Глава РТС Станислав Попов — о чемпионате по латиноамериканским танцам и вальсе перед Брежневым

Станислав Попов. Фото: Иван Иванович
13 апреля Кремлевский дворец и Российский танцевальный союз в девятый раз принимают чемпионат Европы по латиноамериканским танцам среди профессионалов. О громком событии — из первых уст. Чем удивит зрителя соревнование, кому сулят первые места и при чем здесь брейк-данс, «Экспресс газете» рассказал президент РТС, легендарный советский и российский танцор Станислав Григорьевич Попов.

— Станислав Григорьевич, чемпионат Европы по латиноамериканским танцам проводится в России уже девятый раз. Становится ли со временем проще организовывать такое масштабное событие? Или требования с каждым годом растут?

— Проще не становится, очень много организационных моментов, вопросов, которые нужно предусмотреть. Перед нами стоит ясная задача, но, знаете, есть такая поговорка: «Дьявол кроется в деталях» — всегда возникают неожиданности. Конкуренция между государствами за шанс провести у себя чемпионат растет, но именно мы неоднократно выигрывали почетное право. Многие страны считают, что чемпионаты, которые мы проводим, наиболее красивые и яркие. И сама площадка Кремлевского дворца — важный фактор для популяризации танцевального спорта.

— Чем этот чемпионат будет отличаться от соревнований 2017 года, которые тоже проходили в Москве?

— На чемпионате 2017 года мы надеялись, что выиграют ребята из России, как было в 2016-м. Но в острой конкуренции они уступили паре, представляющей Молдову, Дорину Фрикатану и Марине Сергеевой. Теперь наши пары будут стремиться к победе на этом турнире.

Сейчас в рамках чемпионата мы проводим Кубок Кремля по европейской программе для любителей. «Любители» — достаточно условное название, поскольку участвуют танцоры высокого международного уровня. Мы пригласили сильнейших представителей из 8 стран и известные российские дуэты — всего 26 пар. Очень приятно, что фаворитами являются россияне, Федор Исаев и Анна Зудилина — пара, которая последние полтора года выигрывает абсолютно все крупнейшие турниры и является чемпионами мира в этой программе.

Федор Исаев и Анна Зудилина
Федор Исаев и Анна Зудилина. Фото: Алексей Исмагилов

Еще одна особенность мероприятия: впервые пройдет чемпионат России по Exhibition — это новая категория для нашей страны, но не для мира. Яркие представители направления — Виктор да Силва и Ханна Картунен, многократные чемпионы мира. Они завершили совместные выступления, теперь Виктор работает с Анной Мельниковой — дуэт, ставший выдающимся, исполнит два абсолютно новых шоу-номера для публики Кремлевского дворца. Также мы ждем Игоря Алферова и его южноафриканскую партнершу Amor, которые выступают в категории Exhibition.

Среди участников показательных выступлений публика увидит чемпионов мира по аргентинскому танго в категории Tango Escenario Дмитрия Васина и Сагдиану Хамзину — они подарят нам свой победный номер. Еще один интересный исполнитель — Сергей Чернышев, победитель юниорской Олимпиады прошлого года по брейк-дансу. Пару недель назад МОК принял решение о включении брейк-данса в основную категорию Олимпийских игр. Так что, надеемся, что наш гость через пять лет на соревнованиях в Париже сможет подтвердить свое звание лидера.

— Казалось бы, брейк-данс и спортивно-бальные танцы — разные планеты. Почему такой выбор специального гостя?

— Мне очень нравится брейк-данс с момента его появления 3 десятилетия назад.

Брейк достиг высокого уровня, это очень спортивно и артистично. Факт его включения в Олимпийскую программу очень важен, ведь это танцевальная дисциплина. Может, событие откроет путь в Олимпийские игры и другим танцевальным направлениям.

— Расскажите о жюри — кто будет оценивать пары?

Девять судей оценивают чемпионат Европы. Среди известных и ярких представителей — Маргарет Редмонд из Великобритании, ее очень любят и уважают в танцевальном мире. Маргарет приезжала в Россию еще в 88-м году — 31 год назад, когда я организовывал Московский международный конкурс, она проводила лекцию для наших специалистов. Еще одно имя — член жюри от Финляндии Ханна Картунен, о которой я говорил выше. До того, как начать карьеру в Exhibition, Ханна 8 лет завоевывала «серебро» чемпионатов мира по латиноамериканским танцам. Среди молодых и новых лиц можно отметить Эмануэле Сольди, финалиста чемпионатов Европы и Кубков мира среди профессионалов. Эмануэле приезжал к нам много раз как исполнитель, но завершил карьеру три года назад и теперь выступает в качестве судьи. Россию в судейской панели представляет Евгений Рюпин, вместе с братом Сергеем много сделавший для развития российского танцевального спорта.

