Выдающемуся памятнику эпохи Возрождения грозит разрушение

Фото: globallookpress.com

У Давида косит глаз и не хватает мышцы

Многие и сейчас идут в Пушкинский музей в Москве, прежде всего чтобы посмотреть на Давида. У нас установлена копия - эту скульптуру, кстати, тиражируют чаще всех. Можно представить ажиотаж, когда 8 сентября 1504 г. на площади Синьории во Флоренции заинтригованной публике представили подлинное творение Микеланджело. Накануне знаменательной даты вспоминаем 515-летнюю историю одной из самых узнаваемых статуй мира.

Микеланджело Буонаротти (1475 - 1564 гг.)

Давид должен был стать одной из 12 скульптур, украшающих купол храма Санта-Мария-дель-Фьоре. 26-летний Буонарроти приступил к работе 13 сентября 1501 года. Контракт с ним составил 144 флорина (золотые монеты) и вскоре был увеличен до 400. Эти деньги позволяли безбедно жить пять лет.

Блок Дуччо

Массив мрамора из каменоломни Каррары в 100 км от Флоренции назвали по имени мастера Агостино ди Дуччо. Он взялся было за статую, но забраковал камень. 40 лет глыба валялась без дела, пока не подключился Микеланджело, который трудился в одиночку, под открытым небом.

Давление массы

Поставленный вертикально, каменный блок мог разрушиться. Чтобы уменьшить вес, мастер обрезал его по силуэту, а потом глыбу подняли и прислонили к стене.

От микро к макро

Скульптор ваял без крупномасштабных чертежей - лишь по эскизам и восковой модели.

Стремянки с поворотом

Микеланджело работал на поворачивающимся столе и четырех лесенках со ступеньками.

Передвижная конструкция

Исполина на купол собора было не поднять, и его решили переместить на площадь Синьории к Дворцу правительства. Для этого соорудили деревянную клетку, внутри которой висела опоясанная веревками фигура.

Приспособления

Будучи левшой, Микеланджело ловко орудовал обеими руками. Сам ковал себе инструменты. Для полировки использовал камни.

Ошибочка вышла

С 1808 по 1815 гг. для защиты от осадков статую покрывали горячим воском.

В 1843-м скульптор Аристодемо Костоли провел неудачную реставрацию, используя острое долото и раствор соляной кислоты, которая смыла благородный слой патины.

Правая рука

Выглядит слишком большой. Возможно, это связано с прозвищем библейского героя: Manu fortus - сильная рука.

Между 1808 и 1815 гг. реставратор Стефано Риччи переделал средний палец.

Левая рука

Молчаливый красавец, скорее всего, левша: праща (веревка с камнями) перекинута через левое плечо.

Обман зрения

Давид косоглаз, что незаметно снизу. Микеланджело сделал так, чтобы профиль выглядел идеально с любой стороны.

В 1527 году часть левого предплечья отколол камень, брошенный восставшими против клана Медичи. Лишь спустя 16 лет конечность прикрутили болтами.

Признак породы

Давид не обрезан, поэтому в XX в. власти Иерусалима не приняли у флорентийцев слепок со статуи. В 1857-м гипсовую копию в Музее Виктории и Альберта в Лондоне снабдили фиговым листом на случай визитов королевы. Кстати, маленький пенис по старинным канонам - знак благородного происхождения.

Еще одна травма

В 1873-м статую перевезли во флорентийскую Академию изящных искусств - ее место в 1910-м заняла копия. На новом месте наклон фигуры сместился на три градуса, вызвав трещины в левой лодыжке.

Накал страстей

Голые факты

Банные процедуры

На пьедестале

Сюжет

Изваяние отсылает к ветхозаветной истории о противостоянии Давида, ставшего иудейским царем, и предводителя филистимлян великана Голиафа, смеявшегося над богами. Давид убил его камнем в лоб.