Почему Обломов лузер и дауншифтер
На летние каникулы десятиклассники московской частной «Новой школы», где кафедрой словесности (там - так) руководит известный педагог Сергей Волков, получили необычное задание. Точнее, задание-то традиционное, но вот то, как оно было преподнесено, привлекло внимание не только учащихся.
Как только текст появился на странице педагога в фейсбук*, он тут же разлетелся по соцсети и вызвал кучу восторженных комментариев. Правда, откликнулись в основном взрослые, которые признавались: увидев спойлеры Сергея Волкова, захотели перечитать классику.
Вот то самое задание педагога, адресованное школьникам, которое вызвало столько разговоров:
- Разослал будущим десятиклассникам список тем и спойлеры книг на следующий год (приписал в письме, что первый откликнувшийся получит конфетку; откликнулись через минуту семь человек из 42; конфетка - двигатель прогресса).
1. Как играть на флейте-позвоночнике/струнах человеческого сердца?
У. Шекспир «Гамлет» + М. Лермонтов «Герой нашего времени» (сентябрь)
2. Как жить в мире абсурда?
Н. Гоголь «Мертвые души» + литература абсурда (Ф. Кафка «Превращение», рассказы Кортасара, М. Булгаков «Дьяволиада», поэзия обэриутов) (октябрь)
3. Кто сильнее - мужчины или женщины?
А. Островский «Гроза», «Бесприданница» + трагедия Софокла «Антигона» + повесть Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» (ноябрь)
4. А если хочется быть дауншифтером?
И. Гончаров «Обломов» + просмотр фильма Н. Михалкова «Несколько дней из жизни И.И. Обломова (летом можно почитать «Обыкновенную историю») (декабрь)
5. Как заработать миллион на стихах?
Н. Некрасов vs А. Фет; Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» (январь)
6. А как насчет побунтовать против всего и всех?
И. Тургенев «Отцы и дети» (февраль)
7. Ну имейте же совесть!
Ф. Достоевский «Преступление и наказание» (летом можно для себя прочесть «Идиота») (март - апрель)
8. Адронный коллайдер русской литературы
Л. Толстой «Война и мир» (апрель - июнь)
А теперь спойлеры:
«Герой нашего времени» - пять историй, закрученных вокруг одного героя, без пяти минут сверхчеловека, который всех вампирит и сам от этого страдает; почти везде любовь и смерть; женщины падают к его ногам, мужчины скрежещут зубами от зависти; он научился разбираться в самом себе и нажимать на разные кнопочки внутри других людей. Книга для тех, кто хочет научиться управлять людьми, кто хочет понять, чем при этом заплатит, и для тех, кто платить не хочет и не хочет, чтоб управляли им.
«Мертвые души» - похождения финансового афериста, который умеет делать деньги из воздуха примерно 15 способами; жизнь бьет его по морде, но он встает, собирает себя в кучку/колобок и катится дальше по российским дорогам, выдумывая новые аферы; кончит плохо, но не в первом томе, который мы будем читать; герой - психолог покруче лермонтовского вампира (если бы они встретились, неизвестно, кто бы победил); в книге делается попытка понять, почему у нас в России все черти, а вместо лиц - рожи, хотя разнообразными талантами нас Бог не обделил; влюбиться в книге не в кого, увы, смертей и страстей в лермонтовском смысле нет, все только едят, пьют, спят, храпят и копят деньги - но кто словит кайф от гоголевского языка, тот самый крутой читатель; кто не словит, пеняйте на себя.
«Леди Макбет Мценского уезда» - жуть кошмарная, шекспировские страсти в русской глуши с целой серией диких убийств; вообще у Лескова крутые сюжеты; если понравится, можно читать и другие повести.
«Обыкновенная история» - книга о том, как из хороших мальчиков типа вас получаются скучные дядьки (девочек тоже касается); о том, как теряются идеалы юности и как взросление оборачивается превращением в то, во что вы не хотели бы превращаться никогда; обычно юные читатели бунтуют и орут, что у нас так никогда не будет; но так произойдет со всеми, исключений почти нет (кроме меня); если хотите знать, как попасть в исключение, читайте «Обыкновенную историю»; не хотите читать - превратитесь в скучного, прозаического, рано постаревшего дядьку (фу!).
