Получив роль в «Самоубийце», знаменитый актёр погиб

Сцена из спектакля «Самоубийцы», когда в нём ещё играл Роман Ткачук (сидит в центре). Фото: © РИА «Новости»

Раздавленный Валентин Гафт не мог поверить в смерть Анатолия Папанова

Сразу несколько знаменательных дат отмечает в этом году московский Театр сатиры, один из самых суперзвездных в нашей стране. Главный юбилей, разумеется, - его грядущее 95-летие.

Летом 24-го года в подвале дома в Большом Гнездниковском переулке, где до этого с визгом задирали юбки барышни из кабаре «Летучая мышь», начались первые репетиции театра, которому суждено было стать самым любимым у простых советских людей. На его сцену выходили сотни популярных артисты, один из которых, нынешний худрук ТС Александр Ширвиндт, недавно отмечал 85-летие.

Но это еще не все.  Бывший главный режиссер, легендарный Валентин Плучек, мог бы в сентябре справить 110-летие!

На экскурсию в прошлое театра нас с вами любезно согласилась провести одна из старейших актрис труппы - Зоя Зелинская, та самая пани Тереза из «Кабачка «13 стульев». В декабре ей, кстати, стукнет 90!

- Я пришла в Сатиру в 1954-м, сразу после окончания ГИТИСа, - начала рассказ Зоя Николаевна. - Театр располагался на Малой Бронной и считался одним из самых интересных в Москве. Будущий худрук Валентин Плучек, который спустя три года возглавит труппу и продержится на этом посту больше 40 лет, тогда работал простым режиссером. Коллективу требовалась новая кровь, вот меня, дипломированную молодую специалистку, и взяли.

Я быстро влилась в коллектив и сразу получила много ролей.

(В 63-м театр Сатиры переехал на Ленинградский проспект, но пробыл там недолго. В 1964 году был переведен на Триумфальную площадь. Где находится сейчас… Когда-то Всеволод Мейерхольд собирался реконструировать и расширить здание у метро «Маяковская», где теперь расположен Концертный зал Чайковского. Мечтал превратить его в крупнейший театр в Москве. Проект был готов, а во время строительства Мейерхольда арестовали за контрреволюционную деятельность и вскоре расстреляли. А его детище прикрыли.

Как раз там, по соседству с символом оттепели - театром «Современник», новый руководитель Плучек и хотел получить здание для театра – Я.Г.)

- Валентин Николаевич, - продолжает Зоя Зелинская, -  поставил ошеломительный спектакль «Дом, где разбиваются сердца», где блистали великолепные Лидия Сухаревская и Борис Тенин.

Анатолий Папанов и Михаил Державин в спектакле «Последний парад» (1968 г.). Фото: © РИА «Новости»

Эта работа, где я тоже играла, стала потрясением для театральной Москвы. И вскоре нас перевели в новое здание. Правда, его реконструкция растянулась. Из прежнего места нас попросили съехать, а новое еще не было готово. За простой коллективу, конечно, платили, но какие-то гроши. Помню, Анатолий Папанов тогда кричал директору: «Долго я еще буду получать эти жалкие 75 рублей?»

Для талантливого самородка Анатолия Дмитриевича за годы работы в Сатире не поставили ни одного бенефисного спектакля. Хотя он вроде был на короткой ноге с Плучеком. А потом у главрежа появился молодой любимчик - Андрей Миронов, он пришел к нам в начале 60-х. «Сколько можно давать ему роли, один Миронов кругом! - по-доброму злился Папанов. - Он у вас уже весь в крэме, а вы ему все новые и новые пирожные подносите!»

Андрюша был бесподобен на сцене. Я, например, обожала спектакль «Над пропастью во ржи». А его строгая мама Мария Владимировна с упоением читала всех восторженных критиков. «Меня устраивает, только если пишут, что он играет гениально!» - говорила она.

Марию Владимировну Андрей всегда безумно боялся. Когда его отец Александр Менакер в 1982 году умер, Плучек пообещал безутешной вдове Мироновой взять ее к нам в театр. Но Андрюша взмолился: «Валентин Николаевич, если вы это сделаете, мне не жить!» И главреж поменял решение. Миронова его за это возненавидела.

«Карлсон» и его единственная жена Валентина, которой он безбожно изменял. Фото из личного архива Карины Мишулиной

Кошмарные годы

- В начале 70-х в спектакле «Затюканный апостол» я играла беременную героиню. Тогда и на самом деле забеременела. В 1972 году, в 42 года, во время летнего отпуска родила сына Сергея. Почему так тянула? Хотелось играть, ездить на зарубежные гастроли. Там, кстати, принимающая сторона выплачивала артистам часть прибыли от показа в валюте. Но эти деньги полагалось немедленно сдать в советское посольство. На наших с Папановым глазах в Болгарии один актер из Театра Ермоловой устроил истерику: «Я ничего не отдам! У меня двое маленьких детей». По возвращении в Москву у бедолаги начались серьезные проблемы.

Но вернемся к моему малышу. Мой второй муж - блестящий журналист Валерий Леднев (редактор международного отдела газеты «Советская культура» - Я.Г.) был на седьмом небе от счастья, когда Сережа родился. Я же не стала в декрете засиживаться. Сразу вернулась на сцену. Коллеги в театре встречали меня в холле с живым оркестром. На груди у музыкантов висели погремушки, пустышки, распашонки - выглядело очень трогательно.

Когда сыну было 16, для нас с ним весь мир в мгновение рухнул - наш папа и муж скоропостижно умер. Валере было лишь 64 года.

1987-й вообще стал годом невосполнимых потерь для всего Театра сатиры. 5 августа скончался Анатолий Папанов. Раздавленный Валя Гафт мне тогда позвонил и сказал: «Как же это могло произойти? Анатолий Дмитриевич же гигант!»

На его похоронах все народные и заслуженные рыдали. А меньше чем через две недели, на гастролях в Риге, скончался и Андрюша Миронов. Незадолго до этого одного за другим не стало заместителя директора, завлита и помощника режиссера. Просто кошмарный год!

Подобный ужас повторился в самом начале 1994-го. Тогда умерла Майя Гнездовская, жена нашего актера Романа Ткачука. Рома скончался в тот же день. Сразу два гроба установили у нас для прощания.

Вместо Романа на роль Подсекальникова в спектакле «Самоубийца» Плучек ввел актера Мишу Зонненштраля. По режиссерской задумке он лежал в гробу половину второго акта. А потом мы узнали, что Михаил погиб. Плучек немедленно велел убрать «Самоубийцу» из репертуара. Для Спартака Мишулина, который там играл, это стало неприятным сюрпризом.

Тимур Еремеев, внебрачный сын Спартака Мишулина, недавно обзавёлся женой и дочкой. Фото: Instagram.com

Милый мальчик

- Мишулин, к слову, был очень закрытым человеком. Но многие в театре знали, что Тимур Еремеев, который некоторое время назад предал огласке их тайну, на самом деле его внебрачный сын.

Я, например, слышала, как Зиновий Высоковский, увидев у Спартака фото Тимура, прямо поинтересовался, кто этот мальчик. «Это мой сын», - не стал скрывать Мишулин. А потом и сам Тимур стал приходить к отцу в театр. Костюмеры его пирожками подкармливали, пока дожидался отца, играющего спектакль. Милый и трогательный мальчик.

А дочку Спартака Карину многие у нас считали взбалмошной. Она спустя годы пришла в штат театра. Но после участия в скандальных ток-шоу стала вдруг отказываться выходить в массовке. И ее сразу же уволили. А как иначе? Тимур же - воспитанный парень и хороший актер. И выдержка у него железная. Я стала его еще больше уважать после этой истории.

Мама парня - геолог Татьяна - познакомилась с актёром, когда ей было 16

Если вернуться к их отцу, то мой первый муж Георгий Зелинский, который работал у нас завтруппой и помощником главного режиссера, а потом стал постановщиком телевизионного «Кабачка 13 стульев», очень ему помог. Дал Мишулину звездную роль пана Директора в «Кабачке».

Зелинскому, к слову, идея «Кабачка», поначалу не нравилась. А меня сразу зацепила. Я как прочитала сценарий, тут же набрала Оле Аросевой. Рассказала, что это супер и что там отличные монологи. Она с кем надо договорилась, и телеспектакль запустили. Однажды, когда я делала маникюр в гостинице «Националь», внизу в киоске купила журнал «Юмор наших друзей», где печатались шутки из ГДР, Польши и Югославии. Они такими смешными оказались, что Зелинскому лишь одним глазком показала, и он тоже загорелся идеей «Кабачка»…


Продолжение следует.