Заслуженный артист России Александр Чевычелов: в «Сатире» огромные зарплаты!
Заслуженный артист России Александр Чевычелов наверняка знаком многим читателям по роли первого мужа Марии Швецовой в сериале «Тайны следствия». На его счету еще почти сотня киноработ и долгая служба в БДТ. В Театре сатиры Александр Викторович играет девять лет, занят в семи постановках. На досуге 58-летний актер шьет кукол, мечтая о внуках.
- Правда, что ваш папа-военный категорически не хотел, чтобы вы стали актером?
- А вот и нет! Я родился артистом. По рассказам, уже с двух лет выступал под радио. Потом мы долго жили в Венгрии, и в четыре года я танцевал твист во дворе за шоколадки и конфеты. За что стоял в углу. Мама ругалась: «Тебя что, дома не кормят?» Когда сказал родителям, что собираюсь в театральный, папа не отговаривал. Просто он считал, что это блажь и я не поступлю. И, действительно, зачислили меня только с третьей попытки после того, как отслужил в армии.
- Почему, живя в Белгороде, выбрали Воронежский театральный?
- В школе учился средне, естественные науки не давались. Мне казалось, что в Москву или в Питер могут поступить только отличники. Вообще был несведущий. Например, когда узнал, что при поступлении нужно читать, решил - речь о газете. Мол, комиссия будет слушать, как ты читаешь газету без запинки. И на полном серьезе тренировался.
- Тоже полезное дело, особенно если это «Экспресс газета»! Студенческая жизнь была бурной?
- Это один из самых прекрасных периодов в жизни! Во-первых, когда поступаешь на первый курс, думаешь, что теперь все двери открыты и ты будущая звезда. Хотя нам говорили: «Готовьте себя к работе в Большом драматическом театре, и тогда, возможно, вы попадете в хороший областной». Во-вторых, студенчество - это первые настоящие влюбленности. Многие женятся, и я - не исключение. Моей супругой стала Светлана Казарцева, сейчас она снимается в сериалах, занимается дубляжом.
- Вскоре после свадьбы у вас родился сын. Тяжело было?
- После окончания института мы решили устроиться в Курский драмтеатр - там служили мои друзья. Жена забеременела, когда нас туда уже приняли. И я сообщил новость о пополнении главному режиссеру театра. «Как вы представляете себе работу с ребенком на руках?» - спросил он. «Ну как: ребенок поспит, поест и опять поспит», - отвечаю. На том конце провода возникла пауза: «Да? Ну приезжайте!» Нам выделили комнату в общежитии с туалетом и душем. Когда сыну Филиппу было четыре месяца, жена вышла на работу. Таскались с ним на репетиции, спектакли. Он часто плакал из-за болей в животике. Все артисты нам помогали. А иногда, представляете, мы оставляли Филиппа одного в коляске у служебного входа. Потому что хорошо он спал только на улице - в помещение по 15 минут максимум. Такая беспечность… Репетировали, а он там один. Бабуля-вахтерша в окно за ним приглядывала.
- Потом вы развелись и уехали в Питер?
- Не совсем. Из Курска мы перешли в Воронежский ТЮЗ. На первое время Филиппа отвезли к моим родителям. А уже потом мы развелись, и я уехал в Питер. Ко мне сын переехал лет в 9. В 90-е с деньгами было туго. Иногда даже на еду не хватало. Как-то на 9 Мая к нам пришли друзья в гости, а в холодильнике одно яйцо и полбуханки сухого черного хлеба. Но ничего: размочили и на сковородке пожарили с яйцом. В ту пору из-за ответственности за сына брал подработку. Например, вел корпоративы, «дедморозил». Многие артисты еще в советские годы за одни новогодние праздники зарабатывали себе на машину. Тогда же товарищи позвали ведущим в ночной клуб «Континент» на Невском. По пятницам я работал, а по субботам - Дмитрий Нагиев. Он уже был популярен, и в Димины дни было не пробиться: с ним в клуб заходили толпы поклонниц.
- Насколько сложно было уйти из БДТ, где вы проработали 12 лет?
- Безумно тяжело. Я не был согласен с политикой тогдашнего худрука Тимура Чхеидзе. А если чувствую, что не нужен, обрываю все и сразу. Оставаться в Питере, покинув БДТ, не мог и решился на переезд в Москву. Готов был устроиться в любой театр. О чем знала моя партнерша по фильму «Люди добрые» Таня Яковенко. Она поведала об этом своей подруге Алене Яковлевой. А та как раз заприметила меня в этой картине и рассказала обо мне Александру Ширвиндту. Встретились с ним, показал отрывки из фильмов. Так и попал в Театр сатиры, который стал для меня домой. Но, признаюсь, БДТ по-прежнему люблю и всегда слежу за его успехами. Ведь там я состоялся как артист.
- Как приняли в «Сатире»?
- Очень доброжелательно. Вообще грех жаловаться - я много играю, мы все тут очень хорошо получаем! Когда узнаю, какие зарплаты в других театрах, прихожу в ужас. Как можно жить на такие деньги? Притом где-то еще и сниматься не разрешают! С Ширвиндтом же всегда можно договориться. Кстати, Александр Анатольевич постоянно дает шанс, если актер проштрафился. Он терпелив ко многим актерским слабостям и на крайние меры идет, только когда становится невозможно работать. Атмосфера в театре дружелюбная. Мы тесно общаемся. К сожалению, как раньше не засиживаемся в гримерочке за рюмочкой, но праздники отмечаем. Вот в конце сезона удалось отпраздновать день рождения Любы Козий: ходили в лес на шашлыки, песни пели - настоящий «пир духа»! А так - фиг вырвешься. Сейчас у всех съемки, домашние дела…
- А у вас?
- Я убежденный холостяк. Бывшая жена оставила мне такую палитру красок, которую до сих пор использую в творчестве. Другой, такой как она, в моей жизни не случилось. Влюбляюсь периодически, но влюбленность не любовь. Жениться только для того, чтобы тебе готовили и обстирывали, считаю непорядочным. Я самодостаточен. Но кто знает: может, еще полюблю и все-таки женюсь.
Вообще внуков очень жду. Но сын весь в работе - он тоже актер. Вывод, к которому я пришел касательно детей: их должны воспитывать только родители. И я Филиппу об этом говорил. Ведь он сам жил с дедушкой и бабушкой с десяти месяцев. Мы его навещали, дарили подарки, уезжали и думали, что этого достаточно. Дедушки, бабушки, дяди и тети Филиппа обожали. Но ребенку необходима каждодневная любовь мамы и папы рядом.
КСТАТИ
- Весной ожидается премьера сериала «Тайны следствия. XIX век». Сценаристы пофантазировали о том, что было бы с полюбившимися героями, если бы они жили в позапрошлом веке.
Фото из личного архива Александра Чевычелова