молодости вы не думали сменить фамилию? Для зрителей же Баталов в первую очередь ассоциируется с именем Алексей.

-Никогда не думал. Хотя меня, особенно во время учебы в вузе, часто спрашивали: не родственник ли того самого Баталова? Однажды не сдержался, когда уже в сотый раз поинтересовались, и ответил: «Да, я родственник». - «Серега, хватит врать! Ты на себя-то посмотри!» Впрочем, фамилию свою я никогда не опозорил. Помню, в конце 90-х в честь Алексея Владимировича собирались назвать кинотеатр, ведь был «Эльдар» у Рязанова, «Ролан» у Быкова. Предполагалось, что фотографии всех известных Баталовых - Владимира, Николая, Алексея, ну и моя, в том числе, висели бы в фойе. По этому поводу созвали большую пресс-конференцию. И вот на ней я с Алексеем Владимировичем единственный раз и встретился. Обнялись, и мой великий однофамилец сказал: «Сергей, я слежу за тобой»… Жаль, что идея с кинотеатром так и не была воплощена в жизнь. А все из-за дефолта 1998 года.

- Расскажите о своей семье.

- Мы с моей Зоей поженились в 1985 году. Дочке Екатерине скоро будет 31. После окончания экономического вуза она в банке работает. Ну а с супругой меня познакомила актриса Надежда Маркина, моя подруга, с которой в ГИТИСе учился (правда, на разных курсах, но общежитие нас соединило). Надя в свое время работала в Театре на Таганке и подружилась с Зоей, которая всю жизнь работает там реквизитором. Маркина была свидетелем на нашей свадьбе. Все прошло очень скромно, ведь я тогда был бедным артистом. Но потом сам заработал на съемках на небольшую кооперативную квартирку. Сейчас же строим загородный дом в Подмосковье, рядом с Новым Иерусалимом. Давно мечтал там жить, несмотря на все трудности с проездом. За руль после тяжелой аварии на съемках больше не сажусь. Психологически не могу себя пересилить. Но сейчас дочка прекрасно водит, а если что, можно и на такси доехать.

С Андреем ПАНИНЫМ в «Журове»

С Андреем ПАНИНЫМ в «Журове»

- А путешествовать любите?

- Особенно Италию обожаю. Наверное, потому что на первые гастроли в 1988 году именно туда съездил. Мы с Ирой Розановой тогда мечтали о кожаных куртках и, отколовшись от группы, побежали в магазин. Из-за этого даже опоздали на экскурсию в Галерею Уффици. Режиссер Женовач нас за это страшно ругал. Мол, как вы могли променять шмотье на такой музей! Только спустя четверть века я туда попал. Очередь дикая была, но ко мне подошли предприимчивые русские и предложили билет за двойную цену. Согласился, а когда осматривал экспозицию, отправил кучу восторженных SMS Розановой и Женовачу. Я и 60-летие хочу в Италии отметить. Когда снимался в картине «Чао, Федерико», очень проникся атмосферой Тосканы. Были бы живы мои родители, обязательно их с собой бы взял. А так отправимся с женой и дочкой.

- А еще от каких стран у вас остались приятные воспоминания?

- От Сирии. Когда там работал, объездил вдоль и поперек. Больно наблюдать, что сейчас с этой великой страной происходит. Часто вспоминаю, как скакал по Сирии на лошади во время съемок. Мне на тот момент 45 лет уже было, а я до этого никогда не сидел в седле. Ну и честно признался в этом режиссеру. Но это не очень помогло. Мы ж актеры, как солдаты, - надо так надо. Страх, конечно, был. Но когда услышал команду Алексея Серебрякова, который играл командира: «Сотня, рысью за мной!», вцепился со всей силы в свою бедную кобылку, буквально лег на нее, несущуюся. И, представляете, не упал, удержался. Режиссер потом смеялся: «Ты шикарно скачешь! У тебя казацкая посадка «сопля».

- Слышала у вас необычное увлечение?

- Да, собираю... жаб. А началось все лет десять назад. Я тогда снимался с Мариной Яковлевой в Рязани, и мы вместе возвращались на машине домой. У дороги увидели, что продают скульптуры для сада, одну из которых Марина решила купить себе. Пока я курил в ожидании, ко мне подошла женщина. «Боже мой, - говорит, - вы мой любимый артист». И достает огромную скульптурную композицию в виде жабы, килограммов на семь, и дарит мне. Потом в Италии купил на базаре потрясающую старинную жабу-пепельницу из цветного стекла. Ну и с тех пор пошло-поехало.