Игра на чужом поле: какая тайна связывала Вию Артмане с Россией

Вия Артмане
Вия Артмане в спектакле «Елизавета Английская», 1981 год / Источник: Юрий Иконников/ИТАР-ТАСС
Она часто играла королев и, как многие из них, под конец жизни оказалась в изгнании

Ее красота и талант были неоспоримы. Перед ней преклонялись мужчины. Женщины ей завидовали и копировали ее стиль. Когда она появлялась на экране, латыши гордо говорили: «Смотрите, это наша!» Но из-за ее любви к России всенародное признание однажды сменилось презрением и гонениями.

Пастушка

Десять лет назад  11 октября умерла королева советского кинематографа Вия Фрицевна Артмане. Королевой она стала не сразу. Родившаяся в семье батраков на маленьком латвийском хуторе и рано потерявшая отца девочка Алида (позже она возьмет имя Вия) с десяти своих лет уже бегала с хлыстом, собирая в кучу стадо.

Училась в рижской школе, а когда закончилась война, то поступила в актерскую студию Художественного театра (сейчас театр «Дайлес») в Риге, окончив ее в 1949 году. Этому театру актриса оставалась верна почти 50 лет.

Друг, муж или тиран?

О подробностях личной жизни всегда блистательной Артмане ничего не было известно. А между тем, по рассказам ее детей, дома было не все ладно. Муж Вии актер Артур Димитерс был буен во хмелю, Вия часто плакала, но находила в себе силы не разрушать семью.

Сын Каспар в интервью говорил, что благодарен матери за долготерпение и за то, что у него не было другого отца или другой мамы. Артур был харизматичен, красив, востребован как актер, весел и мил на публике. Дома же бывал груб, сыну иногда приходилось вставать на защиту матери. Артур любил вино, женщин, карты.

Но как бы ни было дома плохо, с Вией они представляли на театральных подмостках прекрасный дуэт. В пьесе «Елизавета Английская» они играли вместе до самой его смерти в 1986 году.

Артурс Димитерс в роли фон Рекке. Кадр из фильма «За лебединой стаей облаков», 1956 год
Артурс Димитерс в роли фон Рекке. Кадр из фильма «За лебединой стаей облаков», 1956 год

Брак по… шантажу

Сама Вия называла это замужество самой большой ошибкой в своей жизни. В последних своих интервью она рассказывала, что ей пришлось выбирать: либо оставаться свободной, счастливой, но потерять сцену, либо потерять любовь и остаться в театре.

Актриса любила молодого скульптора, и семейная жизнь Вии, возможно, была бы совершенно другой, но Артур Димитерс, положивший на нее глаз, позвал замуж и пригрозил: он приложит все усилия, чтобы ей была закрыта дорога на сцену в случае ее отказа. Она долго думала и все-таки выбрала карьеру, о чем потом всю жизнь жалела.

Вия Артмане считала замужество своей ошибкой. Фото: Валентин Мастюков/ИТАР-ТАСС
Вия Артмане считала замужество своей ошибкой. Фото: Валентин Мастюков/ИТАР-ТАСС

Вия и Артур прожили в браке 27 лет. И что бы ни происходило за закрытыми дверями в семье, Вия очень переживала смерть мужа в 1986 году. В день похорон Артура в театре давали «Елизавету Английскую», и Вия не отказалась выходить на сцену: она играла с другим партнером в тот день в память о муже, прощаясь с ним.

Запретная любовь

Когда в 1963 на экраны вышел фильм «Родная кровь», молва немедленно поженила Вию и Евгения Матвеева, который играл возлюбленного главной героини. Вия мало рассказывала о том, что их связывало, но, по ее словам, чувства все-таки были, причем нешуточные.

После съемок фильма судьба надолго развела их. Даже когда спустя много лет им довелось вместе сниматься в картине «Емельян Пугачев», за все время работы над фильмом им не удалось встретиться на съемочной площадке – разные графики и огромная занятость.

Евгений Матвеев и Вия Артмане в фильме «Родная кровь», 1963 год
Евгений Матвеев и Вия Артмане в фильме «Родная кровь», 1963 год

Очень давно сплетничали, что отцом Кристианы, дочери Вии, был Евгений Семенович. О том же много позже говорил в интервью и сын Каспарс. Он рассказывал, что мама сама призналась его жене в этом много лет назад.

В последний раз Вия с Евгением увиделись в 2002 году в Доме актера, где проходил вечер в честь Артмане. Тогда Евгений рассказал Вии, что тяжело болен и что дни его сочтены. В 2003-м актера не стало.

Вера как путеводитель

В том же году Вия Артмане пришла к православию, получив при крещении имя Елизавета. Первым в православие обратился Каспарс. Говорили, что это решение практически вернуло его к жизни.

Каспарс – признанный латышский бард, а у музыкантов много соблазнов. Поговаривали, что не обошли они стороной и Каспарса. После обращения в веру он помогал наркоманам выйти из зависимости, зная, насколько это тяжело. Потом восстанавливал православные храмы, уехав вместе с семьей за 80 километров от столицы.

Политика и короли

Во времена Советского Союза Вия Артмане была «лицом» Латвии в правящих кругах. К ней прислушивались на съездах КПСС, она представляла интересы Латвийской республики и СССР на международной арене. К этому своему роду деятельности актриса относилась со всей ответственностью.

За время своей политической деятельности она помогла немалому количеству своих земляков, борясь в ЦК КПСС за улучшения в целых отраслях латвийского хозяйства. При этом она не забывала и об отдельных людях, помогая получать квартиры, решая какие-то другие вопросы на уровне местных властей. Знаменитой актрисе шли навстречу, помогали, продвигали ее просьбы, подписывали нужные документы.

Спектакль «Приглашение в замок», 1972 год. Фото: Борис Клипиницер/ИТАР-ТАСС
Спектакль «Приглашение в замок», 1972 год. Фото: Борис Клипиницер/ИТАР-ТАСС

Вия Фрицевна никогда не пользовалась своим положением ради своей выгоды. Поэтому, когда после распада СССР Латвия стала отдельным государством и в нее пришли перемены, актриса оказалась практически у разбитого корыта.

Месть за популярность

Однажды в 1994 году в ее двери постучал незнакомец, представился как приемный сын жены бывшего владельца квартиры. Он заявил, что семья Артмане должна освободить жилплощадь в течение нескольких дней. Вия знала о том, что в действие вступил закон о реституции, по которому недвижимость передавалась тем, кто владел ею до 1940 года.

Она понимала, что переезжать придется, но надеялась, что ей помогут те самые люди, которым она в свое время помогала. Тем более что бывшим владельцам квартиры государство могло предложить другие варианты компенсации. Родные Вии были уверены, что появившийся «хозяин» – липовый и что история с его появлением темная, с криминалом и подложными документами. Артмане бросилась искать правды по высоким кабинетам.

Это был первый раз, когда Вия попросила за себя. Ей отказали в достаточно грубой форме, указав на то, что ей теперь по-другому придется разговаривать, потому что это новый горсовет свободной Латвии. Поняв, что ничего не добьется, актриса перестала бороться, хоть и надеялась, что ей, народной артистке Латвии и СССР, дадут хоть какое-то жилье взамен. Надежды не оправдались, и свою жизнь знаменитая актриса доживала на даче своей дочери в 40 километрах от Риги.

Художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин говорил, что все эти действия против Вии были не завистью, а отмщением за то, что она представляла на международной арене огромную страну, которая стала для новой Латвии врагом номер один.

В фильме Валерия Тодоровского «Катафалк» Вия Артмане сыграла женщину, которая со временем потеряла все, что у нее было в жизни: и власть, и красоту, и деньги. Эта роль стала пророческой для Вии Фрицевны. Скоро это случилось и с ней. Два инсульта подряд, инфаркт, рак… К концу жизни о ней почти забыли, а она до конца своих дней мечтала еще хотя бы раз выйти к публике.

И только в России думали и помнили о ней с благодарностью. Уже борясь с тяжелыми болезнями, она сумела сыграть две последние кинороли в фильмах «Каменская. Игра на «чужом поле» (2000 г.) и Екатерину II в фильме «Золотой век», попрощавшись со зрителями по-королевски.

Вия Артмане ровно за год до смерти. Фото: Юрий Белинский/ИТАР-ТАСС
Вия Артмане ровно за год до смерти. Фото: Юрий Белинский/ИТАР-ТАСС

Зато в театре, которому Вия Артмане посвятила около полувека, нет ни одной ее фотографии.






Мы с тобой одной стаи. Домашние животные спасают хозяев ради своего же спокойствия
Эффект спасателя. Обыкновенные герои 2023 года: те, кто не прошел мимо чужой беды