Летящая по волнам «морская ведьма» Великобритании: история легендарного клипера «Катти Сарк»

Английский парусник «Катти Сарк» (Cutty Sark) — это грузовой корабль конца XIX века, прославившийся своей быстротой
(Так выглядел чайный клипер конца XIX века. Картина Антонио Якобсена «Клипер «Принц Альберт». Источник - Wikimedia.org)
(Так выглядел чайный клипер конца XIX века. Картина Антонио Якобсена «Клипер «Принц Альберт»)
(Так выглядел чайный клипер конца XIX века. Картина Антонио Якобсена «Клипер «Принц Альберт». Источник - Wikimedia.org) (Так выглядел чайный клипер конца XIX века. Картина Антонио Якобсена «Клипер «Принц Альберт». Источник - Wikimedia.org)

Сейчас он — на «заслуженном отдыхе»: его сделали музейным экспонатом, напоминающим о славной истории парусного флота. «Катти Сарк» считается символом Британии — мощной морской державы.

Быстроходный чайный клипер

Клиперами стали называть суда с острыми обводами, оснащенные большой площадью парусов: эти характеристики позволяли им двигаться быстрее остальных кораблей.

«Катти Сарк» был спущен на воду одновременно с открытием Суэцкого канала — в 1869 году. Задачей парусника была стремительная доставка чая из Китая в Англию в обход Африки, причем важно было сделать это максимально быстро: такой нежный товар, как чай, впитывал в себя посторонние запахи, что автоматически снижало его стоимость.

Такие клиперы часто принимали участие в особых Чайных гонках: желающие делали ставки на тот или иной парусник, и «Катти Сарк» нередко оказывался в числе лидеров.

Хотели назвать «Морской ведьмой»

(Носовая фигура парусника — Нэнни Короткая Рубашка с конским хвостом в руке. Источник - Wikimedia.org)
(Носовая фигура парусника — Нэнни Короткая Рубашка с конским хвостом в руке)

Кстати, о названии, довольно нетипичном для того времени, когда кораблям давали звучные и пафосные имена вроде «Повелителя морей» или «Утренней звезды».

Катти Сарк — прозвище молодой ведьмы Нэнни, героини баллады Роберта Бернса «Тэм О’Шентер». По сюжету, подвыпивший Тэм стал свидетелем ведьминского шабаша, на котором в коротенькой рубашке (по-английски «катти сарк» и означает «короткая рубашка») отплясывала его односельчанка Нэнни. Увидев, что за ней подсматривают, ведьма бросилась в погоню, и уже почти догнала отчаянного пьяницу, но смогла только вырвать клок волос из хвоста его кобылы. С этим клоком конских волос ведьма и изображена на носовой фигуре корабля.

Это название решил дать кораблю судовладелец Джон Уиллис. Ему необходимо было судно, стремительно скачущее по волнам и не боящееся никакого шторма, так что он подумывал назвать клипер «Морская чертовка» или «Юная ведьма». Но это противоречило бы суеверным морским традициям, ни один моряк не пошел бы служить на судно с таким бесовским именем. Тогда Уиллис придумал компромисс — «Короткая рубашка» и ведьма в качестве носовой фигуры.

Героические капитаны «морской ведьмы»

Конечно, самое важное в любом судне — это даже не его ходовые качества, а люди: те, которые им управляют. Разные личности сменяли друг друга на посту капитана «Катти Сарк».

В 1872 году, во время очередных Чайных гонок, «Катти Сарк» стала знаменитостью. Главным конкурентом в тот раз был клипер «Фермопилы». Оба корабля шли буквально «ноздря в ноздрю», но тут разразился шторм. «Фермопилы» успели проскочить опасный участок, а «Катти Сарк» лишилась руля. Капитан Моуди принял решение не сходить с дистанции, чтобы встать на ремонт, а бросить якорь и ремонтироваться в открытом море.

Прямо на палубе соорудили походную кузницу, в которой выковали необходимые детали. Мастера работали без отдыха 8 дней, — ведь любой момент мог стать последним для моряков и корабля. В какой-то момент раскаленный горн опрокинулся на гуляющей палубе, кузнец чуть не погиб, в последний момент уклонившись от удара раскаленного железного бруса.

Однако экипаж не сдавался, и через 8 дней парусник продолжил свой путь. От «Фермопил» в итоге клипер отстал всего на неделю. Этот случай сделал «Катти Сарк» настоящей знаменитостью, а его экипаж — примером мужества и стойкости моряков.

После капитана Моуди парусником поочередно управляли еще несколько капитанов, пока наконец на эту должность не был принят Ричард Вудгет. Во время жестокого шторма, когда все остальные капитаны поспешили убрать паруса, чтобы не переломило мачты, Вудгет хладнокровно приказал ставить дополнительные паруса и добавить к ним собственные носовые платки.

Это было на самом деле — матросы старательно растягивали простыни и одеяла, обрывки парусины, словом, каждую тряпку. Тогда парусник достиг берегов Англии не за 122 дня, как в гонках с «Фермопилами», и не за 90 дней, как обычно, а всего за 77, установив рекорд.

Конец парусного флота

(Сквозь стеклянную капсулу можно увидеть корабль целиком - «Катти Сарк» в качестве музейного экспоната. Источник - Wikimedia.org)
(Сквозь стеклянную капсулу можно увидеть корабль целиком - «Катти Сарк» в качестве музейного экспоната)

Безжалостное время вытесняло с флота парусные корабли — их заменяли более быстроходными и надежными пароходами. «Катти Сарк» уже не нужно было торопиться, перевозя чай, — производители начали выпускать купированные сорта чая, которые сохраняли свой аромат надолго. Спешить стало некуда. Тем более, что обогнать пароходы было все равно невозможно...

В 1895 году Уиллис продал своего любимца — клипер «Катти Сарк» — одной из португальских компаний. На долю парусника выпадали не только успехи, но и крушения. В конце концов старенькая «Катти Сарк» стала учебным судном.

А в 1954 году легендарный парусник превратился в музейный экспонат, приобретя высокого покровителя в лице герцога Эдинбургского.

Испытание пламенем

(«Катти Сарк» в сухом доке в Гринвиче — музей открыт для посетителей. Источник - Wikimedia.org)
(«Катти Сарк» в сухом доке в Гринвиче — музей открыт для посетителей)

21 мая 2007 года уборщики забыли выключить пылесос, закончив уборку на «Катти Сарке». Результатом стал жестокий пожар, уничтоживший 75% деревянной обшивки корабля.

Восстановление длилось долго, но все же спустя 5 лет судно вновь было открыто для посещений — его отремонтировали.

Ведьма и виски

У «Катти Сарк» по-настоящему богатая история. Это единственный чайный клипер, который сохранился до наших дней. Интересно, что свое название парусник подарил одному из сортов виски — напиток тоже называется «Cutty Sark». Дело в том, что легендарный клипер спустили на воду всего в нескольких милях от фабрики, на которой производится виски, так что они земляки. Можно предположить, что употребление виски с таким романтическим названием склоняет к особой храбрости и зовет на подвиги...

Вам может быть интересно: