За что автор «Старика Хоттабыча» невзлюбил Вольку
Когда наши мамы и папы, бабушки и дедушки узнали о добром джинне Гассане Абдуррахмане ибн Хаттабе - старике Хоттабыче? Кто-то вспомнит замечательный фильм 1956 года. А кто-то - классическое издание сказки Лазаря Лагина 1955 года. На самом деле бородатый старик прибыл к нам из эпической древности в 1938-м - ровно 80 лет назад. В трех номерах популярного журнала «Пионер» и в газете «Пионерская правда», на которую был подписан каждый советский школьник, появилась светлая сказка с хорошим концом.
Для того, кто придумал Хоттабыча, - писателя Лазаря Лагина, - нынешний год тоже юбилейный: он родился 115 лет назад, 21 ноября 1903 года, в Витебске. Отец будущего писателя гонял плоты по Западной Двине. На скопленные деньги открыл скобяную лавочку в Минске. Мать хлопотала по хозяйству. В семье подрастали пятеро детей, Лазарь был старшим. Родители понимали, что дома парня не удержать - слишком живо было его воображение и пылок характер. После окончания школы 15-летний юноша добровольцем ушел в Красную армию, в 16 вступил в компартию. А в 18 его первые стихи и заметки появились в газетах и журналах. Поэтический дар Лагина оценил Владимир Маяковский. Однако сам Лазарь сдержанно оценивал свои способности к стихосложению и вскоре полностью переключился на прозу.
Завязка истории об освобожденном джинне напоминает «Сказку о рыбаке», рассказанную Шахерезадой в одну из ночей, - в 30-х годах прошлого века вышел академический русский перевод «Тысячи и одной ночи» в восьми томах. Похожий сюжет описан и в романе «Медный кувшин» английского писателя Томаса Энсти Гатри, - он-то и подтолкнул Лагина взяться за перо. К тому времени Лазарь Иосифович был уже членом Союза писателей, замом главреда журнала «Крокодил». Успел поучаствовать в создании комсомольской организации в Белоруссии, поучиться вокалу в консерватории и получить диплом экономиста.
На злобу дня
Литературные критики упрекали писателя: дескать, что за сказочки, где глубина проработки социальной проблематики. В конце 1938-го по обвинению в измене Родине был расстрелян главред «Крокодила» Михаил Кольцов. Судьба самого Лагина тоже висела на волоске, но председатель Союза писателей Александр Фадеев отправил его в командировку на Шпицберген, где он и начал потихоньку «выпускать» своего джинна.
Во время Великой Отечественной войны Лагин работал в политуправлении Черноморского флота и вел юмористический раздел «Рында» в газете «Красный черноморец». В заметках, адресованных гитлеровцам, обещал им «теплый прием»:
- Ванны: а) холодная, б) грязевая (Сивашская).
- Уколы (штыковые).
- Горячие припарки (артиллерийские).
- Свинцовые примочки из первоклассных советских пуль.
- Массаж прикладом.
После войны Лагин снова взялся за Хоттабыча. К тому времени первое издание повести 1940 года стало библиографической редкостью. Еще два переиздания с авторскими правками вышли в 1952 и 1953 годах. Писатель проработал их с учетом политических реалий. В разгар борьбы с космополитизмом в сказке появились выпады против американского империализма. В ответ на похолодания отношений с Китаем иллюзионист Мей Ланьчжи превратился в трюкача Афанасия Сидорелли. А в связи с улучшением отношений с Индией друг главного героя Женя Богорад, спасенный из рабства, рассказывает не о мучениях на чайной плантации в чужой стране, а о добром отношении к себе местной публики.
Эликсир для телят
Лазарь Лагин застолбил место в советской литературе не только Хоттабычем - не менее интересны его произведения в жанре научной фантастики. В романе «Патент АВ» речь идет об эликсире, ускоряющем рост телят и поросят. Нечистоплотные политики хотят использовать чудо-средство для создания армии из шестилетних детей, которых в сжатые сроки «прокачивают» до взрослых солдат.
Герой другого романа - «Голубой человек» - студент-заочник Юра Антошин перемещается из эпохи социализма в 1894 год, где встречает молодого Владимира Ульянова, который только мечтает о создании революционной партии.
К слову, по воспоминаниям близких, писатель с большой неохотой садился за письменный стол. Домашним приходилось даже запирать его в комнате, чтобы он не сбежал.
В семейной жизни Лазарь Иосифович был не очень счастлив. Женился на секретаре редакции журнала «Крокодил» Татьяне. Но семья распалась - благоверная, забрав дочь Наталью, ушла к пресс-атташе югославского посольства. Второй брак Татьяны разрушил арест супруга. Она еще несколько раз выходила замуж, и все это время Лазарь Иосифович продолжать ее любить. В 16 лет дочь Наташа вместе с бабушкой - тещей Лагина - перебралась к нему в «писательский» дом у метро «Аэропорт».
Почти до самой смерти «старик Хоттабыч», как называли Лазаря Иосифовича друзья, проработал в редакции «Крокодила». Он умер в 1979-м в 77 лет. Неоконченной осталась повесть «Филумена-Филимон», которую планирует завершить его дочь, литератор Наталья Лагина.
С кино завязал
Автор не хотел, чтобы «Хоттабыча» экранизировали, и остался крайне недоволен игрой мальчишек-актеров. Считал, что если бы не Николай Волков, фильм вообще никуда не годится.
Исполнителя главной роли режиссер Геннадий Казанский увидел в старой картине, где тот сыграл звездочета Гуссейна-Гуслию. Там было все - чалма, халат, крючковатый нос, седая борода, туфли с загнутыми носами. И образ волшебника сложился.
Снимали в Москве, Ленинграде, Одессе и Сочи восемь месяцев. Придуманные Казанским спецэффекты для своего времени были круче нынешней компьютерной графики Спилберга. Кинематографистам пришлось поломать голову, как заставить ковер-самолет летать, футбольные ворота раздвигаться, а дворцы и караваны появляться из ниоткуда.
Несколько лет назад журналисты «Экспресс газеты» разыскали исполнителя роли Вольки Костылькова. Съемки в фильме Алексей Литвинов запомнил на всю жизнь.
- Звездной болезни у меня не было, - поделился Алексей Александрович. - Во время работы мои темные волосы каждую неделю выжигали пергидролем - делали из меня блондина. А когда оброс, никто меня уже не узнавал.
Юные актеры неплохо зарабатывали. Гонорар Вольки доходил до тысячи рублей в месяц плюс 26 суточных во время командировок - притом что его мама получала 600. Но связывать жизнь с кино Алексей не стал. Выучился на электромеханика, работал на судах, на железной дороге, в метрополитене, на стройке. Выйдя на пенсию, поселился в маленьком домике под Санкт-Петербургом.
Откуда взялся Волька ибн Алеша
Прототипом Вольки Костылькова стал сын всемирно известного скульптора Веры Мухиной, автора «Рабочего и колхозницы», и врача Алексея Замкова, лечившего всю партийную и советскую верхушку новаторским средством на основе мочи беременных женщин - под него даже открыли институт, где выхаживали безнадежно больных, успешны были и эксперименты по омоложению. Это же лекарство помогло встать на ноги их сыну Всеволоду, который в четыре года заболел туберкулезом кости.
Отец прооперировал ребенка дома на кухне, а затем провел для него курс уринотерапии. Мальчик еще передвигался на костылях, когда Лазарь Иосифович заглядывал его проведать. Он развлекал парнишку сказками о джиннах, восточных красавицах и несметных богатствах, шутливо обращаясь к нему «Волька ибн Алеша». Став взрослым, Всеволод Алексеевич Замков окончил физический факультет МГУ и заведовал кафедрой физики в мединституте в Ленинграде.
Слуга царя Соломона
В персидской и арабской мифологии джинны - могущественная нечисть, под стать бесам. Они живут среди людей, однако их никто не видит. По преданию, услышав Коран, многие джинны уверовали в Аллаха и стали верными мусульманами. Повелевает ими правитель Израильского царства Сулейман ибн Дауду, вошедший в историю как царь Соломон.
КСТАТИ
- Ни в фильме, ни в книге Хоттабыч не произносит заклинание «трах-тибидох». Оно появилось в радиоспектакле 1958 года. Зато в книге 1940 года звучит «лехододиликраскало» - начало иудейского Субботнего гимна.
- Лагин - псевдоним, составленный из первых слогов имени - Лазарь и настоящей фамилии писателя - Гинзбург.