«Обломов» - роман для тех, кто любит лежать на боку и хочет получить моральное подтверждение своей лежебочной натуре; для тех, кто чувствует в себе наклонности дауншифтера, кто не боится маргинальности и лузерства, кто имеет силу выпасть из жизни на диван - потому что, чтобы все бросить, нужна сила (и правда, зачем вставать?); для тех, кому вопрос «зачем жить» важнее вопроса «как жить»; для тех, кто хочет уметь оставаться собой и не гнаться за мнимой успешностью большинства; роман медленный и длинный, для релакса на английский манер - в кресле с рюмкой кофе и булкой с маслом (хотя я же не ем глютен, черт); после прочтения, по статистике, человек умнеет в 2,64 раза.
«Отцы и дети» - короткий и динамичный роман о мужских межпоколенческих терках, о двух несложившихся и двух сложившихся любовях; о великой смерти человека, который доверял только пяти чувствам и презирал шестое, седьмое и восьмое, за что и был наказан матушкой-природой; прочитавшие роман научатся спорить с родителями так, чтобы класть их на обе лопатки (а через некоторое время обнаружить уложенными на лопатки себя).
«Преступление и наказание» - сюжет известен всем: студент убивает топором старушку-процентщицу в первой части романа, а потом пять частей мучается; зачем же тогда его читать? А затем, чтобы помучиться самим; вас гарантированно будет бить озноб и прошибать пот; вам подсунут самые простые на вид и самые страшные вопросы, которые никак не может решить человечество; вот например: почему все хорошие люди не могут убить всех плохих - ведь тогда на земле уничтожится зло? Достоевский как никто умеет ставить такие вопросы; не планируйте никаких дел на время чтения романа - вы их не выполните, даже не вспомните о них.
«Идиот» - еще одна мучительная история о том, как сталкиваются на земле (и в сердце человека) добро и зло; лихорадочный, горячий, сбивчивый и одновременно сложно устроенный текст затягивает в себя, как Мальстрем, закручивается в немыслимую спираль; одна сцена, когда демоническая героиня бросает в огонь толстенную пачку денег и заставляет человека, которого она презирает, доставать ее голыми руками (кстати, не скажу, достал он или нет) - одна эта сцена чего стоит, а там этих сцен множество.
«Война и мир» - многолинейная эпопея о жизни людей на огромном историческом фоне; они сталкиваются, как частицы в адронном коллайдере; их так много и так разнообразны их траектории, что есть иллюзия, что тот, кто прочтет роман, поймет все пути и всю тайну жизни; по крайней мере, он будет лучше разбираться в том, как здесь и сейчас, прямо сегодня, складывается и движется история и что может в этом безостановочном движении сделать отдельный человек, то есть он сам.
Островского, Фета и Некрасова летом не читайте, ничего не поймете.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
«Ничего нового или космического»
«Потрясающе!», «Мне бы в школе такие спойлеры, я б литературу любила», «Хочу к вам на уроки литературы», «Вот что значит правильная подача информации», - написали пользователи на странице Сергея Волкова. Но тысяча перепостов и 500 новых подписчиков озадачили педагога. О чем он сообщил в еще одном комментарии. Про школьные произведения, по его мнению, он не сказал ничего нового или космического. А урокам литературы ничто не мешает проходить в форме диалога, в котором «нет борьбы за правильность суждений, никто никому ничем не угрожает и никто никого не боится». «Мои спойлеры выглядят как бы репликой в таком диалоге, в меру провокационной, в меру ироничной, небессмысленной - все, что входит в состав нормального живого высказывания при нашем повседневном общении», - пишет автор. С таким подходом и правда многое хочется перечитать.
Рисунки Валентина Дружинина
*Организация запрещена на территории РФ