Русский след Фриды Кало и Диего Риверы
В Москве открылась экспозиция «Viva lа Vida!», посвященная творчеству живописцев Фриды Кало и Диего Риверы. И есть полное ощущение: если в ближайшее время не посетить Манеж, где представлены картины, потом придется стоять в очереди, как «на Серова». Кстати, по словам организаторов, выставка закроется не 22 февраля, как написано на афишах, а 12 марта.
Кало и Ривера в России не в первый раз. В 2003-м в московской галерее «Дом Нащокина» прошла художественно-литературная выставка удивительной Фриды. Именно тогда многие открыли для себя творчество самобытной мексиканской художницы с неоднозначной репутацией – до сих пор часть искусствоведов вообще не признают у нее никакого таланта, а часть считают ее величайшей художественной фигурой XX века. На той, первой выставке было представлено более 30 картин и около 200 архивных фотографий из музея Кало в Мехико.
В 2016-м 35 полотен Фриды, ее фотографии и костюмы можно было увидеть в петербургском Музее Фаберже.
В этот раз нам покажут более 90 полотен художницы и ее мужа Диего Риверы. Это работы из собрания Музея Долорес Ольмедо-Патино (Мехико), галереи «Арвил» (Мексика, США), частных собраний Европы и Латинской Америки, в том числе коллекции внука Диего Риверы Хуана Коронеля Риверы, а также не экспонировавшиеся произведения из Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Самая яркая супружеская пара из Латинской Америки была связана с Советской Россией и творческими узами, и благодаря сложным и витиеватым отношениям с гражданами и гражданками. Член компартии Мексики Диего Ривера дважды побывал в СССР. Первый раз он приехал сюда в 1927-м на празднование десятилетия Октябрьской революции. Присутствовал на парадах, сделал множество зарисовок и эскизов, которые хотел использовать в работе над монументальным полотном для революционной России. Многие акварели Риверы выкупила потом Эбби Рокфеллер — они должны были послужить материалом для фрески, изображающей сцены из советской жизни, при росписи здания Радио-Сити (ныне Рокфеллер-Центр) в Нью-Йорке. На панно были изображены Ленин, Троцкий, Энгельс и Маркс с красным знаменем и надписью: «Пролетарии всех стран, объединяйтесь в IV Интернационале!». Правда, в 1933 году Нельсон Рокфеллер уничтожил эту фреску. От греха подальше.
В Москве Ривера читал лекции о современном искусстве и даже приступил к созданию монументального полотна в Клубе Красной Армии. Однако понимания с заказчиком не достичь не удалось — рабочие и крестьяне в представлении мексиканца выглядели недостаточно эпично. Живописцу предстояло еще написать грандиозный портрет Иосифа Сталина. Но помощников ему не прислали, денег не дали, к тому же Диего сильно простудился и в середине 1928-го покинул Москву.
Второй раз он побывал в России в 1955-1956-м, за год до смерти, — лечился здесь от онкологического заболевания.
«Русская тема» в биографии Риверы - это и женитьба на художнице Ангелине Беловой, родившей от него сына (ребенок вскоре умер от гриппа), и любовная связь с Марией Воробьевой-Стебельской - художницей и мемуаристкой «Моревной», подарившей Диего дочь Марику и шрам на шее от ножа, которым Моревна в отчаянии полоснула его при расставании.
У Фриды своя «советская» история. Есть написанный в 1954-м «Автопортрет со Сталиным» — отклик на смерть «вождя народов» в 1953-м. Есть гуляющая по Сети фотография, на которой художница с голой грудью и пистолетом в руке позирует рядом с Владимиром Маяковским. Пишут, у них был роман. Правда, точных сведений об этом нет. Во время путешествия в Мексику, где поэт революции встречался с Риверо, тот был женат на другой женщине — «высокой красавице из Гвадалахары» Марин Гуадалупе. В то время Владимир Владимирович вряд ли мог пересечься с никому еще не известной «девушкой с монобровью». Хотя фото, несомненно, эффектное.
А вот отношения Кало с Троцким — доподлинно установленный факт. Скрываясь от преследования советских властей, Лейба Давидович Бронштейн с женой Натальей Седовой остановился в доме Риверы в Мехико. И сразу пленил одержимую марксистскими идеями Фриду. Горячая мексиканка называла нового друга «козликом» за его бородку и с удовольствием включилась в любовную игру. Пока благоверной Троцкого это не надоело — под предлогом, что шашни с гостеприимной хозяйкой наводят тень на идею мировой революции, Наталья увезла загулявшего мужа подальше. Кстати, когда 24 мая 1940 года на того было совершено первое покушение, под подозрение попал Диего Ривера. Он чудом избежал ареста.
Надеюсь не вернуться
Расставшись навсегда с Беловой и Воробьевой-Стебельской, Ривера отбыл из Европы, где довольно долго вращался в культурной среде, на родину. Там началась главная история его жизни — рядом с Фридой Кало. Они были вместе 25 лет — Фрида умерла в 47. О том, что пришлось вытерпеть этой женщине, написаны горы книг и статей. Но если не вспомнить ее биографию, трудно понять смысл некоторых картин, которые мы увидим на выставке.
- Магдалена Кармен Фрида Кало Кальдерон родилась в 1907-м в семье фотографа-эмигранта из Германии и мексиканки с индейскими корнями. Позже она скостила в метрике три года, сделав себя ровесницей Мексиканской революции 1910 года.
- В шесть лет переболела полиомиелитом, после чего получила прозвище «деревянная нога» — одна конечность у нее была тоньше и короче другой. Оставшись на всю жизнь хромоножкой, Фрида гоняла в футбол, боксировала, доказывая, что она не хуже других.
- В 18 лет ее постигла очередная беда: автобус, в котором она ехала, врезался в трамвай. Деревянный корпус смяло, как щепку, а саму девушку нанизало на поручень. Проткнут насквозь живот, вспорото влагалище. «Так я лишилась девственности», — горько напишет Фрида. У нее был в трех местах раздроблен позвоночник, сломаны два ребра, больная нога переломана в одиннадцати местах, пострадали стопы.
- После множества операций, прикованная к постели, она начинает писать — сначала прямо на гипсе, потом на мольберте, который отец установит прямо над ее изголовьем. Вверху закрепили зеркало — теперь главная модель обездвиженной Кало — она сама.
- С трудом оправившись после трагедии, Фрида показывает свои работы известному художнику Диего Мария де ла Консепсьон Хуан Непомусено Эстанислао де ла Ривера и Баррьентос Акоста и Родригесу — таково полное имя Риверы. С ним она немного знакома: тот расписывал стены в школе медицины, где она начала учиться в 15 лет, и уже тогда по уши втрескалась в обаятельного увальня. Диего потрясен юным дарованием.
- Ей — 23, ему — 42, они женятся. Фрида мечтала о детях, но последствия аварии не давали шанса на материнство. Три выкидыша выплеснулись мазками боли на полотна. На картине «Больница Генри Форда» голая женщина лежит на кровати в луже крови, связанная пуповиной с погибшим младенцем.
- С самого начала брака Диего не обещал хранить верность молодой супруге. Переспал даже с ее младшей сестрой Кристиной, позировавшей ему. Фрида пишет картину «Несколько царапин» — ее боль созвучна нашумевшей в то время истории отца, зарезавшего ребенка и пытавшегося оправдать себя тем, что нанес «всего несколько царапин».
- В отместку Кало крутит романы и с мужчинами, и с женщинами. Ривера требует развода и получает его. Правда, всего через год они поженятся снова. Фрида ставит условия: никакого секса, никакой ревности, бюджет раздельный. Диего так рад воссоединению, что соглашается на все.
- В 1940-х художница много выставляется, но ее силы на исходе. На правой ноге развивается гангрена, и ее ампутируют. На последний в жизни вернисаж Фриду доставляют на носилках и помещают на водруженную посреди зала кровать. Незадолго до смерти, практически парализованная, она скажет: «С радостью жду ухода. И надеюсь никогда больше не вернуться». 13 июля 1954 года Фрида Кало умерла во сне от воспаления легких. Диего Ривера, женившись вскоре еще раз, пережил ее на три года.