— Если бы вы были в числе судей, чем участники могли бы вас покорить — в большей степени безупречной техникой или артистизмом?

Мне нравятся танцевальность, харизма, страсть, желание. Прекрасно, когда на паркет выходит пара, которая хочет быть чемпионами — не из эгоизма, а из желания просто танцевать, чтобы стать лучшими. Пары иногда представляют собой двух отдельных танцоров, которые выступают для публики. Для меня важно, чтобы это был именно дуэт, за чьими страстями, любовью и драмой хочется наблюдать. И, конечно, с высокой техникой.

— В музыкальных паузах на паркет смогут выйти все желающие. Расскажите, как именно это происходит, чтобы наши читатели и ваши гости не стеснялись. Нужно ли иметь навыки в парных танцах?

— Нет, навыки не нужны. На паркет выходят все, кто может просто обняться и делать элементарные движения, как в быту.

Мужчины приглашают своих спутниц, это всегда очень приятно. Танцы — великолепное средство общения и взаимопонимания.

Каждое танцевальное отделение для зрителей длится 20 минут. В первом сыграет оркестр «Данс-лэнд», который сопровождает выступления в рамках Кубка Кремля по европейской программе, с солисткой Натальей Зотовой, лауреатом международных конкурсов. Во втором отделении две песни исполнит наш талисман — юная Анжелика Эланж — и ее в какой-то мере наставник Георгий Мушеев, руководитель группы «Семь ветров». С этим коллективом мы дружим примерно 18 лет и не можем представить события без их участия.

Анжелика Эланж
Анжелика Эланж. Фото: Алексей Исмагилов

— А вас можно будет увидеть в числе танцующих?

— Да, конечно. В первой паузе я обычно даю интервью, а во втором отделении с удовольствием танцую румбу или другой чувственный танец с супругой, иногда выходим на паркет с Еленой и дочерью Анжеликой втроем. Заканчивается вечер всегда приятно: модный дом Helena Elange, который помогает нам в оформлении зала, дарит всем гостям живые цветы.

— Сейчас чемпионат проходит в Кремле. Были ли в вашей карьере знаковые выступления в этом месте?

— Конечно. Самое знаковое выступление было в 80-м году, когда нас пригласили участвовать в праздничном концерте 7 ноября. Артистов для события три дня отбирал отдел культуры ЦК партии, и всего утвердили 11 номеров, в том числе нас. Мы с Людмилой, моей тогда супругой и партнершей, исполняли медленный вальс «Грезы Любви» на музыку Ференца Листа. Что интересно: на сцену, откуда я сейчас веду чемпионат, нужно было выходить, имея с собой паспорт, а у входа стояли проверяющие его ребята из 9-го Управления — высокие, крепкие, с немигающим взглядом. Мне было легко: я мог документы после предъявления положить во фрак. А вот за нами выступали циркачи в легких костюмах — куда они прятали паспорта, даже не знаю.

Перед сценой находился длинный стол и кресла, где сидели члены Политбюро под руководством Леонида Ильича. Помню, как мы танцевали медленный вальс и заканчивали поклоном прямо перед бровями Брежнева, буквально в двух метрах от его бровей. А он нам аплодировал.

К сожалению, тогда не было мобильных телефонов — ни сфотографироваться, ни селфи сделать. (Смеется.) И настолько ему понравился вальс, что нас с Людмилой — единственных среди участников — пригласили в банкетный зал. Помню, стоял я за фуршетным столом и гордился: блюда ломились от яств, и все было свое, советское, а посуда — с гербами Советского Союза. Тогда подумал: «Вот буду я об этом вечере рассказывать — вдруг мне не поверят? Нужен какой-то предмет как доказательство». Рядом стояла такая маленькая солонка с гербом — ее я и взял с собой на память.

Это было 39 лет тому назад. Мы стояли с замами министра культуры, и я спрашивал: «Можно ли в этом зале сделать конкурс?» Мне отвечали: «Нет, здесь такой паркет исторический, редкий, на нем танцевать нельзя». Но прошло время, к счастью, изменились правила — и теперь мы танцуем в Кремле, начиная с 95-го года.

Читайте также: