Греховные удовольствия Бернардо Бертолуччи

На 78-м году жизни в своей квартире в Риме от рака скончался последний классик итальянского кино - режиссёр Бернардо Бертолуччи. Коммунист, фрейдист, буддист
С первой женой актрисой Адрианой Асти («Калигула», «Зорро»)
С первой женой актрисой Адрианой Асти («Калигула», «Зорро»). Фото: globallookpress.com
С первой женой актрисой Адрианой Асти («Калигула», «Зорро») С первой женой актрисой Адрианой Асти («Калигула», «Зорро»)

Своим учителем в кино Бертолуччи называл великого Пьера Паоло Пазолини («Сало, или 120 дней Содома»). Когда режиссер пришел к его отцу в гости, Бернардо, тогда мальчик, принял мэтра за вора.

Дебютный полнометражный фильм «Костлявая кума» (1962) он снял в 21 год. Картина рассказывала об убийстве пожилой проститутки. На первом в жизни интервью Бернардо неожиданно попросил задавать ему вопросы по-французски. «Я был безумно влюблен в новую волну, в Годара», - объяснил начинающий режиссер. Итальянские комедии он считал последней стадией деградации неореализма.

Фильмы Серджо Леоне («Хороший, плохой, злой») в жанре «спагетти вестерн» Бертолуччи считал смесью утонченности и вульгарности. «Мне нравится, как ты снимаешь лошадиные задницы», - похвалил он коллегу.

В 1969 году Бернардо вступил в компартию Италии. Себя он называл фрейдистом-марксистом.

В «Конформисте» (1970) режиссер при анализе психологии итальянского фашизма использовал фрейдизм и говорил, что «фильмы для него - способ убить отца».

После просмотра картины Жан-Люк Годар, бывший кумиром Бертолуччи, подарил ему портрет Мао Цзедуна с призывом бороться с индивидуализмом и капитализмом. Бернардо был разочарован.

Стефания Сандрелли, сыгравшая в четырех картинах мастера, вспоминала: «Когда я смотрела «Конформист», я узнала эпизод, который мы с партнером делали не на камеру. Просто мы продолжали говорить и работать в кадре, когда сюжетный ход был завершен. Бернардо нас не остановил. Эта импровизация полностью вошла в фильм».

На экранах СССР «Конформист» демонстрировался в «кастрированном» виде – вырезали 32 минуты: титры в начале на фоне обнаженного тела, сцену соблазнения главного героя в детстве шофером-педофилом и любовный эпизод персонажа Жана-Луи Трентиньяна с женой в купе поезда. К тому же картину показывали в черно-белом варианте - в стране не хватало цветной пленки для копирования. Да еще и перемонтировали в хронологическом порядке.

«Последнее танго в Париже» (1972) - трагическая история о крахе надежды найти любовь, некоммуникабельности, разрыве поколений. В фильме режиссер дал волю своим эротическим фантазиям, за что и поплатился: картина была запрещена в Италии, Испании, Португалии, Новой Зеландии, Сингапуре. Южной Корее и других странах, автора приговорили к четырем месяцам тюрьмы условно и на пять лет лишили гражданства. Зато в США «…танго» стало самым кассовым фильмом года и было номинировано на два «Оскара».

Особый скандал вызвала сцена, в которой пожилой герой Марлона Брандо для грубого проникновения в юную девушку воспользовался маслом. Мария Шнайдер уверяла, что откровенный эпизод не был с ней согласован. «Я чувствовала, что Марлон и Бертолуччи изнасиловали меня», - жаловалась актриса. И говорила, мол, с тех пор масло долго не могла есть.

В интервью 2013 года Бернардо признавался, что Мария и правда была не в курсе: «Я хотел, чтобы она реагировала, как женщина, а не как актриса. Хотел, чтобы она почувствовала себя униженной».

В 2016-м режиссер запел уже иные песни: «На площадке она выглядела довольной. Не верьте, что пишут в соцсетях. Сцена с маслом была чистой симуляцией». Он говорит, что перед съемками предупредил Марию об изменении сценария. Продолжить полемику с режиссером Шнайдер не может - спившаяся актриса в 2011 году умерла.

«Мне это нравится, но вместо девушки я бы, наверное, выбрал юношу», - отозвался о «… танго» маститый Ингмар Бергман.

От одной из двух главных ролей в эпосе «ХХ век» (1976) отказались около 20 актеров Голливуда - не устраивал эпизод, в котором их персонажа держит за голый член проститутка. Согласился Роберт Де Ниро. (Одновременно в такой же роли здесь снялся Жерар Депардье.)

К Бертолуччи наконец пришло настоящее признание: биографическая драма «Последний император» (1987) получила девять номинаций на «Оскар» и удостоилась двух статуэток.

Со второй женой режиссером Клер Пиплоу
Со второй женой режиссёром Клер Пиплоу

В конце 80-х Бернардо увлекся буддизмом. В 1993 году он первым из кинематографистов снял фильм в Бутане - «Маленький Будда» с Киану Ривзом. На предварительном показе присутствовал единственный зритель - Далай-лама.

В эротическую мелодраму «Мечтатели» (2003) о студенческих волнениях, показанных через призму сексуальной революции, Бернардо хотел пригласить Лео ДиКаприо и Джейка Джилленхола. Но первый оказался занят в «Авиаторе», а второй испугался откровенных сцен. Зато зрители в сценах «лямур де труа» увидели голую Еву Грин.

В 2007 году режиссер отказался от почетного «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля. Тогда для Бертолуччи к 75-летию этого форума придумали специального «Золотого льва», которого он принял.

В автобиографической книге мастера «Мое прекрасное наваждение» есть глава «Греховные удовольствия». Зная творчество режиссера, я с жадностью набросилась на нее. Увы, серьезный текст оказался полностью посвящен анализу кинопроцесса.

На недавнем кинофестивале в Бари режиссер покритиковал Ридли Скотта, который после обвинения Кевина Спейси в харрасменте заменил того в фильме «Все деньги мира» Кристофером Пламмером: «Тебе должно быть стыдно, что ты поддался давлению». Сам Бертолуччи давлению не поддавался никогда…

Вам может быть интересно: